Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(182)

Рубрика журнала: Экономика

Секция: Маркетинг

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Гасанова А.З. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СИТУАЦИОННОЙ КОМЕДИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 12(182). URL: https://sibac.info/journal/student/182/245661 (дата обращения: 07.05.2024).

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СИТУАЦИОННОЙ КОМЕДИИ

Гасанова Айшат Запировна

студент, кафедра рекламы и связей с общественностью в бизнесе, Государственный Университет Управления,

РФ, г. Москва

THE SOCIOLOGICAL SIGNIFICANCE OF SITUATIONAL COMEDY

 

Aishat Gasanova

Student, Department of Advertising and Public Relations in Business, State University of Management,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются аспекты культурологического анализа ситкомов на современном телевидении. Анализируется демонстрация наиболее продаваемых сюжетов и персонажей (подтверждаемых высокими рейтингами). Обосновывается возможность влияния трансляции ситуационной комедии на телевизионную аудиторию, моделирование проблемы одиночества в обществе.

ABSTRACT

The article discusses aspects of the cultural analysis of sitcoms on modern television. The demonstration of the best-selling plots and characters (confirmed by high ratings) is analyzed. The author substantiates the possibility of the influence of the broadcast of a situational comedy on the television audience, modeling the problem of loneliness in society.

 

Ключевые слова: жанр ситуационной комедии, маркетинг, современные технологии, развитие ситкома, потребитель, взаимодействие с аудиторией.

Keywords: genre of situational comedy, marketing, modern technologies, sitcom development, consumer, interaction with the audience.

 

Сериалы стали частью современной культуры, а жанр ситуационной комедии полюбился зрителям. В России 90% зрителей в возрасте от 12 до 17 лет смотрят сериалы. При этом чем моложе аудитория, тем больше она потребляет данный вид контента. Так, в аудитории «18-24» сериалы смотрят уже 87%, а среди зрителей старше сорока – 79%. По оценке специалистов, в 2021 году, доходы стриминговых сервисов выросли на 50%, так что реальная аудитория сервиса на данный момент еще больше может составлять до 700 тысяч реально платящих подписчиков. Такое количество подписчиков подтверждает актуальность индустрии и жанра ситкома, с эти мнением согласен и Алексей Бырдин, глава Ассоциации «Интернет-видео». Популярность данного вида контента у молодёжи очевидно свидетельствует о перспективности его производства [1, с. 30–36]. Ситуационные комедии востребованы на рынке, а также у аудитории, соответственно, их исследование актуально, особенно в контексте наращивания темпов производства ситкомов и их распространением на стриминговых площадках.

Ситуационная комедия является уникальным жанром, которое уже не первое десятилетие удерживает у экранов зрителей и решает важную проблему - проблему одиночества. На сегодняшний день в России 43% населения страдает от одиночества, а возраст столкнувшихся с данной проблемой людей становится ниже с каждым годом. Существует немало причин, из-за которых растет число одиноких людей: социальное неравенство, становление индивидуализма главным ориентиром современного общества, недостаток доверия и др. Ситкомы становятся на один ряд с такими жанрами как драма, боевики и другие, а в чём-то даже обходит их. Люди с радостью пересматривают старые комедийные сериалы, несмотря на плохое качество картинки и звука. Здесь большую роль играет именно эмоциональная связь, которую способен создать ситком, он медленно вовлекает зрителя и «предлагает» стать частью своего сообщества [2, с. 154–157]. Зритель чувствует себя «своим» при просмотре ситкома, так как комедия позволяет нам признать и принять наши собственные неудачи. Именно эта «невидимая связь» сериала и зрителя делает ситуационную комедию жанром, сохраняющим высокие позиции и просмотры.

Сериалы в жанре ситуационной комедии изменились за время своего существования. Развитие жанра можно более подробно рассмотреть на примере британских ситкомов. Онлайн-трансляция первого британского ситкома вышла семьдесят пять лет назад, с тех пор на экранах появилось огромное количество сериалов и старые ситкомы кажутся сегодня странными, хотя совсем недавно все находили шутки в них смешными. Юмор и концепция британских ситуационных комедий значительно поменялась, современные сериалы более содержательны и кинематографичны, в них больше эмпатии. Стриминговые сервисы начали активно развивать жанр ситкома на своих платформах и как выяснилось большая часть зрителей готова пересмотреть комедию нежели, к примеру драму, как отмечает глава комедийного подразделения Channel 4 Фиона МакДермотт, — они являются «фундаментом, который делает канал SVOD [стриминговое видео по запросу] долговечным» [4, с. 1]. Популярность, которую приобрел жанр ситуационной комедии, способствовала дальнейшему развитию. Ситуации в сериалах остались прежними, изменилось скорее отношение к деталям и представление о шутках.

