Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(186)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Елюшева Е.О. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 16(186). URL: https://sibac.info/journal/student/186/249571 (дата обращения: 03.01.2025).

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Елюшева Елена Олеговна

студент, кафедра теории государства и права и конституционного права, Оренбургский государственный университет,

 РФ, г. Оренбург

Саблин Дмитрий Александрович

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., Оренбургский государственный университет,

РФ, г. Оренбург

PROBLEMATIC ISSUES OF THE LEGAL STATUS OF PARTICIPANTS IN MILITARY CONFLICTS

 

Elena Yelusheva

student, Department of State and Law Theory and Constitutional Law, Orenburg State University,

Russia, Orenburg

Dmitriy Sablin

scientific supervisor, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Orenburg State University,

Russia, Orenburg

 

АННОТАЦИЯ

Международное гуманитарное право в целом было создано для того, чтобы помочь государствам и гражданам справляться с последствиями военных конфликтов. Нормы и принципы международного гуманитарного права также регулируют деятельность и устанавливают правовой статус участников военных конфликтов. Военные конфликты, с которыми международное сообщество сталкивается в настоящее время показывают, что существующих норм не всегда достаточно для всеобъемлющего контроля над всеми участниками военных конфликтов. В рамках статьи автором рассматривается актуальные проблемы, связанные с правовым статусом военных конфликтов и способы их решения.

ABSTRACT

International humanitarian law as a whole was created to help States and citizens cope with the consequences of armed conflicts. The norms and principles of international humanitarian law also regulate the activities and establish the legal status of participants in armed conflicts. The armed conflicts that the international community is currently facing show that existing norms are not always sufficient for comprehensive control over all participants in armed conflicts. Within the framework of the article, the author examines the current problems related to the legal status of armed conflicts and ways to solve them.

 

Ключевые слова: международное право, международное гуманитарное право, международное право, права человека, военного конфликт, участники военного конфликта.

Keywords: international law; international humanitarian law; international human rights law; armed conflict; participants of armed conflict.

 

Нормы международного гуманитарного права носят правоустанавливающий характер, то есть они главным образом устанавливают что может быть разрешено, какие права обеспечиваются сторонам и какие обязанности они должны выполнять как участники военного конфликта и т.д. Так, участниками военных действий могут быть только военнослужащие стран-участниц и приравненные к ним лица, которые обязуются вести военные действия без вреда для гражданского населения.

Для определения статуса участников конфликта международное гуманитарное право разграничивает их на две основные группы: комбатанты (сражающиеся) и некомбатанты (несражающиеся). Данное разделение на группы основано на нормах содержащихся в ст. 3 Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. и ст. 4 III Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г.

Сам термин «комбатант» был определён в 1977 г. в Дополнительном протоколе I Женевских конвенций. В параграфе 2 ст. 43 Протокола сказано о том, что: «Лица, входящие в состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте... являются комбатантами...». Также статьёй 1 Гаагского положения от 1907 г., относящегося к сухопутной войне, было определено, что законы войны, выполнение прав и обязанностей во время войны относятся к народному ополчению, с учётом следующих условий: гражданские формирования имеют во главе лицо, которое несет ответственность за своих подчинённых; они обязуются иметь определённый и явственно видимый издали отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны, гуманное отношение к попавшим к ним в плен военнослужащим, раненным, больным в соответствии с международным гуманитарным правом. Исходя из смысла статьи первой упомянутой конвенции за право на получение статуса воюющего лица также борются участники так называемых ЧВК - частных военных и охранных компаний. Так, согласно п. 3 ст. 43 Дополнительного протокола I международное законодательство не ограничивает привлечение полувоенных или вооруженных организаций, которые обеспечивают охрану порядка, при условии уведомления других сторон в вооруженном конфликте.

Из вышеупомянутых положений следует выделить, что, международное гуманитарное право определяет критерии для комбатантов, и под вооруженными силами понимаются не только вооруженные силы государства, но и антиправительственные вооруженные группы при их соответствии установленным международным законодательством критериям.

