Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 36(206)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Антонова В.Р. РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПОЛИЦИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 36(206). URL: https://sibac.info/journal/student/206/268022 (дата обращения: 03.01.2025).

РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПОЛИЦИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА

Антонова Виолетта Романовна

студент 3 курса магистратуры, Кубанский государственный университет,

РФ, г. Краснодар

Лошкобанова Яна Валерьевна

научный руководитель,

канд. юрид. наук, доц., Кубанский государственный университет,

РФ г. Краснодар

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы законодательные основы конституционного права граждан на неприкосновенность жилища. Рассмотрены основные проблемы соблюдения права на неприкосновенность жилища при осуществлении сотрудниками полиции полномочий по проникновению в жилое помещение. Проанализированы проблемы ограничения права граждан на неприкосновенность жилища в контексте законодательных новелл, направленных на расширение полномочий полиции.

 

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, полиция, жилое помещение, неприкосновенность жилища, проникновение в жилище.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, что определяет все основные направления государственной деятельности. При этом, согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства. Таким образом, в нашей стране признается абсолютный приоритет демократических принципов и конституционных прав граждан, которые являются непосредственно действующими, что выступает базисом для всех государственных органов, составляющих аппарат государственного управления.

Полиция как составная часть органов внутренних дел выполняет множество правоохранительных функций. Этим определяется значимая и незаменимая роль данного органа в системе правоохраны. Характер полномочий, предоставленных полиции, и содержание возложенных на нее задач обусловливает связь деятельности данного органа с конституционными правами граждан. С одной стороны, полиция как правоохранительный орган имеет своей конечной целью и одновременно основным направлением деятельности защиту и охрану прав и свобод граждан. С другой стороны, полиция при осуществлении правоохранительной деятельности должна неукоснительно соблюдать конституционные права граждан, не допуская всякого рода нарушений.

Реформа полиции, обусловившая принятие нового Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон № 3-ФЗ), предполагала формирование новой концептуальной основы ее деятельности, прежде всего, при взаимодействии с обществом. В частности, Закон № 3-ФЗ установил правоохранительное предназначение полиции в обществе, партнерскую модель ее взаимоотношений с обществом, безусловный приоритет прав граждан и организаций и общий вектор работы, направленный на гуманизацию. В указанных целях детальную законодательную регламентацию получили основные права и полномочия сотрудников полиции, их обязанности при выполнении возложенных на них задач в целях минимизации произвола и обеспечения соблюдения прав граждан.

В 2021 г. в Закон № 3-ФЗ были внесены изменения,[1 c.27] которые коснулись полномочий сотрудников полиции. Законодательные новеллы расширили права при применении мер государственного принуждения, а именно закрепили право сотрудников полиции осуществлять вскрытие и проникновение в транспортное средство (ст. 15.1 Закона № 3-ФЗ), установили новые основания для проникновения в жилые помещения, на земельные участки и территории, принадлежащие частным лицам (п. 2 ч. 3 ст. 15 Закона № 3-ФЗ). Если ранее ситуацией, при которой сотрудник полиции был вправе проникнуть в жилое помещение, считалось задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, то теперь регламентировано право проникать в жилище также для задержания лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, или скрывающихся с места совершения ими такого деяния, или лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления. Таким образом, задерживаемое лицо может не иметь статуса подозреваемого или обвиняемого. Кроме того, показания потерпевших или свидетелей, а не только личные наблюдения сотрудника полиции могут стать основанием для применения таких мер.

Таким образом, назрела необходимость изучения законодательных нововведений в аспекте общей идеи приоритета конституционных прав граждан. В рамках настоящего исследования коснемся вопроса обеспечения права граждан на неприкосновенность жилища в свете новых оснований для проникновения в жилое помещение сотрудников полиции.

Для начала отметим, что корректировка компетенции полиции отражает попытки законодателя обеспечить баланс между необходимостью обеспечения личной или общественной безопасности и реализацией гражданами своих конституционных прав. В данном случае речь идет о конституционном праве на неприкосновенность жилища, которое гарантируется ст. 25 Конституции РФ. Данное право состоит в том, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом или на основании судебного решения[2 c. 10].

При осуществлении своих полномочий полиция вправе ограничивать право граждан на неприкосновенность жилища в случаях, предусмотренных законом. Таким образом, посредством закрепления в законе конкретных случаев, при которых допустимо ограничение права на неприкосновенность жилища, происходит установление объективных критериев исключения из общего правила о том, что жилище неприкосновенно. Вместе с тем в новой редакции ст. 15 Закона № 3-ФЗ много внимания уделено субъективному восприятию сотрудником полиции обстоятельств, позволяющих ему принять решение об ограничении права гражданина на неприкосновенность жилища.