Несмотря на высокой уровень популярности иностранных сериалов, число российских ситкомов увеличивается. Если в начале 2000-х отечественные сериалы занимали не более 10% эфирного времени, то сегодня — почти 95%2. (Рассматривается эфирное время, выделенное на показ фильмов и сериалов). Соответственно, мы можем наблюдать наращивание производства сериалов в России, что также обуславливает актуальность их изучения. Несмотря на экономический кризис, придушивший и телевидение тоже, в стране по-прежнему снимаются десятки сериалов одновременно. Сколько же денег тратят, чтобы снять все то, что нам показывают? До кризиса одна серия рядового проекта для Первого канала и «России 1» в среднем стоила $250 тыс. (сейчас это 16 млн. руб.), — рассказывает наш источник в крупной продюсерской компании. — Сериалы для ТНТ (13% - доля просмотров сериалов на ТНТ (лидер) и СТС обходились несколько дешевле: $150 — 200 тыс. (9,6–13 млн. руб. Телеканалы, транслирующие ситкомы в России имеют показатели доли просмотров 8–10%. Один из отечественных сериалов вошел в книгу рекордов Гиннеса как самый долгий адаптированный сериал. фильмов и сериалов). Соответственно, происходит наращивание производства сериалов в России, что также обуславливает актуальность их производства. Ситуационная комедия является уникальным жанром, который уже не первое десятилетие удерживает у экранов зрителей. 1946 - год выхода первой в мире ситуационной комедии «Прогресс Пинграйта», давшей начало ситуационной комедии как жанра. После выхода первого ситкома, выпускаемые сериалы начали становиться сложнее, получать награды и устанавливать рекорды. Так, 1 000 000 долларов за эпизод стал рекордным гонораром, который получали звезды сериала «Друзья», а культовый ситком «Теория большого взрыва» был номинирован на Эмми 52 раза. Сериалы продают заграницу: более 900 млн фунтов стерлингов (более 1,1 млрд долларов), в 2016–2017 годах британские продюсеры заработали от продаж своих шоу за границу, при этом 21% просмотров ситкомов – просмотры на lostfilm [6, с. 1–2]. Жанр комедийного сериала за свою почти столетнюю историю стал не просто серией рассказов на радио, а одним из важнейших жанров, который при помощи юмора способен освещать на большую аудиторию социальные проблемы и мировой опыт является фундаментальным.

Жанр комедии развивается, в настоящее время происходит трансформация эпизодов и создается новый актуальный контент. Исполнительный продюсер Comedy show и бывший комиссар BBC Саймон Люптон говорит, что этот вид комедии под руководством таланта — это отход от классического ситкома, который часто кажется старомодным в цифровую эпоху [7, с. 1]. Изменились запросы аудитории. Поколения, которые выросли перед телевизором, устали от плоских персонажей, предсказуемых историй и примитивных шуток». Более 80% новых сериалов в жанре ситуационной комедии создаются согласно новым реалиям: горизонтальные сюжеты с целостной историей, разбитой на серии, стали вытеснять вертикальные. Появились сложные и нетипичные герои: мафиозо, который ходит к психиатру, в «Клане Сопрано», учитель химии, который производит наркотики, чтобы содержать семью и вылечить рак, в сериале «Во все тяжкие» и гениальный врач, который ненавидит людей, в «Докторе Хаусе». Поиски новых эстетических решений только начались, и, возможно, жанр ситкома претерпит изменения и в визуальном, и в драматургическом ключе [3, с. 1–3]. Но пока можно утверждать, что это особый жанр, наделенный характеристиками, в основном, не свойственными никаким другим телевизионным или театральным произведениям. Ситком, унаследовав черты народной комедии, балагана и пройдя через «прямой эфир», вырос в отдельный комедийный жанр именно как телевизионный продукт со своими требованиями как к композиции, так и к структуре повествования, к актерской игре и к освещению.

Доступность и подлинность, как инструменты маркетинга в ситуационной комедии, начали заменять структурированность и стабильность в традиционной рекламе. Современные клиенты ценят откровенность бизнеса. Последние маркетинговые рекомендации подчеркивают необходимость построения отношений, и хорошо размещенная шутка делает больше для дальнейшего подключения клиента к бренду, чем неразборчивый отраслевой жаргон и шаблоны. Интеграция в ситкомах является такой же частью медиа-ландшафта, как и любой классический сюжет, она стала отличным способом прорекламировать товар так, чтобы зритель этого даже не заметил (жанр ситуационной комедии подразумевает эмоциональную привязанность зрителя и героев сериала). В эпизоде “Принц " тренер (Деймон Уэйанс-младший) бредит своим Ford Fusion, на что его друзья отвечают: “Заткнись! Это все, о чем вы говорили весь диск, и это странно”. Это резко контрастирует с эпизодом “Модели” сезоном ранее, в котором Джесс (Зои Дешанель) шарит по вращающейся платформе на автосалоне, карикатурно неспособная ходить на каблуках и управлять автомобилем, в то время как ведущий превозносит особенности последней модели Fusion [9, с. 1–2]. Интеграция продукта, которая идет на шаг дальше, чем размещение продукта, интегрируя продукт в диалог или сюжет, была определена как более стоящая рекламная стратегия.

