Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 38(208)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8
МАРКСИЗМ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ
MARXISM: BASIC IDEAS AND PRINCIPLES
Vadim Valiullin
Cadet, Department of Philosophy and Humanities, Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia,
Russia, Ekaterinburg
Elena Purgina,
scientific adviser, Candidate of Philosophy; associate professor of the Department of Philosophy and Humanities; Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia,
Russia, Ekaterinburg
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены основные положения теории К. Маркса, затронуты темы исторического материализма, антропологии марксизма, дана трактовка закона прибавочной стоимости, рассмотрена методология марксизма.
ABSTRACT
The article examines the main provisions of K. Marx's theory, touches upon the themes of historical materialism, anthropology of Marxism, gives an interpretation of the law of surplus value, considers the methodology of Marxism.
Ключевые слова: концепция, материализм, процессы.
Keywords: concept, materialism, processes.
На сегодняшний день разработано множество теорий, объясняющих суть исторических процессов, но ни одна из них не вызывает так много споров среди историков и философов, как сформулированная К. Марксом и Ф. Энгельсом марксистская концепция исторического развития, интерес к которой не утихает до сих пор. Идея устройства человеческого общества огромна, в связи с этим существует необходимость в кратком изложении основных её тезисов. В данной работе будут рассмотрены основные идеи и принципы марксизма, дана краткая их характеристика. Это может быть полезно читателям, решившим начать изучение данного философского направления.
Итак, марксизм берет свое начало с антропологии, то есть с учения о человеке. Он трактует человека как производное от общества, как продукт и субъект общественной трудовой деятельности. Человек есть совокупность всех общественных отношений. Определяющим условием превращения человекообразной обезьяны в человека марксизм считает труд. Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования, они приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет образ их жизни. Человек же не просто приспосабливается к данным условиям, а, объединяясь в совместном труде, преобразует их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создаёт мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.
В работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года» К. Маркс обнаружил основу гражданского общества в «отчужденном труде». В процессе своей жизни человек трудится, результатом его труда является продукт труда. С зарождением частной собственности, развитием торговли человек перестает распоряжаться продуктами своего труда, таким образом происходит отчуждение продукта труда от рабочего. Более того, К. Маркс пишет: «Труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; он в своем труде не утверждает себя, а отрицает» [1]. То есть человек не реализует свои творческие способности, а впустую растрачивает их. Только вне труда человек чувствует себя самим собой, а «в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя» [1]. Следствием этих процессов является отчуждение человека от человека, патологический характер социальных отношений: вместо отношений сотрудничества и взаимопомощи между людьми устанавливаются отношения конкуренции.
Далее К. Маркс от антропологии переходит к объяснению исторических процессов. Во второй половине XIX века он совместно с Ф. Энгельсом выдвинул новую теорию развития истории. В ее основе лежит признание ведущими производительные силы. Эта концепция получила название «исторический материализм». Традиционно исторический материализм означает такой подход в познании общественных явлений, когда они изучаются в первую очередь опираясь на принципы диалектического материализма:
1) принцип материального единства: наличие единой материальной основы мира;
2) принцип развития, который исходит из диалектических законов: закон единства и борьба противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот, и закон отрицания отрицания;
3) антропологический принцип;
4) принцип детерминизма. Этот принцип содержит следующие положения:
-всеобщая детерминация материальных систем и процессов;
-необходимым условием детерминации - коренная причинная производительность - принцип причинности;
-всеобщая обусловленность носит закономерный и регулярный характер;
-закономерность и регулярность имеет объективный характер;
5) принципы диалектического мышления. Основа познания и критерий истинности в диалектическом материализме является практика. (объективность, системность, историзм, восхождение от абстрактного к конкретному).
Предмет исторического материализма - всеобщие законы и движущие силы общества, он обращается в первую очередь к наиболее общим законам развития общества, законам возникновения, существования движущих сил развития общественно-экономических формаций [5]. Под общественно-экономической формацией понимается определенная система общественных явлений и отношений, внутренне связанных друг с другом и зависимых друг от друга. Для характеристики общественно-экономических формаций традиционно используются понятия «базис» и «надстройка». Базис – это форма материальных производительных сил и производственных отношений, предназначенная для выражения социального характера производственных отношений как экономической основы общественных явлений. Под базисом подразумевается экономическая структура общества, совокупность производственных отношений данного общества. Надстройка – это, прежде всего, общественные идеи и настроения, выступающие в форме идеологии, культуры, общественной психологии. В рамках концепции исторического материализма была сформулирована цель исторического процесса - всестороннее, свободное развитие человека. Человек есть фокус философии К. Маркса, а гуманизм – ее основной мировоззренческий мотив.
Развитие истории, согласно марксизму, осуществляется благодаря смене общественно-экономических формаций в ходе революций [2, c 24]. Выделяют четыре основных общественно-экономических формаций - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую [5].
Таким образом, принципы исторического материализма таковы:
- человеческое общество сформировалось благодаря производству, виды которого отличались в зависимости от исторического периода;
- социальная, политическая и духовная жизнь общества определяется материальным производством;
- образ мышления людей определяется их материальными условиями;
В своих трудах К. Маркс большее внимание уделил капиталистической экономической формации. В своем фундаментальном труде «Капитал» философ открыл закон прибавочной стоимости: «прибавочная стоимость равна новой стоимости, созданной рабочими сверх их собственной стоимости труда, которая присваивается капиталистом как прибыль при продаже продуктов» [3, с. 295]. Он утверждал, что капиталистическая формация крайне неустойчива, что ее ждет череда кризисов, так как, как и другая формация, она основана на борьбе двух антагонистических (противоположных) классов, в данном случае буржуазии и пролетариата, чьи объективные интересы противопоставлены друг другу. Как было сказано выше, расслоение общества происходит из-за отчуждения труда: правящий класс богатеет за счет отъема результатов производства у рабочего класса. Поэтому для создания социализма необходимо вернуть рабочим средства, которые они бы получили за свой труд, а для этого — искоренить буржуазию. Результатом их борьбы должна стать коммунистическая революция, это должно будет привести человечество к бесклассовому обществу, только в котором возможна свобода человека [2].
Маркс мало писал про коммунизм, однако утверждал, что коммунизм есть универсальная самоорганизация людей, где «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» [4]. Здесь, на высшей ступени развития человечества, происходит «подлинное завершение спора между существованием и сущностью, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом» [4, 5]. Преодоление этих противоречий и есть «решение загадки истории» [5]. Таким, с точки зрения марксистской философии, представлено будущее человечества.
Марксистская концепция рассматривает ход истории в идеальных условиях, но при научном суждении ни одна общественно-экономическая формация, включая и коммунистическую, не может быть в идеальном состоянии. Однако подобный подход позволяет определить возможный вектор исторического развития. Марксизм с момента своего появления и по сегодняшний день подвергается критике, однако он может оказаться крайне полезным с точки зрения методологии в философском познании.
Список литературы:
- К. Маркс «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Режим доступа: https://www.marxists.org/russkij/marx/1844/manuscr/
- Маркс Κ. и Энгельс Ф. М 23 Манифест Коммунистической партии. М., Политиздат, 1974. 63 с.
- Маркс К. Капитал: Квинтэссенция всех томов «Капитала» в одной книге / Карл Маркс; пер. с нем. С. Алексеева; сост., предисл., и прилож. Ю. Борхардта. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. – 512с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 4. Режим доступа: https://pbd.su/wp-content/uploads
- Энгельс, Фридрих. Анти-Дюринг: [перевод с немецкого] / Фридрих Энгельс. – Москва: Издательство АСТ, 2020. – 576 с.
Оставить комментарий