Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(184)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ДЕЕСПОСОБНОСТЬ И ЕЁ ВИДЫ КАК ЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются некоторые исторические предпосылки современного понимания совершеннолетия в гражданском праве Российской Федерации.
Ключевые слова: совершеннолетие, гражданское право, история, дифференциация несовершеннолетних в гражданском праве, дееспособность.
Чтобы понять, что же отличает совершеннолетнего от несовершеннолетнего необходимо понять каковы основные критерии, определяющие способность гражданина нести всю полноту своих гражданских прав и обязанностей и осознавать социальную значимость своих действий и их последствий.
Принципы, по которым в обществе определяются представления о готовности индивида иметь полный объем прав и обязанностей может иметь не только историко-социальные предпосылки, многие паттерны поведения, представления о том что благо, а что вред как для конкретного человека так и общества, в котором он живет, могут уходить корнями глубоко в гены и проявляться бессознательно.
Возрастные градации всегда имели место в общественной жизни населения, чтобы понять, как подобное разделение пришло в современное законодательство следует выяснить исторические предпосылки этого явления. Необходимо выявить основополагающие принципы, которые легли в основу того, что общество готово воспринимать индивида как взрослого, полноправного и независимого члена общества.
Социальное взаимодействие играло основополагающую роль в развитии социума ещё со времен племенного строя. Однако понятие совершеннолетия и возраста, по достижении которого гражданин считался бы полноправным крайне сложно выделить и соотнести с современными гражданскими правами в юридическом праве.
Несмотря на тот факт, что возраст является одним из важнейших критериев, по которым человека можно признать дееспособным, в разные исторические эпохи вопрос о зависимости дееспособности гражданина от возраста решался по-разному.
Несмотря на то, что термина дееспособность в обиходе на Руси не было, тем не менее, были критерии, в том числе возрастные, в соответствии с которыми человек располагал или не располагал всеми правами и обязанностями наравне с остальными членами сообщества. Эти критерии имели прямую зависимость от возраста, пола и интеллектуальных возможностей субъекта.
Недееспособными признавались дети до семи лет. Лица мужского пола от семи до четырнадцати лет, женского – от семи до двенадцати лет, могли совершать лишь сделки, направленные к выгоде, не обремененные обязанностями и возникновением каких-либо потерь. Несмотря на то, что полная дееспособность приобреталась с определенным возрастом – четырнадцать лет у мужского пола и двенадцать – женского, у каждого субъекта до 25 лет должен был быть попечитель, согласие которого являлось обязательным условием совершения сделки по уменьшению имущества лица. Рассматриваемое согласие могло быть выражено заранее, во время, а также после совершения сделки. [3]
В соответствии с законодательством Российской Империи, совершеннолетие определялось наступлением двадцатиоднолетнего возраста, именно тогда гражданам предоставлялось право на полное распоряжение имуществом и неограниченное вступление в обязательства (ст. 221 Свода Законов Российской Империи (далее – Свод Законов). [2] В период СССР понимание дееспособности аналогично современному значению этого понятия.
В ст. 7 Гражданского кодекса Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1922 г. 1 (далее – ГК РСФСР 1922 г.) было установлено, что дееспособность в полном объеме возникает с достижением совершеннолетия – с восемнадцати лет. Ст. 9 ГК РСФСР 1922 г. и включала в себя положения о том, что несовершеннолетние старше 14 лет были вправе совершать сделки с согласия законных представителей, самостоятельно распоряжаться заработной платой и отвечать за вред, причиненный их действиями другим лицам. Однако отсутствовали нормы, которые устанавливали уровень дееспособности граждан, не достигших 14 лет в ГК РСФСР 1922 г.
Гражданский кодекс Российской Социалистической Федеративной Советской Республики [1] (далее – ГК РСФСР 1964 г.) вслед за Сводом Законов провел дифференциацию несовершеннолетних. В то время законодательно несовершеннолетние подразделялись на две группы – до пятнадцати и от пятнадцати до восемнадцати лет. Несовершеннолетние, старше пятнадцати лет, были вправе совершать сделки с согласия их законных представителей – родителей, усыновителей, попечителей. Согласие не требовалось для совершения мелких бытовых сделок, распоряжения собственным заработком или стипендией, осуществления прав автора на свои произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторские предложения и промышленные образцы (ст. 13 ГК РСФСР 1964 г.).
В свою очередь от имени не достигших пятнадцати лет граждан все сделки, за исключением мелких бытовых должны были совершаться их родителями, усыновителями, опекунами (ст. 14 ГК РСФСР 1964 г.)
Рассматривать вопрос о принципах и критериях признания гражданина совершеннолетним и, соответственно, способным нести гражданские права и обязанности в полном объеме невозможно без учета исторических факторов и традиций, присущих населению, проживавшему на территории рассматриваемого государства.
Список литературы:
- Гражданский кодекс Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) // Ведомости ВС РСФСР. – 1964 – № 24 - Ст. 407.
- Свод Законов Российской Империи. Т. 10. Петроград, 1914. С. 106
- Осипова С.В. Сделкоспособность несовершеннолетних в гражданском праве России: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Самара, 2007. С 14.
Оставить комментарий