Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 35(205)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Ершова В.А. АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН СРЕДЫ-ВЗАИМОСВЯЗИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В РОССИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 35(205). URL: https://sibac.info/journal/student/205/267687 (дата обращения: 19.04.2024).

АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН СРЕДЫ-ВЗАИМОСВЯЗИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В РОССИИ

Ершова Вероника Александровна

студент IV курса направления «Дизайн архитектурной среды», Российский университет дружбы народов,

РФ, г. Москва

Соловьева Анна Викторовна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., руководитель направления «Дизайн архитектурной среды», Российский университет дружбы народов,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены взаимосвязи и противоречия архитектуры и дизайн среды в России, дана оценка дизайна среды и архитектуры в целом. Составлен сравнительный анализ двух понятий «дизайн» и «архитектура».

 

Ключевые слова: архитектура, дизайн среды.

 

Введение

Разногласия и противоречия между профессиями архитектора и дизайнера возникают давно, которые связаны с тем, что это все-таки разные профессии. Давайте посмотрим на многоэтажный дом, построенный в 1980-х или 1960-х годах, глазами дизайнера. Эти серые монстры не только не вызывают никаких эстетических эмоций, но и побуждают вас что-то писать на стенах этих домов или как-то их раскрашивать. А дома в стиле модерн или классицизм с их специфическим декором и скульптурой не тронет ни один дизайнер. Здесь очень важно отметить, что архитектор не возьмется переделывать фасад многоэтажного дома в стиле функционализма. А дизайнеру легко нарисовать клетки и полосы на фасаде. Архитектор считает это глупой идеей, а дизайнер считает скучным и преступным оставлять такой безликий дом в городе.

Я постараюсь разобраться, почему в России такие разногласия между архитектурой и средовым дизайном, попытаюсь провести параллели между отношениями и противоречиями этих художественных течений.

История дизайна и архитектуры.

История дизайна в России имеет прерывистый характер. В 20-х годах прошлого века даже были созданы Высшие Государственные художественно-технические мастерские, задача которых была в преображении предметов быта и элементов среды как «часть чисто экономического прогресса, художественная часть хозяйственная» (А.В. Луначарский) [6].

В 30-е годы 20 века, это направление развития отечественного дизайна из-за переориентации страны на приобретение техники за рубежом было закрыто, хотя отдельные элементы дизайнерского подхода проникали в производственную сферу, особенно в оборонной промышленности.

В 70-е годы прошлого века перед отечественным дизайном был поставлен ряд непростых задач – создать в промышленности систему мест приложения дизайнерского труда, решить проблему подготовки для них высококвалифицированных кадров, но главное разработать эффективную программу внедрения достижений дизайна в культуру производства и потребления в России. Следовательно, дизайн появился сравнительно недавно: с появлением промышленных технологий. Сам термин дизайн появился в 88 сентябре 1969 года на конгрессе Международного совета организаций по дизайну, было принято следующее определение: «Под термином дизайн понимается творческая деятельность, цель которой - определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя». Проще говоря, дизайн решает проблему, как сделать объект красивым и функциональным с наименьшими затратами. Несмотря на все кризисы, промышленный дизайн в России развивается очень бурно. За последнее время существенно выросло количество дизайнерских бюро и студий, как частичного, так и полного цикла, предлагающих и разработку дизайна, и продвижение нового товара, и сопровождение производства. Работа для промышленных дизайнеров сегодня есть – утверждают практики, и ее становится больше. На сегодняшний день, после спада промышленности на рубеже 20-го и 21-го века, дизайн в России бурно развивается, опираясь на опыт Европы, Америки, Китая и т.д. Но, несмотря на опору на другие страны, нельзя утверждать, что в России нет собственной школы дизайна.

Далее речь пойдет о дизайне среды. На данный момент в России существует много вузов, которые учат дизайну среды.

