Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 10(222)

Рубрика журнала: Политология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Жамбулова А.А. МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 10(222). URL: https://sibac.info/journal/student/222/282505 (дата обращения: 23.12.2024).

МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Жамбулова Альмира Абаевна

студент, кафедра общественных наук и молодежной политики, Оренбургский государственный медицинский университет,

РФ, г. Оренбург

Телякаева Альбина Фаргатовна

научный руководитель,

канд. полит. наук, Оренбургский государственный медицинский университет,

РФ, г. Оренбург

YOUTH EXTREMISM AND ITS PREVENTION

 

Almira Zhambulova

student, Department of Social Sciences and Youth Policy, Orenburg State Medical University,

Russia, Orenburg

Albina Telyakaeva

scientific supervisor, candidate of political sciences, Orenburg State Medical University,

Russia, Orenburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется развитие молодежного экстремизма и его профилактика в мире. Рассмотрены виды экстремистских групп, их история развития, а также меры профилактики в России и в западных странах. Проведен анализ влияния толерантности на разрешение проблем экстремизма.

ABSTRACT

The article analyzes the development of youth extremism and its prevention in the world. The types of extremist groups, their history of development, as well as preventive measures in Russia and in Western countries are considered. The analysis of the influence of tolerance on the resolution of extremism problems is carried out.

 

Ключевые слова: экстремизм; молодежный экстремизм; скинхеды; профилактика молодежного экстремизма; направления и меры профилактики молодежного экстремизма; толерантность.

Keywords: extremism; youth extremism; skinheads; prevention of youth extremism; directions and measures for the prevention of youth extremism; tolerance.

 

Экстремизм (от лат. extrеmus — «крайний, чрезмерный») — приверженность крайним и радикальным взглядам, методам действий.

Молодежный экстремизм – деятельность физических лиц в возрасте от 14 до 30 лет или их объединений, приверженных к крайним взглядам и мерам в политике, экономике, религии, экологии и т.п., направленная на совершение запрещенных законом деяний для достижения своих целей.

Первые суб- и контркультурные молодежные сообщества битников, хиппи, "новых левых", борцов за равноправие негров, пуэрториканцев, индейцев появились в 50-е годы ХХ века. Появляются музыкальные рок-культуры (панки), "параллельное кино", "психоделическая живопись", андеграунд, скинхеды и т.д.

Социально-политические и социально-экономические ситуации 90-х годов, которые неблагоприятно повлияли на формирование молодого поколения России, обеспечили предпосылки размывания традиций определенной части молодежи, отклонения ее поведения, включая создание субкультур экстремистской направленности.

В конце 60-х годов спонтанные молодежные субкультуры постепенно стали видоизменяться в хорошо организованные, агрессивные, враждебные группировки, и в начале 90-х они уже стали носить явно экстремистский характер. Контркультуры характеризовали специфические стремления и расположения молодежи к самовыражению в разнообразных формах - внешний вид и одежда, особый сленг и поведение, непохожие на общепринятые.

Субкультура, в отличие от контркультуры, не обязательно вступает в противоречие с господствующей культурой общества, не всегда может противопоставлять ей свои нравственные нормы, принципы, правила и традиции, другими словами, не стремиться доминировать в обществе. Но часто ряд молодежных субкультур перерастают в контркультуру, приобретают ее бунтарские, протестные черты. Примером могут служить гопники, футбольные фанаты, скинхеды, неонацисты.

Самой массовой молодежной контркультурой экстремистской направленности является движение скинхедов (бритоголовые), насчитывающих в своих рядах десятки тысяч молодых людей, в том числе, студентов вузов. Cкинхеды - молодёжная ультраправая контркультура, представители которой основываются на националсоциалистической идеологии, деятельность которых носит явный экстремистский характер. Первоначально субкультура скинхедов возникла в Великобритании, в конце 60-х годов XX века, которая поначалу имела аполитичный характер и была тесно связана с английской субкультурой этого периода - модами, с чёрной ямайской эмигрантской молодежью и популярными в молодежной среде того времени – регги. В 80-х годах, как результат политической агитации лидера рокгруппы Skrewdriver Яна Стюарта Дональдсона и Британского национального фронта, в среде аполитичных скинхедов стали появляться расистски настроенные молодые люди – “солдаты” Священной Расовой Войны, воюющие против «недолюдей» - цыган, негров, евреев и прочих, в более широком смысле всех не арийцев, многочисленных иммигрантов из стран третьего мира. Образ сильных, смелых, наглых молодых людей оказался очень популярным в неонацистском движении. В России и постсоветском пространстве контркультура скинхедов впервые появилась в 80-90-е годы. Основы идеологии: скинхеды позиционируют свою культуру как национально-освободительное движение, провозглашают идеи превосходства белой, арийской расы; демонстрируют крайний расизм, антисемитизм и ксенофобию, ярые противники нелегальной иммиграции. Особый культ у скинхедов формируется вокруг личности Гитлера и других лидеров нацистского движения. Являясь участниками праворадикального движения, скинхеды являются сторонниками крайних мер с применением насилия в особо жестокой форме, что соотносится с экстремизмом. Многим из них близка идея революции, то есть государственного переворота с целью установления национал-социалистического режима.