Эффективным инструментом продвижения и взаимодействия с аудиторией стали Интернет-сериалы. Сериал с органично встроенной рекламой компании, товаров и услуг – это отличный маркетинговый инструмент, при помощи которого возможно заинтересовать клиентов, поскольку правильно встроенная в сюжет сериала реклама легко проникает в подсознание зрителей. В январе 2017 года бренд соков «Любимый» представил ситком в поддержку нового позиционирования. В центре сюжета — отношения зрелой семейной пары, которые несмотря на разные характеры и привычки пытаются договариваться и находить компромисс в сложных ситуациях. На разработку и реализацию концепции потребовалось чуть меньше года. Новая рекламная кампания проходит под слоганом «Гармонично вместе». «Мы провели параллель с любящей парой, в которой "половинки", несмотря на различия в характере, чувствуют себя гармонично друг с другом. И у каждого фрукта в наших миксах свой особый вкус, но они прекрасно сочетаются вместе», отмечает Кузнецова [8, с. 1–2]. Использование ситуационной комедии в маркетинге-новый инструмент, который начинают активно использовать в кампаниях, потому что качественный интернет-сериал работает как вирусная реклама, способная привлечь внимание продуктам и услугам заказчиков, клиентов и покупателей.

Ситуационная комедия – жанр, способный подарить человеку компанию друзей о которых он мечтает, потому что герои сериалов чаще всего являются утрированным персонажем, который проецирует различные архетипы человека. Герои могут влюбляться, встречать новых людей, расставаться с ними, но лучшие друзья останутся с тобой навсегда. То, чего не всегда хватает в жизни, но достаточно в сериалах. Современные сериалы поднимают важные темы, волнующие людей. Это дает возможность зрителю «найти себя» в определенном персонаже, установить связь с аудиторией и обеспечить взаимодействие [5, с. 1–2]. Именно эта особенность ситкома – ироническое обыгрывание жизненных ситуаций, является главным критериев для развития и продвижения. Новые эпизоды, в которых будут появляться различные персонажи, позволят жанру увеличить и дифференцировать аудиторию.

Таким образом, количество ситкомов на экранах телевизора и электронных платформах увеличивается. Растет и рост зрителей, главным образом из-за того, что чрезвычайно велика социальная значимость, так как позволяют проводить определённые мировоззренческие ориентиры, постулаты и тем самым воздействовать на сознание телезрителей. Позволяют донести коммуникационные ценности, а модели поведения, визуальные образы фразеологически переносятся в обыденную жизнь. Имена детей из реальной жизни совпадают с именами героев, изучая их можно сказать в какое время родился ребёнок. С одной стороны телесериалы — это феномен массовой культуры, а с другой инструмент воздействия на реальную жизнь. Ценности, которые там транслируются, плавно перетекают в нашу обыденность.

 

Список литературы:

  1. Аржанова К. А., Довжик Г.В., Ионцева М.В. Современные PR-технологии продвижения компании (научная статья). Журнал Компетентность / Competency (Russia). — 2020. — № 5. Стр. 30–36, DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10505
  2. Васильева, О. А. Лидеры мнений как эффективный канал формирования потребительских предпочтений у поколения Z / О. А. Васильева // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 75-2. – С. 154-157. – DOI 10.18411/lj-07-2021-69
  3. Культура.РФ: Ситком. Происхождение и значение понятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/sitkom/  (дата обращения: 31.03.22)
  4. Аclanthology.org:” Hold on honey, men at work”: A semi-supervised approach to detecting sexism in sitcoms [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aclanthology.org/2021.acl-srw.19.pdf  (дата обращения: 31.03.22)
  5. Аmericamagazine.org: Why Sitcoms Matter: The importance of being funny [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.americamagazine.org/issue/794/television/why-sitcoms-matter  (дата обращения: 31.03.22)
  6. Еdnation.ru: Ситком- что за жанр? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blog.ednation.ru/textbook/sitkom-chto-za-zhanr/  (дата обращения: 31.03.22)
  7. Еsquire.ru: Ситком. История британских ситкомов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://esquire.ru/entertainment/278693-shutki-v-storonu-pochemu-sitkomy-stali-menee-smeshnymi-no-ot-etogo-tolko-vyigrali/ (дата обращения: 31.03.22)
  8. Ktonanovenkogo.ru: Ситком: что это такое и почему так популярно [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/sitkom-chto-eto-takoe-i-pochemu-tak-populyarno-primery-luchshix-sitkomov-s-vysokim-rejtingom.html (дата обращения: 31.03.22)
  9. Prad-media.ru: Интернет-сериал – эффективный инструмент продвижения торговой марки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prad-media.ru/web-series/  (дата обращения: 31.03.22)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.