Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 13(225)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Колесникова В.И. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В КОРЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 13(225). URL: https://sibac.info/journal/student/225/284558 (дата обращения: 23.12.2024).

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В КОРЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Колесникова Валерия Игоревна

студент, по направлению подготовки «Востоковедение и африканистика», по профилю «Корееведение», Дальневосточный федеральный университет,

РФ, г. Владивосток

HISTORY OF THE SOCIAL STATUS OF WOMEN IN KOREAN SOCIETY

 

Valeriia Kolesnikova

student, Department Korean studies of the Institute of Asian and African, Far Eastern Federal University,

Russia, Vladivostok

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье проанализирована история социального положения женщин в корейском обществе. Гендерная дискриминация обусловлена особенностями культуры и основным религиозным течением – неоконфуцианством. В настоящий момент женские общественные организации влияют на социальную и политическую сферы. Однако найти универсальное решение проблемы пока не представляется возможным. На мой взгляд, необходима перестройка сознания населения страны и изменение законодательства.

ABSTRACT

This article analyzes the history of the social status of women in Korean society. Gender discrimination is due to the peculiarities of culture and the main religious trend - neo-Confucianism. At the moment, women's public organizations influence the social and political spheres. However, it is not yet possible to find a universal solution to the problem. In my opinion, it is necessary to restructure the consciousness of the country's population and change the legislation.

 

Ключевые слова: социальное неравенство, женские общественные движения, корейское общество, корейские женщины.

Keywords: social inequality, women's social movements, Korean society, Korean women.

 

Социальное неравенство мужчин и женщин является острой проблемой во всем мире. Однако в странах Азии дискриминация по половому признаку выражена наиболее ярко и затрагивает все сферы общественной жизни. Повсеместная распространенность данного явления в этих странах обусловлена устоями и традициями, которые создавались в глубокой древности и поддерживались веками. В данной статье тема гендерного неравенства будет рассмотрена на примере корейского общества. В настоящее время в Республике Корея наблюдается тенденция роста заинтересованности населения в вопросах социального равенства мужчин и женщин. Данная тема активно обсуждается в Онлайн-пространстве страны. Также широкое распространение среди населения получили различные общественные движения в защиту прав женщин, что подчеркивает актуальность этой проблемы для корейского общества.

Проблема социального неравенства мужчин и женщин берет свое начало в глубокой древности. С конца XIV века в Корее укрепилось неоконфуцианство, а вместе с ним и патриархальные ценности [3, с. 9].

Женщины практически не участвовали в общественной жизни и не имели права голоса.  А для именования женщины можно было к названию места ее рождения прибавить морфему «댁» (тэк) или обозначить как чью-то жену или мать. Притеснение было обусловлено не только идеологией, но и социально-экономическими реалиями. Долгое время женщины даже не задумывались над тем, насколько несправедливо отношение к ним со стороны мужчин [5, с. 193].

Первые попытки борьбы с мизогинией были предприняты в конце XIX века, когда появилось первое общественное движение в Корее, которое основали аристократки Сеула. Они выступали за доступность образования для женщин [2, с. 263]. Однако вплоть до начала XX века Корея оставалась патриархальным государством, где господствовало представление о том, что женщина должна быть изолирована от мира и посвящать свою жизнь бытовым проблемам [3, с. 10].

Во времена Японской оккупации (1910–1945) гг. количество женских движений значительно возросло [3, с. 11]. Они объединяли представителей разных социальных слоев, имели устав и четкую идеологию.  Так, в апреле 1919 г. появилось Общество женщин-патриоток Кореи (Тэхан эгук пуинхве). В 1922 г. было открыто отделение международной организации — Христианской ассоциации молодых девушек. В 1924 г. возникло объединение социалисток (Чосон ёсон тонгухве), а в 1925 г. — Всеобщий женский молодежный союз (Ёджа чхоннён чхон тонмэн). Несмотря на то, что главной целью этих организаций была национально-освободительная борьба с японским колониальным режимом, а не решение гендерной проблемы, они положили начало изменению укоренившегося положения женщин в обществе [2, с. 265].  Рост популярности общественных объединений был обусловлен тем, что во времена оккупации, гражданской войны и последующего разделения страны имели место многочисленные случаи нарушения прав человека. Таким образом, выступления против дискриминации по гендерному признаку тесно переплетались с борьбой всего корейского народа за свои права и независимость [5, с. 195].

В июле 1927 г. женские движения объединились в единую организацию «Общества друзей мугунхва» (Кынухве). Которой был принят манифест, включающий требования о запрете феодальных обычаев, дискриминации в оплате труда и обществе в целом, ночного труда для женщин; а также введение оплачиваемого отпуска по беременности. В обновленной версии были добавлены еще более прогрессивные пункты: свобода развода, слова, печати и собраний, создание медицинских учреждений и детских садов для рабочих и крестьян. Несмотря на то, что Кынухве просуществовала всего 4 года, активистки смогли существенно изменить жизнь представителей женского пола (правовой статус женщины был закреплён в официальных документах, представители женского пола впервые проявили себя в политической деятельности) [2, с. 270, 3, с. 12].

15 августа 1948 года образовалось либерально-демократическое государство — Республика Корея, ориентированное на американскую модель развития. С этого момента корейскому обществу стали необходимы коренные перемены, особенно в вопросе социального неравенства мужчин и женщин [2, с. 271].

При Американской военной администрации значительные изменения претерпела сфера образования. В конце 1940-х годов 6-летнее начальное образование стало обязательным для детей обоих полов. До этого момента девочки практически не получали школьного образования. К 70-м годам прошлого века соотношение девочек и мальчиков, отдаваемых в младшую, среднюю и старшую школу постепенно выровнялось [5, с. 200]. Однако патриархальные традиции и неоконфуцианские представления по-прежнему главенствовали среди населения Кореи.