Отметим, что попытки законодателя установить широкие пределы усмотрения сотрудников полиции при применении ими мер силового воздействия, таких как проникновение в жилые и иные помещения, и ранее предпринимались, однако не были приведены в жизнь. Так, в 2015 г. на рассмотрение Государственной Думой ФС РФ был внесен Законопроект № 828616-6 [3 c. 15], который предусматривал и вскрытие транспортного средства, и расширенный перечень случаев проникновения в жилые и иные помещения. В качестве основной причины отклонения законопроекта было несоответствие его положений новым нормам о полномочиях Росгвардии и уже внесенных изменений в соответствующее законодательство. Кроме того, текст законопроекта в области расширения прав полиции подвергался общественной критике. Так, в своем Докладе за 2015 г. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации указал на чрезмерность широты пределов усмотрения сотрудников полиции и необходимость проведения общественной экспертизы проекта поправок в закон [4 c. 19].

Аналогичные изменения, внесенные в законодательство в 2021 г., также неоднозначно оцениваются в науке и в обществе. Многие ученые считают, что «расширение полномочий полиции должно привести к усилению защиты прав граждан, которые гарантируются государством и защищаются в ходе практической деятельности сотрудников полиции» [5 c. 55]. Однако наблюдается острая критика расширения полномочий органов внутренних дел со стороны общества. Так, до принятия нововведений петицию против расширения прав полиции подписало более 90 тыс. человек [6 c. 78].

В любом случае, расширение полномочий органов внутренних дел в сфере ограничения конституционных прав граждан требует совершенствования механизма защиты от потенциальной угрозы различного рода злоупотреблений. На наш взгляд, дополнение оснований проникновения в жилище субъективной оценкой происходящего сотрудником полиции, основанным даже не на личных наблюдениях, может усугубить уже имеющиеся проблемы, связанные со злоупотреблением полномочиями.

В связи с этим первоочередной задачей органов законодательной и исполнительной власти должна стать разработка действенных механизмов по повышению профессиональных знаний и навыков сотрудников полиции, связанных с реализацией ими полномочий, ограничивающих конституционное право граждан на неприкосновенность жилища. Отметим точку зрения Ю.Е. Аврутина и А.В. Гирвиц о том, что субъективное начало усмотрения должностного лица ограничено объективным характером права, устанавливающего формально-юридические границы дискреции [7 c. 38]. Поэтому для минимизации рисков дискретных полномочий сотрудников органов внутренних дел, основанных на широких пределах субъективного усмотрения, задачей формирования профессиональной компетентности сотрудников полиции должно стать повышение уровня правовых знаний и профессиональной правовой культуры.

Также согласимся с мнением, высказываемым в науке, о том, что при возрастании осуществляемых компетенций сотрудниками органов внутренних дел потребуется значительный контроль со стороны надзирающих органов власти с целью недопущения злоупотребления такими полномочиями [8 c. 94]. Поэтому для соблюдения баланса реализации полномочий полиции и права граждан на неприкосновенность жилища также следует усилить контроль со стороны органов государственной власти (МВД России, прокуратуры, суда).

 

Список литературы:

  1. О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции»: Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 424-ФЗ // Российская газета. 2021. 27 дек.
  2. О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Законопроект № 828616-6 // Система обеспечения законодательной деятельности. – URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/828616-6.
  3. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год от 24 марта 2016 г. // Российская газета. 2016. 24 марта.
  4. Аврутин Ю.Е., Гирвиц А.В. К вопросу о понятии полицейского усмотрения, его правовой природе и основаниях // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 4.
  5. Зимасова А.А., Шаймухаметова Л.Р. К вопросу о тенденциях расширения полномочий федеральных государственных служащих органов внутренних дел // E-Scio. 2021. № 4 (55).
  6. Ищенко Д.П., Малянова К.П. Актуальные вопросы производства процессуальных действий, посягающих на неприкосновенность жилища // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2022. № 1 (46).
  7. Прекина Т.А., Тунаева Ю.А. О целесообразности расширения полномочий сотрудников полиции и внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сборник статей XXII Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, 2020.
  8. Остановите принятие законопроекта расширения прав полиции: петиция // Глобальная платформа для общественных кампаний. – URL: https://www.change.org/. (дата обращения: 10.10.2022).

Оставить комментарий