Первый вопрос, который возникает у абитуриентов при выборе профессии – чем отличается дизайнер среды от архитектора. Чтобы на него ответить, я рассмотрела программы обучения таких вузов как: УрГАХУ, ОмГТУ, НГАУДИ. Выяснилось, что большинство предметов и их направленность на специальностях дизайна среды и архитектуры все же совпадают. Различия лишь в количестве часов. Например, на архитектуре намного больше часов начертательной геометрии и конструирования. Это показывает, что архитектура больше направлена на технические основы. Даже рисунок более конструктивный, тогда как дизайнеры среды изучают академический рисунок, который, безусловно, является более творческим. Также будущие архитекторы изучают механику, физику, математику. Но также есть много общих предметов, таких как живопись, колористика, архитектурно-дизайнерское проектирование, мебель и интерьер, основы композиции и т.д. Самое главное отличие дизайна от архитектуры заключается в том, что дизайн - это профессия, тесно связанная с искусством, но одновременно искусством она не является. Архитектура направлена на обеспечение и внедрение строительных концепций, именно поэтому в вузах досконально изучается начертательная геометрия, механика, математика и т.д. Архитектор отвечает за технический аспект, а дизайнер за эстетический. Именно поэтому дизайнер учится максимально творчески мыслить. И вся система обучения строится на этом. Часто дизайнер интерьера работает в помещении, которое построил архитектор. Делает его максимально комфортным и эстетическим. Архитектура также, как и дизайн, в России бурно развивается с началом 21 века. Появляются новые стили и направления. Идет активная застройка, воздвигаются небоскребы.

Проанализировав методы обучения и изучаемые предметы, можно сделать вывод, что архитектор – главный строитель, а дизайнер – человек, занимающийся художественно-технической деятельностью. На практике в настоящее время, работая в одной компании, дизайнеры занимаются эскизным проектированием и подачей, архитекторы доводят здания до практического строительства в соответствии со 89 строительными и прочими нормами. Поэтому при выборе из этих двух специальностей надо учитывать особенности программ обучения, и задач, который ставит перед собой специалист.

Рождение дизайна глазами архитектора.

Дизайн в оригинале с английского обозначает проектирование. Дизайнер – проектировщик. Когда нас спрашивают, кто Вы по образованию, архитектор говорит, что он архитектор, а дизайнер откликается, что он дизайнер. Казалось бы, разумно. Впрочем, когда человек сообщает, что он проектировщик, то обоснован вопрос: проектировщик чего? Отсюда начинается некий скептицизм.

Хорошо напомнить, что определения понятия архитектура также нет. Ни один основательный ученый не будет определять, что такое архитектура. сила в том, что архитектура организовывается для человека, а человек постоянно меняется: изменяются его мировоззрение, направление жизни, социальный статус, отношение к техногенной сфере. Как аргумент выше сказанного высказывание одного физика. На вопрос, что такое физика, он ответил: физика – это то, чем занимаются физики. Впрочем, любой знает, что архитектор сформировывает искусственную среду для жизнедеятельности человека. Притом архитектор основывается на знания в области строительства, экономики, строительного производства, общественных практик, художественных предпочтений общества, для которого он проектирует свой объект. Кроме того, существуют различные внутренние концепции архитектурной «моды». Довольно продолжительно архитекторы основывались на первый глобальный стиль [1], который касается стилистический архитектуре. Затем, с возникновением новых строительных материалов, произошли конкретные изменения в художественном творчестве (например, появление супрематизма) организовывалась концепция сегодняшнего ДВИЖЕНИЯ, нынешней АРХИТЕКТУРЫ. Тенденция совсем бросить прошлую стилевую архитектуру вызвало новый путь к архитектурному творчеству, когда были сформулированы основы архитектурной композиции. появился второй глобальный стиль [2], отвергающий стилевую архитектуру и преодолевший все препятствия на пути покорения всего мира. Но и конструктивизм теперь называют стилем. случилась определенная метаморфоза. Но раз появился второй глобальный стиль, значит, будет и третий, и четвертый. Архитектурная наука развивается больше пятисот лет. Дизайн абсолютно новая специальность.

Дизайн будто независимая наука «вышел» из недр промышленной эстетики. В России были построены ВНИИТЭ – Всесоюзные научно-исследовательские учреждения промышленной эстетики, где эта дисциплина развивалась, обрастала единичными рубриками (например, эргономика, цветоведение и др.) и никаких посягательств на архитектуру со стороны тех специалистов не было. заметим два знаковых ньюанса на конкретных примерах.

В недрах архитектуры индустриальных зданий и сооружений появилась потребность проектировать здания в близкой связи с крупногабаритным, самостоятельно важным техническим оборудованием. На примере архитектуры доменного цеха это выглядит очень наглядно. Вначале домны были спрятаны в каменном корпусе, позже доменная печь была раскрыта в своей верхней части, а затем стала независимым сооружением, примыкающим к корпусу литейного двора. потребность гармонизации самостоятельно стоящего оснащения и сооружения – новая цель для архитектора. поддержка специалиста в области промышленной эстетики была актуально необходима. На рис. 1 показан доменный цех Липецкого металлургического завода, который наглядно показывает роль инженерной инфраструктуры в композиции цеха.

