Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 6(218)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ОБОРОТ ОРУЖИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ И ДОКТРИНАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ARMS TRAFFICKING: LEGISLATIVE AND DOCTRINAL APPROACHES TO THE DEFINITION
Alexey Kovalenko
student, Volga Region representative office of the Moscow Financial and Industrial University "Synergy",
Russia, Orenburg
АННОТАЦИЯ
В условиях складывающейся тенденции состояния социальной напряженности, экономической неопределенности и обостренности международных отношений увеличилось число преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Эффективность применения норм уголовного законодательства в правоприменительной практике во многом обусловлена наличием четко оформленного категориально-понятийного аппарата. В отсутствие на настоящий день в России стабильной государственной политики в области оборота оружия предопределяет необходимость исследования вопросов теоретического и законодательного подходов к определению понятия «оборот оружия».
ABSTRACT
In the context of the emerging trend of social tension, economic uncertainty and the aggravation of international relations, the number of crimes related to illegal arms trafficking has increased. The effectiveness of the application of the norms of criminal legislation in law enforcement practice is largely due to the presence of a clearly defined categorical and conceptual apparatus. In the absence of a stable state policy in the field of arms trafficking in Russia today, it determines the need to study the issues of theoretical and legislative approaches to the definition of the concept of "arms trafficking".
Ключевые слова: оружие, оборот оружия, уголовно-правовое регулирование.
Keywords: weapons, arms trafficking, criminal law regulation.
Нормативное определение понятия «оборот оружия» приводится в ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии) [1], в соответствии с которой понимается «производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации».
Анализ приведенного определения позволяет констатировать, что законодатель при его формулировке исходит из перечисления всех действий, которые могут быть осуществлены в отношении оружия. Между тем, данный подход не может быть оценен однозначно.
В первую очередь, обращает на себя внимание недостаток юридической техники, связанный с использованием таких смежных понятий, как «торговля» и «продажа», «торговля» и «приобретение», соотносящиеся между собой как общее и частное.
В качестве имеющих самостоятельное юридическое значение применяются термины «перевозка» и «транспортировка», которые, однако, являются синонимичными [3, с. 53].
Таким образом, при определении базового понятия «оборот оружия» налицо законодательное смешение качественно разных правовых явлений.
Трактовка термина «оборот оружия» может быть проведена как с гражданско-правовой, административно-правовой, так и с уголовно-правовой точек зрения.
Российская юридическая наука различает законный и незаконный оборот оружия. В первом случае предполагается, что совершаемые в отношении оружия действия в полном объеме соответствуют положениям Закона об оружии и другим нормативным правовым актам. Незаконный оборот оружия – оборот, находящийся вне сферы государственного контроля, связанный с наличием опасности для охраняемых законом интересов. Незаконные действия в отношении оружия всегда носят умышленный характер и направлены на создание угроз личности и государству [2, с. 12].
То есть, содержание понятия «незаконный оборот оружия» производно от законного оборота, находится в тесной взаимосвязи и зависит от степени организации и государственного контроля над законным оборотом.
С точки зрения уголовного законодательства незаконный оборот оружия предполагает совершение с ним действий неуполномоченных на то лицами и образующих состав преступлений, предусмотренных ст. ст. 222-225 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
Между тем, сопоставление перечисленных в ст. 1 Закона об оружии составляющих понятие «оборот оружия», с уголовно-правовыми нормами, определяющими, существенные признаки оборота оружия, позволяет констатировать, что ряд действий с оружием (незаконные лицензирование, коллекционирование, экспонирование, учет, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение оружия) не входит в сферу уголовно-правового регулирования, что представляется неверным.
Учитывая изложенное, можно сформулировать вывод о том, что с уголовно-правовой точки зрения оборот оружия – это процесс, связанный с его производством и последующим движением от производителя (изготовителя) до потребителя как легального, так и нелегального (преступники, граждане, незаконно приобретающие оружие для самозащиты, коллекционирования и т.п.), а так же пользования оружием, поддержания его в исправном состоянии, переход от одного владельца к другому и т.д., вплоть до его уничтожения. Структурными элементами оборота оружия являются: физическое воздействие на оружие (изготовление, переделка), его пространственное (ношение, перевозка), (хранение), социальное (смена владельца) перемещение оружия. Данные элементы определяют квалификацию соответствующих действий.
Список литературы:
- Об оружии: [федер. закон: принят Гос. Думой 13 ноября 1995 г.: по состоянию на 29 декабря 2022 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2023. – № 1 (часть I). – Ст. 85.
- Солоницкая, Э. В. Криминологическая характеристика незаконного оборота оружия и меры борьбы с ним: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Э. В. Солоницкая. – Ростов-на-Дону, 2004. – 26 с.
- Шелковникова, Е. Д. Теоретические и правовые основы деятельности органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия: дис. … д-ра юрид. наук / Е. Д. Шелковникова. – Москва, 1998. – 318 с.
Оставить комментарий