Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 5(217)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Литвинова А.А. ОТГОЛОСКИ БАРОККО В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 5(217). URL: https://sibac.info/journal/student/217/280818 (дата обращения: 21.12.2024).

ОТГОЛОСКИ БАРОККО В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ

Литвинова Анастасия Александровна

студент, Институт архитектуры и строительства, Волгоградский государственный технический университет,

РФ, г. Волгоград

Шкотова Ольга Владимировна

научный руководитель,

доц. кафедры «Дизайн и монументально-декоративное искусство», Институт архитектуры и строительства, Волгоградский государственный технический университет,

РФ, г. Волгоград

АННОТАЦИЯ

В статье проанализировано влияние барокко XVI-XVIII вв. на развитие необарокко XX в.

 

Ключевые слова: барокко, необарокко, интерьер, дизайн.

 

Искусство барокко с его пышностью форм в своё время прославляло монархию и аристократию, восславляло церковь. Этот стиль зародился в Италии, а затем распространился по всему миру. Он был естественным продолжением ренессанса и протекал с конца XVI и до XVIII вв.

Основные элементы данного стиля, как и ренессанса происходят от античности. Но ритм извилистых линий и динамичность форм, накладываемые на античные образы – это отличительные черты барокко. Такому интерьеру свойственны яркие краски, выразительные формы, обилие позолоты, пышность и монументальность. Всё это создавалось для того, чтобы подчеркнуть роскошь, величие и силу владельца замка или дворца. [1]

Барокко характерен для больших, просторных дворцовых залов, гостиных и анфиладных помещений. Крупные помещения отделывали более монументально, проходные – менее, но всё было выполнено в едином стиле.

Именно отделка интерьера главным образом украшала помещение: большие окна, большие зеркала, множество дорогостоящих хрустальных светильников с подвесками, с использованием цветного стекла, а иногда натурального, прозрачного материала, например, хрусталя, аметиста и др.

Для создания динамичности в интерьере использовали рельефные детали. Например, в отделке стен использовали карнизы, медальоны и гипсовую лепнину. В оформлении потолка тоже могли применять лепные украшения, резьбу, позолоченные элементы, мозаики, так как поверхности, ограждающие пространство интерьера, должны были гармонировать между собой. [3]

 

Рисунок 1. Интерьер в стиле барокко XVI-XVIII вв.

 

Мебели было немного, однако она была важной частью интерьера. Конструкция была простая, но декор делал её роскошной, как настоящее произведение искусства. Это была не просто мебель, на которой можно отдохнуть, но также, она демонстрировала статус владельца.

Для неё характерны обтекаемые формы. Мебель выполняли из разных сортов дерева, в основном это был орех, но также могло использоваться эбеновое дерево и др., обивали дорогими тканями: атлас, парча, бархат, шёлк. Эту же ткань использовали в других частях интерьера, например, ею обтягивали стены, из неё изготавливали занавеси. Поверхность мебели изготавливалась с использованием сложной резьбы, которую покрывали позолотой. Резьбу применяли как в мебели для сидений, так и в других предметах, таких как шкафы, комоды, тумбы, ложа и т.д. [2]

 

Рисунок 2. Диван в стиле барокко XVI-XVIII вв.

 

Рисунок 3. Консоль в стиле барокко XVI-XVIII вв.

 

Цветовая палитра очень разнообразна, основными были, так называемые, «королевские» цвета: пурпурный, изумрудный, глубокий синий и насыщенный красный, дополняемые серебряными и золотыми росписями. Также ценились в качестве базовых оттенки слоновой кости и перламутра. [2]

Несмотря на то, что сам классический, пышный вид барокко остался в прошлом, в конце XX столетия он частично вернулся в новой интерпретации под названием «необарокко». Но был доработан под современные технологии и материалы, которые, актуальны до сих пор.

На традиционную пышность и богатый декор наложили современные материалы, а в основу применения барочных форм заложили понятия об эргономике.