 

Рисунок 1. Доменный цех Липецкого металлургического завода. Источник: [7]

 

Хочу привести отрывок текста из автореферата диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры И.А. Касьяненко. Диссертация была защищена в 1985 г. и называлась «Заводы с открытым оборудованием (архитектурное исследование)». Это, конечно, давняя история, но, по меркам существования архитектурной науки, это было абсолютно недавно. В заключении по диссертационному исследованию написано следующее.

«Необходимо проводить:

- комплексное проектирование заводов с открытым оборудованием с участием различных специалистов, в том числе архитекторов. Архитектор при этом должен активно участвовать в работе таких групп, глубоко изучать характер технологических процессов и постоянно искать наилучшее сочетание функциональных и архитектурных решений;

 - включение архитекторов в состав конструкторских бюро, разрабатывающих технологическое оборудование, предназначенное для открытой установки» [3].

Обнаружилась потребность в специалистах, которые бы умели работать с технической инфраструктурой индустриальных зданий. Открытое промышленное оборудование возникло не только на промышленных предприятиях, но и в городской застройке. Архитектор, безусловно, сможет освоить работу по приведению в гармонию оснащения в варианте бесчисленных труб, этажерок, кабелей и пр., но он обучен абсолютно другому. появилась потребность в специалистах, которые бы гарантировали эту работу. Но специалистов по технической эстетике в высшем образовании не было. появилась профессия «дизайнер». История могла бы развиваться по сценарию, в котором архитекторы действовали в паре со профессионалами по промышленной эстетике. Например, выдающийся Алвар Аалто постоянно трудился с архитектором-ландшафтником. Минималистические фасады Аалто дополнялись растениями с некоторой кроной и цветом в разные периоды года, цветами и фонтанами. эксперимент великолепный.

Возможно привести иной вдохновляющий пример из архитектуры гражданских зданий. Это всемирно популярный центр Помпиду (рис. Союз архитектуры и технической эстетики продемонстрирован в этом творении искусства не только ярко, но и очень грамотно. Здесь на фасад вынесена инженерная инфраструктура здания, лестницы и галереи. Само сооружение – стеклянно-зеркальное.

 

Рисунок 2. Центр Помпиду в Париже. Источник: [7]

 

Казалось бы, абсолютно определилась новая специальность, которая будет востребована. Этого не произошло, однако появилась специальность дизайн архитектурной среды. Известно, что преподаватели институтов обязаны отвечать за своих выпускников. Должно быть точно определено, чем будет заниматься выпускник, чем будет зарабатывать деньги. К архитектору адресуются клиенты с просьбой сконструировать здание, площадь, парк, беседку, индустриальное предприятие, жилой район и др. А кто придет к выпускнику по специальности «дизайн архитектурной среды»? Вот тут начинается путаница. Может ли абитуриент с дипломом по специальности «дизайн архитектурной среды» сооружать все, что угодно? Может, однако это будет непрофессионально.

Впрочем, обратимся к известному веб-сайту «Мир вокруг: кто такой дизайнер среды – Учеба.ру», где основательно написано, кто такой дизайнер архитектурной среды и чем он занимается по окончанию вуза. Хочу сразу оговориться, что выбор сайта случаен и его, может быть, неточный текст не так уж важен, суть совершенно в другом.

«Дизайнер архитектурной среды проектирует здания, занимается их внутренним устройством и внешним видом. Это позволяет сделать городскую среду гармоничной, даже если она сочетает в себе массу разных объектов. Такие специалисты должны обладать развитым вкусом, хорошо знать историю архитектуры и понимать, как вписать ту или иную постройку в существующую среду».

Впрочем известно, что учебный порядок для архитекторов и дизайнеров архитектурной среды кардинально различается. Архитектор осваивает знания не только в области архитектурной композиции, но и в области конструкций, строительного производства, инженерной инфраструктуры зданий, вентиляции и еще множество всего, что относится к возведению зданий и иных сооружений. Кстати, архитектор несет уголовную ответственность в случае безграмотного решения, повергнувшего к разрушению объекта. Он обязан знать способы расчетов строительных систем из всевозможных материалов, строительную механику, сопромат, материаловедение и пр.

Далее мы читаем про дизайнера. «Выпускники могут не только работать над проектированием объектов городской среды, но и заниматься дизайном интерьеров, ландшафтным дизайном, реставрировать старые постройки, разрабатывать архитектурную подсветку, создавать предметы интерьера и мебель. Также можно остаться в сфере образования».

