Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 2(214)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Травкин П.С. «БУДИ УТОМО» – ПЕРВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ИНДОНЕЗИИ В НАЧАЛЕ XX В. // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 2(214). URL: https://sibac.info/journal/student/214/277422 (дата обращения: 28.07.2024).

«БУДИ УТОМО» – ПЕРВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ИНДОНЕЗИИ В НАЧАЛЕ XX В.

Травкин Павел Сергеевич

студент II курса магистратуры, кафедра теории общественного развития стран Азии и Африки, Санкт-Петербургский государственный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

"BUDI UTOMO" WAS THE FIRST POLITICAL ORGANIZATION OF THE NATIONAL MOVEMENT OF INDONESIA AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

 

Pavel Travkin

Second-year Master's student, Department of Theory of Social Development of Asian and African Countries, Saint-Petersburg State University,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Буди Утомо стала первой политической организацией в колониальной Индонезии в начале XX в. Хотя каких-либо четких политических требований ее участники не выдвигали, а сосредоточились на просветительской деятельности, уже само создание политической организации говорило о сильных социально-политических процессах в индонезийском колониальном обществе, которые вскоре вылились в создание первых массовых политических партий современного типа.

ABSTRACT

Budi Utomo became the first political organization in colonial Indonesia at the beginning of the XX century . Although its participants did not put forward any clear political demands, but focused on educational activities, the very creation of a political organization spoke of strong socio-political processes in Indonesian colonial society, which soon resulted in the creation of the first mass political parties of a modern type.

 

Ключевые слова: Индонезия, империализм, колониализм, национализм.

Keywords: Indonesia, imperialism, colonialism, nationalism.

 

На мировоззрение лидеров первой национальной организации повлияли идеи и деятельность Раден Адженг Картини (1879-1904), которая выступала против дискриминации, за национальное образование, за приобщение к передовой культуре Запада [1, с. 283].

Эти идеи повлияли на лидеров первой национальной организации Буди Утомо. 20 мая 1908 года студенты столичного медицинского училища СТОФИА объявили о создании союза Буди Утомо. В ряды Буди Утомо входили люди из разных социальных групп населения: студенты, служилая интеллигенция, мелкие торговцы, зажиточные крестьяне. К осени 1908 года в союз входило 1,2 тыс. человек. В октябре 1908 года состоялся первый съезд Буди Утомо в Джокьякарте, на котором в руководство организации прошли многие представители наследственной феодальной бюрократии. Новый председатель заботился больше о возможной реакции колониальных властей на деятельность Буди Утомо, чем об интересах коренного населения. Вскоре в организации наметился раскол. Выделилось два крыла: левое и правое. Левое крыло выступало за создание сети школ, добивались доступности образования для широких масс, было против лояльности союза к колониальной власти и было представлено в основном молодежью. Правые же стремились соблюдать лояльность к колониальным властям, считали, что нужно начать с подготовки элиты, а на следующем этапе проводить образование для широких масс. Однако между этими двумя отделениями внутри Буди Утомо существовала схожесть в позициях по многим довольно значимым вопросам. Например, оба крыла считали необходимым овладеть передовой голландской наукой, но левое крыло считало, что нужно изучать точные науки, коммерцию, агрокультуру, правое же крыло считало нужным изучение голландского языка и управленческие навыки [2, с. 98]. Общими требованиями и левого и правого крыла Буди Утомо были:

1) свобода вероисповедания,

2) намерение придать организации общенациональный характер (так как несмотря на то, что в организацию входили и представители других народов, организация была преимущественно яванской по составу и культурной ориентации). В соответствии с последним предлагалось введение в качестве общего языка не яванский, а малайский (индонезийский) язык [1, с. 283-285].

Программа Буди Утомо предусматривала: моральное совершенствование населения, сохранение культурного наследия при одновременном приобщении ко всему лучшему, что было в культуре Запада., развитие образования в различных сферах (расширение числа училищ, изучение медицины, животноводства, агрономии, использовании техники, создание библиотек и учебных фондов). Участники Буди Утомо призывали к созданию кооперативов и предприятий для борьбы с китайским и европейским капиталом. Политических требований программа не содержала [1, с. 284].

После первого съезда Буди Утомо слабо проявлял себя как национальный союз, отсутствие массовости этой организации, лояльность к колониальным властям и политике “этического курса”, комплекса реформ голландцев, проводимых для улучшения жизни туземных жителей, побудили многих радикально настроенных лидеров организации, таких как браться Чипто и Гунаван Мунгункусумо, которые расстались с надеждами на политизации и демократизацию Буди Утомо, покинуть ее ряды [3, с. 77]. Второй съезд Буди Утомо в 1909 году мало что поменял в руководстве и деятельности организации, организация оставалась лояльной к колонизаторам [1, с. 285].

Таким образом, Буди Утомо стала первой национальной организацией современного типа, которая дала толчок развитию всего национально-освободительного движения в Индонезии в целом. Она имела регулярные выборы руководства, систему приема членов, периодическими съездами. Результаты деятельности Буди Утомо были неоднозначными: на экономическом поприще Буди Утомо мало чего достиг, так как создаваемые его членами кооперативы и предприятия рушились из-за сильной конкуренции со стороны китайского и европейского капитала. Однако в сфере образования, культуры и в распространении идей общеиндонезийского национализма Буди Утомо добилась значительных успехов. В целом Буди Утомо хоть и явил пример “формирования сил посредством объединения” [1, с. 285], как говорил президент Индонезии Сукарно, но советский исследователь Губер А.А. отмечал, что Буди Утомо “отражал лишь интересы зарождавшейся яванской буржуазии” [1, с. 284].

 

Список литературы:

  1. Бандиленко Г.Г. Гневушева Е.И. Деопик Д.В. Цыганов В.А. История Индонезии. Ч.1. :Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1992. 413 С.
  2. Беленький А.Б. “ Идеология национально-освободительного движения в Индонезии 1917-1942 гг.”.- М.:изд-во Наука.- 620 С.
  3. Индонезия: Справочник : научное издание / Ин-т востоковедения АН СССР ; ред. Н. А. Симония, Л. Ф. Пахомова. - М. : Наука, 1983. 80 С.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.