Современный стиль предполагает смешение разных современных материалов – стекло, пластик, металл, искусственные ткани. На первый взгляд может показаться что это фальшивый и дешёвый образ в сравнении с классическим барокко, однако, при соблюдении правил и отсутствии излишнего декора этот стиль становится практичным, доступным и роскошным одновременно. Необарокко, в отличие от королевского барокко можно использовать и в квартирных интерьерах. Важно сделать интерьер не только нарядным, при желании театральным, но и подходящим для уютного, комфортного пребывания в нём.

Современная трактовка шикарного стиля сохранила главное: декоративные элементы, изогнутые линии, изящные, классические барочные элементы, преобладание криволинейных форм. Но вместе с тем необарокко менее помпезно и тяжеловесно, однако всё равно зрелищно и привлекательно. (рис.4). [4]

 

Рисунок 4. Интерьер в стиле необарокко

 

Текстильные и виниловые обои с рисунком дамаск ушли в прошлое. Теперь стены предпочитают оставлять без рисунка, их покрывают однотонной краской глубоких тёмных или светлых оттенков. Пол застилают материалами, имитирующими натуральный камень или породу дорогой древесины. На потолке могут быть традиционные лепные элементы, такие как крупные розетки и современные широкие молдинги. Светильники используют не только хрустальные, но и из простого материала, например, из стекла, а также из пластика в стилистике барокко.

 

Рисунок 5. Интерьер в стиле необарокко

 

Меблировка в интерьерах необарокко становится минималистична. Мебель подбирается в тон стен, но чаще по контрасту. Основных цветов всего два или три. Этот стиль предполагает разные оттенки, от пастельных, до однотонных – индиго, черный, тёмно-бордовый, а также яркие цветовые вставки. Диваны, кресла, пуфы и столики с фигурными ножками, добавляют комнате уюта. Для обивки мебели часто используют искусственные парчовые и бархатные ткани модных оттенков: серо-бордовых, серо-коричневых, темно-изумрудных и т.д.

При всей своей искусственности необарокко ни в коем случае не допускает вульгарности и пестроты. Дизайнеры стремятся сочетать все элементы со вкусом, в выверенной цветовой гамме. При соблюдении этих норм любой интерьер, выполненный в этом стиле, будет впечатлять, хотя и сделан из относительно недорогих материалов.

Такой дизайн остаётся актуальным и в XXI в. Если раньше предпочитали использовать глянцевые поверхности в сочетании с ярким освещением для создания некоего блеска, то сейчас выбирают матовые покрытия, а освещение подбирают тёплое и несколько приглушённое. [5]

 

Рисунок 6. Интерьер гостиной в стиле необарокко

 

Рисунок 7. Интерьер с камином в стиле необарокко

 

На иллюстрациях хорошо узнаваемо барокко в современном воплощении. Присутствует изящная лепнина на стенах, потолке и камине (рис.7), спокойных цветов стены и акцентная эргономичная мебель.

И как бы это не звучало странным, но это слишком мощный стиль, чтобы остаться забытым в XXI веке. Поэтому можно увидеть его и сейчас в перерождении под названием необарокко.

 

Список литературы:

  1. Кес, Д. Стили мебели / Д. Кес. — 2-е изд. — Будапешт : Академия наук Венгрии, 1981. — 298 c. — Текст : непосредственный.
  2. Стиль барокко в интерьере. — Текст : электронный // ldeko : [сайт]. — URL: : https://ldeko.ru/blog/stil-barokko-v-interere/
  3. Барокко стиль в интерьере. — Текст : электронный // domoteka-market : [сайт]. — URL: https://domoteka-market.ru/blog/interer/barokko-stil-v-interere/
  4. Необарокко. Особенно стиля необарокко в интерьере. — Текст : электронный // stroyfora : [сайт]. — URL: https://stroyfora.ru/p/post-1461
  5. Необарокко в дизайне интерьера: описание стиля, выбор цвета, отделки, мебели и декора. — Текст : электронный // okomnate : [сайт]. — URL: https://okomnate.ru/stili-intererov/neobarokko-v-dizajne-interera.html

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.