Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 3(215)

Рубрика журнала: Безопасность жизнедеятельности

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Ковалева Е.А. ИГРОФИКАЦИЯ – НОВЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 3(215). URL: https://sibac.info/journal/student/215/278535 (дата обращения: 29.12.2024).

ИГРОФИКАЦИЯ – НОВЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

Ковалева Елена Алексеевна

студент, институт дополнительного и дистанционного образования, Тюменский индустриальный университет,

РФ, Тюмень

GAMIFICATION – A NEW APPROACH TO SECURITY TRAINING

 

Elena Kovaleva

student, institute of additional and distance education, Tyumen Industrial University,

Russia, Tyumen

 

АННОТАЦИЯ

На сегодняшний день игрофикация наблюдается во многих сферах человеческой деятельности, включая образование. Внедрение игровых технологий на предприятии – достаточно новый и современный инструмент в процессе обучения работников производственной безопасности с целью снижения состояния производственного травматизма на предприятии. Использование элементов игры позволит выработать приверженность работников в соблюдении правил безопасности.

ABSTRACT

Today, gamification is observed in many areas of human activity, including education. The introduction of gaming technologies at the enterprise is a fairly new and modern tool in the process of training workers in industrial safety in order to reduce the state of occupational injuries at the enterprise. The use of elements of the game will help develop the commitment of employees to comply with safety rules.

 

Ключевые слова: безопасность, производственный травматизм, игрофикация, игровая деятельность, обучение.

Keywords: safety, occupational injuries, gamification, gaming activity, training.

 

Ключевыми индикаторами состояния условий и охраны труда являются показатели производственного травматизма, профзаболеваемости и условий труда. Исследования их динамики, осуществляемые Росстатом, Рострудом, Роспотребнадзором и ФСС, отражает, что прослеживается устойчивая динамика снижения травматизма в России (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве, тыс. человек

 

Однако доля травм с летальным исходом остается практически неизменной на протяжении последних лет (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Количество смертельных случаев, тыс. человек

 

Основными причинами несчастных случаев на производстве являются: нарушение Правил дорожного движения, неудовлетворительная организация производства работ, а также в большей степени непринятие мер личной безопасности, так называемый человеческий фактор. Человеческий фактор - устойчивое выражение, которым обозначают психические способности человека как потенциальную причину катастроф, аварий и несчастных случаев на производстве.

Для частичного исключения человеческого фактора при возникновении несчастных случаев и для снижения производственного травматизма в целом необходимо активно вовлекать работников предприятий, а именно работников рабочих профессий, в процессы безопасности. Действующие методики обладают недостаточной эффективностью, поэтому предприятиям необходимо внедрять современные технологии. Так, например, технологии игрофикации, используемые в охране труда, дают возможность выработать осмысленный подход работников к вопросам обеспечения собственной безопасности на производстве и снизить уровень производственного травматизма.

Игрофикация довольно распространена и демонстрирует отличные показатели в бизнес среде. К примеру, обучающая игра, используемая компанией AstraZeneca, дала возможность привлечь к процессу обучения 97% сотрудников. Компания EnTrans активно и главное успешно использует игровые техники в обучении безопасности сотрудников. Ей удалось снизить число травм на 50%, а частоту инцидентов с 6 до 2,1 (в среднем по отрасли – 7,32).

Игровая форма занятий формируется при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения к безопасному выполнению работ, стимулирования рабочих к соблюдению правил безопасности как в рабочей обстановке, так и в повседневной жизни.

При планировании игры:

- основная цель обучения ставится в виде игровой задачи;

- процесс обучения основан на правилах игры;

- учебный материал используется в качестве средства;

-  задачи обучения переводятся в игровой формат за счет элемента соревнования;

- успешное выполнение заданий связывается с игровым результатом.

Суть игрофикации заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся, изучении нормативно-технических документов с целью их применения в производственной деятельности. Цель игры – это выработать навыки и умения у работников в активном игровом процессе, а также проверка в игровой непринужденной форме знаний в области охраны труда, пожарной и промышленной безопасности, производственной санитарии и гигиены труда. В ходе игровой деятельности активизируются не только знания, но и коммуникативные навыки, что обуславливает социальную значимость игровой технологии.

В процессе игровой деятельности можно использовать такой инструмент, как практические упражнения для работников, которые в свою очередь закрепят теоретические знания, приобретенные в игре. Такой метод можно использовать в рамках обучения применения средств индивидуальной защиты. Так, например, эксперты компании 3М разработали настольную игру, обучающую алгоритму подбора средств индивидуальной защиты от падения с высоты в соответствии с требованиями Правил по охране труда при работах на высоте, утвержденными приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 28 марта 2014 года №155Н и вредными факторами производственной среды.

В игре учитывается запас высоты и маятниковый эффект, тип работ и количество сотрудников, которые их выполняют. В процессе игры обучающимся предоставляется возможность самостоятельно подобрать СИЗ для различных производственных условий.

Игрофикация – достаточно сложно реализуемый и контролируемый процесс на предприятии. Сложность составляет организация и заинтересованность работников в изучении вопросов в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности. Однако, систематическое и целенаправленное использование игровых методов может дать определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности в области производственной безопасности, что значительно снизит количество травм и нечастных случаев на производстве.

 

Список литературы:

  1. Агунович, И. В. Возможности геймификации при изучении дисциплины «Охрана труда» // Проблемы современного образования в техническом вузе : материалы VII Междунар. науч.-метод. конф. – Гомель, 2021. – С. 50-52.
  2. Салато А. Е. Геймификация как современный подход к обучению персонала // Экономика глазами молодых : материалы Региональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. – Томск, 2019. – С. 84-88.
  3. Добычина Н.В. «Компьютерные игры – театр активных действий» // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2013. – №1. – С. 149-158.

Оставить комментарий