Международное гуманитарное право также предусматривает ряд ограничений для присвоения статуса комбатанта некоторым категориями лиц в принципе. Так, ст. 77 Дополнительного протокола I предусматривается ограничение, введённое для защиты прав и законных интересов детей. В соответствии с указанной статьей, запрещается привлечение на военную службу лиц не достигших возраста пятнадцати лет. Также данное положение предписывает сторонам-участникам военного конфликта привлекать к военным действиям лиц не достигших 18 лет лишь в исключительных случаях. Но в соответствии с п. 5 ст. 75 Дополнительного протокола I случаях, если к участию все же были привлечены лица моложе пятнадцати лет, то при попадании в плен они должны пользоваться особыми правами и содержаться в отдельных помещениях от взрослых, за исключении случаев, когда несовершеннолетний военнослужащий содержится в отдельном помещении с членами семьи. Также в отношении лиц, не достигших восемнадцати лет никогда не приводится в исполнение смертная казнь, даже в случаях если нарушение, совершенное ими, предусматривает такой вид наказания. Таким образом дети всегда пользуются особым уважением, и их защита должна быть обеспечена со стороны противоборствующих сторон в вооруженном конфликте.

Однако, несмотря на обширную законодательную базу, существует ряд нерешенных проблем, связанных с определением правового статуса лиц, участвующих в военных действиях. Например, в ходе военного конфликта действующие военные группировки хоть и наделены международным правом рядом прав и обязанностей. Но в условиях военных действий не всегда представляется возможным дифференцировать этих лиц в соответствии с их статусом.  На практике такая проблема возникает с вооруженными группами во время военных действий немеждународного характера. Нередко государства не признают ни наличие вооруженного конфликта, ни легитимный статус противоборствующей стороны. Международное сообщество не может ни заставить государство присвоить легитимный статус одной из сторон, ни сделать это самостоятельно, так как это противоречит основополагающим принципам международного права. Из этого следует что единственным выходом непротиворечащим нормам международного законодательства, в таком случае будет осуществление военных действий в соответствии с четырьмя Женевскими конвенциями 1949 года и Дополнительными протоколами к ним.

Следующей немаловажной проблемой является международно-правовой статус некомботантов, участвующих в военных действиях. Некомбатанты очень часто являются участниками военных действий несмотря на то, что официально их участие в конфликте запрещено. На практике они нередко образуют небольшие группы для противодействия неприятелю и возникает вопрос – какими гарантиями обладают некомбатанты в таком случае? Какие права у них есть и какие обязанности они обязаны выполнять? Относимы они к гражданским формированиям или нет? Данный вопрос остаётся нерешённым и спорным в научном сообществе. На наш взгляд решению данной проблемы будет способствовать разработка особого правового режима для таких лиц, «правового режима некомбатанта» в рамках которого он так же будет иметь возможность в случае необходимости становиться участником военных действий и наделяться правами и обязанностями в рамках международного гуманитарного права.

Подводя итоги, можно сказать, что несмотря на процесс гуманизации, в рамках которого обычаи войны жестко регулируются международным гуманитарным правом, всё еще имеется ряд пробелов, которые не позволяют четко дифференцировать правовой статус участвующих лиц в процессе военных действий. Установление четкого правового статуса лица участвующего в военном конфликте позволяет защитить его права и законные интересы, а также наделить его рядом обязанностей в соответствии с нормами международного гуманитарного права.

 

Список литературы:

  1. Устав Организации Объединенных Наций, принят в г. Сан-Франциско 26 июля 1945 года.
  2. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными, принята 12 августа 1949 года в Женеве.
  3. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 год.
  4. Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, 18 октября 1907 года.
  5. THE WAR REPORT: ARMED CONFLICTS IN 2018. Dr Annyssa Bellal. The Geneva Academy of International Humanitarian Law and Human Rights, 2019.

Оставить комментарий