Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(189)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12, скачать журнал часть 13

Библиографическое описание:
Мустафаева Т.И. ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННОСТЬ», «ЦЕННОСТЬ», «НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 19(189). URL: https://sibac.info/journal/student/189/254398 (дата обращения: 26.04.2024).

ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННОСТЬ», «ЦЕННОСТЬ», «НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Мустафаева Тамила Ильясовна

студент, кафедра психологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

THE CONCEPTS OF «MORALITY», «VALUE», «MORAL-VALUE RELATIONS» IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE

 

Tamila Mustafayeva

Student, psychology departments, Crimean engineering and pedagogical Fevzi Yakubov University,

Russia, Simferopol

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье изучен категориально понятийный аппарат исследования нравственно-ценностных аспектов семьи и семейного воспитания. В ходе исследования раскрыты такие понятия представленные в психологической науке как «нравственность», «ценность», «нравственно-ценностные отношения».

ABSTRACT

In this article, the categorical conceptual apparatus of the study of moral and value aspects of the family and family education is studied. In the course of the research, such concepts presented in psychological science as «morality», «value», «moral-value relations» are revealed.

 

Ключевые слова: нравственность, ценность, нравственно-ценностные отношения.

Keywords: morality, value, moral and value relations.

 

Фундаментальные исследования нравственной проблематики обнаружили интересные процессы как в социально-практической, так и в духовной сферах жизни.

В монографии О.Г. Дробницкого «Понятие нравственности» центральными являются проблемы сущности нравственности и специфической природы нравственного отношения человека к миру [2].

В исследовании сущности нравственности Е.В. Слизкова, А.Н. Шарайкина выделяются два различных подхода к решению проблемы. Один связан с выводом природы нравственности с некоей единой субстанционной основы. Второй – с поиском и обоснованием присущих именно ей черт путем обхода процедуры редуцирования их к универсально-философским постулатам. Принципы нравственности они рассматривают как априорные, которые не выводятся из опыта, а являются трансцендентальными истинами чистого разума [5].

Нравственность выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь нравственными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах предписывающих, как следует поступать.

В научной литературе имеются различные подходы к определению сущности ценности. В философском энциклопедическом словаре указывается на объективное значение ценностей в жизнедеятельности человека.

По мнению Т.И. Пороховской: «Ценность – термин, который широко используется в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение, определение явлений действительности. По сути, все разнообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и природных явлений. Ценности могут выступать в значении «предметных ценностей» как объектов ценностного отношения, то есть оценивается в плане добра и зла, истины или не истины, красоты или юродства, возможного или запрещенного, справедливого или не справедливого и т. д.» [4, c. 18]

Ценности – тот стержень, который образует лицо нации, это тот компас, который предопределяет историческую судьбу нации. На ценностях вырастает и национальная культура [4].

Система ценностей как составляющая Я-концепции определяет мировоззренческие аспекты самосознания. Понятие индивидуальных ценностей во многом сродни мотивам, потому что ценности могут быть движущей силой поведения [1].

Без преувеличения можно сказать, что во всех сферах жизни система ценностей является фундаментом в становлении и развитии личности. По формам духовной культуры ценности классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок) [2].

Понятие «ценность» отражает один из самых существенных аспектов взаимодействия с миром. Ценности играют решающую роль в детерминации поведения личности, определяют способ удовлетворение потребностей, направленность, выступают побуждениями для достижения поставленных целей, приобретая функции регуляторов поведения. Источник ценностей содержится внутри личности, в то время как социальные нормы задаются извне. Именно ценность преображает предметы внешнего мира на объекты интересов и стремлений человека [2].

Нравственно–ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание» и другие. А так же совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство» и другие, когда само отношение выступает в качестве ценности [3].

Таким образом, нравственность – это одна из главных характеристик личности. Она необходима человеку, чтобы сформировать сильный характер, развить в себе ответственность, порядочность, честность и самоконтроль. Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Нравственно-ценностное воспитание личности – это процесс направленного формирование у ребенка базовой личностной культуры, содействующей становлению его личности. Ребенок усваивает те ценности и идеалы, которые в будущем сформируют его мировоззрение и жизненную позицию, которой он станет придерживаться в дальнейшем.

 

Список литературы:

  1. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие. / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская – М.: Гардарики, 2013. – 480 с.
  2. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. – М.: Просвещение, 2017. – 211 с.
  3. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Наука, 2017. – 223 с.
  4. Пороховская, Т.И. Ценность и оценка в морали: Спецкурс / Т.И. Пороховская. – М.: Изд-во МГУ, 2019. – 88 с.
  5. Слизкова, Е.В. Формирование ценностных отношений у младших школьников в воспитательном процессе начальной школы / Е.В. Слизкова, А.Н. Шарайкина. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – C. 75–79

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.