Но в отличие от дизайна архитектурной среды, у архитекторов присутствуют специальности, которым обучаются семь лет. Это относится к реставраторам и ландшафтникам. Универсализм подготовки сокращает его качество, глубину и ответственность. И разрабатывать мебель и подсветку нужно исключительно после того, как приобрел особые знания. невозможно хорошо организовать подобного специалиста, который декларируется в документах вузов, готовящих таковых специалистов.

Сравнительный анализ архитектуры и дизайн среды в России.

Если сравнить понятия «дизайн» и «архитектура», можно отметить следующую взаимосвязь друг с другом:

Таблица 1

Сравнительный анализ архитектуры и дизайн среды в России

Сравнение

Дизайн

Архитектура

Ценность

Потребительская ценность, искусственно созданная духовная ценность

Аура духовной ценности

Потребление

Массовое потребление

Индивидуальное + массовое

Восприятие

Типизация восприятия. Стандартизация потребительских реакций. (информирование, указание)

Не сильно выражено соучастие, диалог – индивидуальное понимание + утилитарная функция

Определение

Процесс конструирования предметного мира, его составляющих

Худ.- образная организация пространства на основе строительных конструкций

Визуально-символическое содержание

Здравый смысл, анализ

Утилитарно – комфортное содержание

Анализ, проектирование + творческая составляющая

Проф. деятельность

Развитие новых методов, которые можно применять на практике.

Стремление к созданию оригинального продукта.

Устоявшиеся методы худ. проектирования. Средства: ритм, симметрия, пропорции, приемы акцентирования, уравновешивания, пропорциональности

Восприятие

Обобщенный продукт дизайна воспринимается потребителем через комплекс отношений к множеству окружающих его единичных вещей

Объект – постройка как целая композиция (индивид. составляющая – выразительные средства)

Заказчик

Конкретная задача, оценка результата, заказчик

Заказчик, устоявшиеся правила, требования, оценка.

Положение в обществе

Дизайнер – составляющая общества, выдающийся элемент нового процесса интеграции художника с обществом

Архитектор как строитель. Не изолирован, не выдается, сложившаяся профессия.

Оценка произведений

Вещь становится носителем потребительской ценности, эта ценность реализуется в сфере обращения как дополнительная товарная ценность и переходит в сферу многократного потребления.

Самостоятельная жизнь вещи от создателя.

Сооружение воспринимается отдельно и совместно с автором (история – время)

Массовое потребление: массовое воспроизведение зданий.

Перемешивание стилей.

Индивидуальное потребление:

целостное произведение.

 

Заключение.

Два понятия «дизайн среды» и «архитектура» тесно связаны между собой и имеют много общих черт. Возникновение специальности дизайн архитектурной среды произошло вполне объективно в период запретов на стилевую архитектуру и всеобщий переход на типовое строительство. Дизайнеры оказались востребованы. Однако в мире происходят изменения, которые доказывают необходимость научного мониторинга искусственной среды обитания человека. Взаимоотношения между архитектором и дизайнером среды необходимо выстраивать для совместных действий на научной основе. При подготовке бакалавров и магистров по той и другой специальности важны их четко сформулированные профессиональные компетенции.

 

Список литературы.

  1. Хан-Магомедов, С.О. Претензии классицистической концепции на формирование стиля ХХ века/ С.О. Хан-Магометов// Архитектура мира. Architectura. – 1994. – Вып. 3: Запад-Восток: Античная традиция в архитектуре: мат-лы конф. – С. 181–183.
  2. Холодова, Л.П. Профессиональное архитектурное образование: два глобальных стиля – две школы/Л.П. Холодова// Непрерывное архитектурное образование: проблемы и перспективы: мат-лы междунар. науч. конф., 19–25 сентября 2004 г. ВолГАСУ. – Волгоград, 2004. – С. 133 – 135.
  3. Касьяненко, И.А. Заводы с открытым оборудованием (архитектурное исследование): дис. … канд. архитектуры / И.А. Касьяненко. – М.: МАРХИ, 1965.
  4. Учеба.ру [Электронный ресурс]. – https://www.ucheba.ru/article/4981
  5. Work-plase [Электронный ресурс]. – http://work-place.net/?p=87
  6. История дизайна в России. [Электронный ресурс]. - http://www.moskva-ipoteka.ru/secretslovari/page/18.html/ (дата обращения: 16.05.2017).
  7. Yandex.ru/imagets/search [Электронный ресурс]. - https://yandex.ru/images?rdrnd=811898&lr=65&redircnt=1667366784.1

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.