В 80-х годах прошлого века появилась возможность с помощью УЗИ узнавать пол будущего ребенка. За этим последовали массовые аборты эмбрионов женского пола, что привело к выраженному гендерному дисбалансу в стране. Так, в 1990-м году соотношение новорожденных мальчиков и девочек составляло 116,5 к 1001. Данную проблему удалось решить с помощью запрета врачам заранее сообщать родителям пол ребенка. Но нормализовать соотношение новорожденных детей удалось только к 2010 году [5, с. 201].

Кроме того, в этот период активное развитие получили рабочие движения, которые внесли изменения в экономическую сферу, защищая интересы и права работающих женщин [2, с. 274]. Однако их появление не способствовало значительному расширению возможностей для женщин на рынке труда [5, с. 203]. Заметно увеличилось число работников женского пола только в промышленности, на транспорте и в офисе, но на руководящих должностях их так и не появилось. Это было связано с тем, что в эти годы большинство замужних женщин оставляли работу в пользу семьи [4, с. 90, 5, с. 197].

Азиатский финансовый кризис (1997–1998) утвердил модель семьи, в которой работают оба супруга, однако дискриминация не исчезла, а стала еще масштабнее. К женщинам по-прежнему относились как к людям второго сорта. Зачастую работодатели позволяли себе нарушать личные границы и оскорблять сотрудниц. Заработную плату часто задерживали под разными незаконными предлогами [5, с. 192]. Острое ощущение неравенства в обществе побудило работниц организовать Профсоюз женщин Кореи (Чонгук ёсон нодончохап), который поддерживал трудящихся и выступал за признание труда домохозяек «трудовой занятостью» [2, с. 268].

Однако практически до начала XXI века идеи женской эмансипации в Республике Кореи разделяли только прогрессивные жительницы городов, а в сельской местности данные идеи не получали особого распространения [5, с. 206].

В настоящее время среди стран ОСЭР Республика Корея занимает первое место по разрыву в зарплатах между женщинами и мужчинами, и последнее – по числу женщин среди управленцев [5, с. 196].

Также, политический режим Республики Корея эволюционирует в сторону авторитаризма, за счёт чего усиливается иерархизм и возвеличивание традиционных семейных ценностей [2, с. 269]. Поэтому вопрос гендерного неравенства вновь стал предметом споров. С одной стороны, общество развивается и стремится к улучшению общего уровня жизни для всех независимо от пола. С другой стороны, влияние традиций очень велико, поэтому стремление женщин к равенству не представляется естественным. Несмотря на это, данная проблема активно обсуждается в Интернете, где люди могут свободно выразить своё мнение и найти единомышленников [3, с. 13].

Кроме того, в Республике Корея активно функционируют женские общественные движения, которые чутко реагируют на возникающие социально-экономические и политические проблемы, добиваются реальных изменений в обществе [1, с. 78].

В 2016—2017 гг. крупные женские организации единодушно поддержали импичмент Пак Кын Хе, выразив при этом серьезную озабоченность тем, что дискредитация первой женщины-президента может негативно отразиться на статусе женщин-политиков в Республике Корея [3, с. 12].

В 2018 году Со Чжи Хён обвинила бывшего прокурора министерства юстиции Ан Тэ Гына в неподобающем поведении по отношению к себе. Результатом этого резонансного дела стал ряд обвинительных процессов против некоторых известных представителей Южной Кореи, что привело к популяризации движения #MeToo. 15 марта 2018 г. около 340 гражданских организаций развернули кампанию в поддержку движения MeToo, стартовавшего в США осенью 2017 г. и впоследствии охватившего и Южную Корею. #MeToo – движение, ставящее своей целью огласку актов харассмента для предотвращения их распространения. Эта организация не стала настолько же популярной на территории Южной Кореи, как в США, но она существенно изменила гендерную политику в стране [1, с. 80, 4, с. 95].

Таким образом, до недавнего времени неравное положение в обществе мужчин и женщин считалось частью культуры и особенностью традиционного общества, поэтому не вызывало большого общественного резонанса. Только в последние десятилетия женщины стали активно бороться за свое место в обществе и открыто говорить о проблеме социального неравенства мужчин и женщин. Женские общественные организации на данный момент способны влиять не только на социальную, но и на политическую сферу. Однако полностью искоренить дискриминацию в обществе пока не представляется возможным. К решению данной проблемы необходим комплексный подход: важно внести изменения как на законодательном уровне, так и перестроить сознание населения страны.

 

Список литературы:

  1. Герасимова И.Г., Шамсутдинова Г.Т. Движение #Metoo и его влияние на культуру отдельных стран // Современные вопросы филологии и переводоведения. – 2018. – С. 76-80
  2. Ким Н.Н. Эволюция женского общественного движения в Республике Корея / Н.Н. Ким. – КНДР и РК – 70 лет. Коллективная монография М.: «Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук», 2018. – С. 263-276
  3. Комарова К.А. Гендерный дискурс в информационном пространстве Республики Корея на примере материалов YouTube канала Asian Boss // Взгляд молодых ученых на проблемы зарубежного регионоведения. Сборник научных работ преподавателей и студентов. Новосибирск. – 2021. – С. 9-13
  4. Пунина К.А., Фадеев Г.А. #METOO как технология воздействия на политику // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. - 2021. - №1. - С. 84-95
  5. Яковлева Н.Л., Солдатова М.В. Отражение проблемы гендерной дискриминации в Республике Корея в произведении Чо Нам Джу «Ким Джи Ён, рождённая в 1982 году» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2021. - №1 (843). – С. 192-206

Оставить комментарий