Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(20)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Десятик М.Ю., Борякин Д.В. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 20(20). URL: https://sibac.info/journal/student/20/92191 (дата обращения: 13.01.2025).

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Десятик Маргарита Юрьевна

студент 2 курса, кафедра публичного права, СГЭУ,

РФ, г. Самара

Борякин Дмитрий Владимирович

доц., кафедра публичного права, СГЭУ,

РФ, г. Самара

Понятие имидж проходит через обработку в массовом сознании. Из этого следует, что имидж субъективен. Он либо приукрашивает явления, либо сгущает краски. Существует зависимость имиджа от этического идеала, поскольку он социально обусловлен. В простом понимании, имидж – это восприятие и видение власти всеми слоями общества.

Весьма интересны имиджевые характеристики государственных служащих такие как, верность закону и государству, патриотизм, национальная гордость, авторитетность, властность, иерархичность, могущество, значимость, деловитость, репутация, честность, неподкупность, солидность, уверенность, стабильность, доверие, человечность. [1]

Сейчас мы наблюдаем, как российские государственные служащие наращивают свое влияние на политические и экономические процессы и претендуют на статус особого сословия в обществе.

В условиях социальной напряженности, обществом воспринимаются самые отчетливые негативные характеристики госслужащего. Госслужащие воспринимаются как закрытая каста, члены которой преследуют только свои личные интересы, а их работу представляют, как полностью отстраненную от частного сектора. Помимо этого, развивается стереотип, что госслужащие получают незаслуженные преимущества в оплате труда, так как не выполняют своих задач должным образом. Государство создает для них идеальные условия труда, мотивирует к хорошей работе, а они ленивы, эгоистичны и коррумпированы.

Общепринятое представление о государственных служащих смог описать американский философ и автор постиндустриального общества Элвин Тоффлер. «Бюрократов ненавидят все. В течение длительного времени среди бизнесменов сохранился миф о том, что бюрократия – болезнь правительства. Государственных служащих называли лентяями, паразитами и грубиянами, тогда как администраторов бизнеса изображали динамичными, продуктивными и готовыми служить потребителю». [2]

Стоит отметить, отечественная бюрократия считает себя надстройкой над населением, ведь в ее распоряжении «административный ресурс», который выражается в распорядительных полномочиях, обеспечении контроля исполнительной власти над общественными объединениями, нейтрализации реальных и потенциальных центров оппозиции в регионах.

М. Вебер рассматривал критерий, определяющий престиж как меру социального статуса, а также проявляющийся как фактор иерархии какого-либо общества.

Для государственной службы социальный статус имеет важное функциональное значение, поскольку чиновник является проводником идей государственности на практике.

Наполняемость высококвалифицированными кадрами определяет престиж государственной службы. Именно от нее зависит то, как общество воспримет законы или предписания государственной власти.

Главный показатель эффективности и прочности государственного управления – это престиж государственной службы.

В условиях современного мира наблюдается динамичность престижа государственной службы. Сначала он возрастает, а после резко снижается. Это обусловлено ростом ожиданий населения в связи с очередной заявкой объявленной реформы государственной службы.

Существует понятие «моральный кредит», которое объясняется повышением престижа госслужбы на начальном этапе реформирования. Предварительно его выдает население государственной власти, ожидая положительных итогов реформы.

«Моральный кредит» невозможно вернуть, если население не видит качественных изменений в обществе, успехов в решении социально значимых проблем или не ощущает улучшения жизни социума.

Человек с его целями, мотивами, мировоззрением, моральными и духовными качествами является отправной точкой повышения престижа государственной власти в условиях реформирования системы государственного управления.

Ощущение собственной исключительности, способствующее формированию высокого уровня внутрикорпоративного престижа, вызвано принадлежностью государственных служащих к властвующей элите. [3]

Но какими же качествами должен обладать государственный служащий? Скорее всего, это профессионализм, честность, добросовестность и образованность.

Требования к государственному служащему имеют правовую основу. Так в Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в статье 18 "Требования к служебному поведению гражданского служащего" закреплены следующие обязанности:

  • исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
  • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
  • не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
  • проявлять корректность в обращении с гражданами;
  • проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
  • не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

В общих принципах служебного поведения государственных служащих (утв. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885

(в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 814) также закреплены следующие обязанности:

  • не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  • соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации.

Подведем итоги, имидж государственного служащего играет важнейшую роль в повышении эффективности работы органов государственной власти.

Подрывает доверие граждан, сложившийся в обществе негативный имидж государственного управления. С другой стороны, наблюдается высокий уровень социального престижа государственной службы, обусловленный принадлежностью к высокому социальному статусу.

Возможно, будет наблюдаться позитивная оценка имиджа государственного служащего. Население все же надеется, что государственный служащий будет честным, добросовестным, оперативным, образованным и культурным.

Следует отметить, что к кризису управления может привести противоречие между негативным имиджем и высоким социальным престижем, в итоге у власти окажутся охлократы.

Способствование переоценке ценностей и мотивов социального престижа будет вызвано позитивным имиджем. Престиж должен включать в себя понятие профессионализма, образованности и компетентности государственных служащих. На данный момент эти категории не являются приоритетными в системе ценностных ориентаций.

Поэтому к своему имиджу государственный служащий должен относиться как к своей важнейшей функциональной обязанности. Г.Г Почепцов определял составляющие персонального имиджа: прошлое, родственники, спорт, питомцы, увлечения, слабости. По мнению Г.Г. Почепцова правильное их заполнение будет способствовать приближению к населению, делать имидж «живым». Оставляя пробелы в каком-либо компоненте, это ведет к угрозе заполнения его массовым сознанием произвольно, и тогда будет невозможно исправить новую информацию, так как на пути к этому создан барьер существующей установки.

 

Список литературы:

  1. Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений / под ред. З. Турисбекова. Алматы, 2007.
  2. Тоффлер Э. Метафоризмы власти: Пер. с англ. / Э.Тоффлер. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2003э. – 669.
  3. Комлева В.В. Престиж государственной службы в социокультурном контексте. Диссертация на соискание ученой степени докт. социол. наук. М., 2004

Оставить комментарий