Среди современных конрткультур привлекательными для молодых людей являются крайне левые и крайне правые экстремистские организации, предоставляющие ощущения романтики, риска, собственной значимости, возможность активной деятельности и не делающие акцента на моральные и умственные качества личности.

В России многие школы и вузы, органы управления образованием разрабатывают специальные планы профилактики экстремизма, создают рабочие группы, проводят разнообразные профилактические мероприятия.

16 января 2020 года утвердились поручения по созданию организации по реализации государственной национальной политики, основной целью которых является снижение количества конфликтов и конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений. Организация выполняла задачу по профилактике и предупреждении экстремизма в деятельности молодежных объединений.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, при формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации, определяет цели, принципы, основные направления и формы реализации молодежной политики в Российской Федерации.

В зарубежных странах можно выделить два основных направления профилактики экстремизма в молодежной среде:

1) снижение влияния внешних причин и условий проявления экстремизма в молодежной среде;

2) воздействие на внутренние причины и условия проявления экстремизма в молодежной среде.

Первое направление объединяет в себе формы деятельности, направленные на формирование социального окружения молодежи, способствующего устойчивости молодых людей к экстремизму, противостоящего его распространению в молодежной среде. Данные цели достигаются путем разрешения проблем в социальных взаимодействиях различных групп, служащих основанием для развития экстремизма в молодежной среде. В рамках зарубежных программ профилактики экстремизма среди подобных проблем в качестве наиболее значимых выделяются, прежде всего, конфликтные взаимоотношения и социальная напряженность между группами «с различной культурной принадлежностью», например, этническим или религиозным меньшинством и большинством. Гармонизация взаимоотношений в культурном обществе рассматривается как необходимое условие профилактики экстремизма в молодежной среде и подразумевает формирование и укрепление социальных связей между подобными группами, интеграцию закрытых, обособленных этнических и религиозных групп в общество, поддержку принятия данными группами основ общей культуры, формирование у других граждан реалистичного, не стереотипного представления о подобных группах. Указанные задачи могут реализовываться с использованием следующих методов и форм деятельности:

1) борьба с дискриминацией и нарушениями прав представителей различных этнических и религиозных групп;

2) расширение возможностей получения образования и трудоутройства представителей различных религиозных и этнических групп (молодежи);

3) специальная подготовка сотрудников учреждений, работающих с молодежью;

4) работа с родителями.

Второе направление профилактики экстремизма в молодежной среде объединяет меры, подразумевающие воздействие на сознание и поведение, а также образ жизни молодежи в целях предупреждения принятия экстремистских взглядов и идей, развития мотивации на совершение экстремистских действий. Данная цель реализуется посредством формирования следующих характеристик сознания и поведения:

1) знания и понимания характерных особенностей различных культур, религий и этнических групп, актуальных и исторических вопросов внутренней и внешней политики и международных отношений;

2) толерантности по отношению к другим культурам и отличающимся от собственной точкам зрения;

3) представления об экстремистской идеологии, ее основных положениях;

4) восприятия себя как гражданина государства, понимания своих гражданских прав и обязанностей;

5) сформированной самоидентификации, в том числе на основе религиозной или национальной принадлежности, но не с позиций экстремизма, дискриминации или расизма;

6) навыков избегания и разрешения конфликтов в межличностных взаимодействиях;

7) навыков переработки, анализа и критической оценки информации, прежде всего применительно к материалам СМИ.

Из данной характеристики хочется обратить внимание именно на формирование толерантности.

Толерантность (от лат. tolerantia — «терпение, терпеливость, способность переносить») — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

В Декларации принципов толерантности от 16 ноября 1995 г. (конференция ЮНЕСКО) говорится: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека».

Разрешение проблем экстремизма напрямую связано с воспитанием толерантности у молодого поколения. Чтобы способствовать формированию толерантного сознания и распространению его идей, тем самым препятствуя продвижению экстремизма в современном мире, необходимо, прежде всего, формировать у людей уважение к разнообразию различных мировых народов и их культур, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающиеся по внешности, языку и убеждениям.

 

Список литературы:

  1. Телегин, Г.И. Основные этапы формирования экстремизма как противоправного деяния в России // Юридический мир. - 2003. - № 1. - С. 50-56.
  2. Шаева О. Н. Методы профилактики экстремизма в молодежной среде: зарубежный опыт. // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. – 2016. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-profilaktiki-ekstremizma-v-molodezhnoy-srede-zarubezhnyy-opyt/viewer
  3. Андронов И.С., Егоров М.И., Маргулян Я.А. Экстремизм и толерантность в социокультурной картине мира: место и роль в социальных отношениях. // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7336

Оставить комментарий