Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(193)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ
MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS IN MUSLIM COUNTRIES
Ahmed Al-Said
Master's student, Department of Civil Law, Southwest State University,
Russia, Kursk
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются некоторые особенности брачно-семейных отношений в мусульманских странах на примере республики Ирак, связанные с бракоразводным процессом.
ABSTRACT
This article discusses some features of marriage and family relations in Muslim countries on the example of the Republic of Iraq, related to the divorce process.
Ключевые слова: брак, муж, жена, махра, брачный возраст, развод, талак.
Keywords: marriage, husband, wife, mahra, marriageable age, divorce, talak.
Для того, чтобы расторгнуть брак необходимо получить от мужчины трехкратный талак, иными словами развод. Он предполагает произнесение мужчиной вслух слова «талак» или фразы, которая в переводе с арабского обозначает «я с тобой развожусь». Законами шариата предусмотрен ряд желательных условий, которых любой правомерный мусульманин должен выполнить перед разводом:
1. Слово «Талак» трижды нельзя произносить сразу, в одно время, должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы решение не было вызвано приступом гнева [1, с.57].
2. Талак нельзя произносить во время менструального цикла женщины, поскольку в это время она считается нечистой и сама не ведает, что творит.
3. Талак нельзя произносить после полового контакта до момента окончания следующего за ним менструального цикла. Это связано с тем, что в этот период девушка могла забеременеть.
Муж имеет право вернуть себе жену, которой он дал талак (развод) только при условии, что после него она заключит полноценный брак с другим мужчиной, при этом брак не должен быть фиктивным, а после получения развода, может стать законной супругой первого. Это обусловлено тем, что по законам шариата после развода, женщина становится запретной для мужа, давшего ей талак.
Одним из распространенных способов развода является расторжение брака по судебному решению. В большинстве случаев данный способ применяется при наличии явных физических недостатков у мужчины. В частности, жена имеет право требовать развода, если после вступления в брак ее муж стал психически не уравновешенным, приобрел тяжелое заболевание или если из-за каких-то недостатков не имеет возможности участвовать в половой жизни супружеской пары.
Помимо этого, в судебном порядке может быть рассмотрен вопрос об отсутствии мужа в течение долгого времени (от 1 до 2 лет) без видимых причин и объяснения обстоятельств, что в свою очередь приносит моральный ущерб женщине [2, с.59].
В случаях, когда между супругами разгорается серьезный конфликт, в результате которого хотя бы одному из супругов был нанесен серьезный моральный ущерб, по законодательству арабских государств также может быть расторгнут брак в порядке судебного разбирательства.
Однако стоит отметить, что в последнем случае, законодательство не сразу применяется. К примеру, в Сирии предусматривается срок в размере не менее одного месяца, течении которого супруги могут и должны помириться.
Развод по общему согласию также имеет место быть в странах мусульманского мира. В первую очередь, такое прекращение брачных отношений предполагает под собой наличие общего желания расторгнуть брак. Особенностью данного процесса является наличие оферты и акцепта, как при оформлении процедуры заключения брака [3, с.16].
Таким образом, в мусульманском праве выделяют три основные способа для расторжения брака, однако самым распространенным из них считается разрыв отношений по инициативе супруга.
Список литературы:
- Родичева С. А., Тишакова Ю. Р. Развод в арабских странах // Colloquium-journal. -2019.- №22 (46). –С.57-59.
- Завурбеков Ф.З. Правоприменение в отношении женщин в фатимидском халифате X-XII вв // Вестник ННГУ. - 2020. - №4. - С. 59-61.
- Барковская Е. Семейное право и законодательство на мусульманском Востоке // Россия и мусульманский мир. - 2006. - №12. - С.16-25.
Оставить комментарий