Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(17)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
К ВОПРОСУ ОБ ОБЩЕСТВЕ, ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В УЧЕНИЯХ КОНФУЦИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются подходы Конфуция к определению создания государственного правления и месте права в жизни общества. Авторы увязывают конфуцианство с современным периодом развития современного Китая.
Ключевые слова: Конфуций, конфуцианство, общество, государство, право, мораль, нравственность, государственное правление, должностные лица.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена наличием объективных проблем в обществе, имеющимися недостатками в сфере реализации норм права на уровне субъектов и муниципальном уровне, а также с участием большого числа должностных лиц власти в коррупционной деятельности.
В начале XXI века одной из ведущих тем мировой философской синологии стало решительное переосмысление историографии китайской мысли и концепта «китайская философия» в его связи с интерпретацией наследия Конфуция. Обращаясь к изучению взглядов великого мыслителя на общество, государство и право, необходимо отметить, что Конфуций был крупнейшим деятелем Китая и автором теории первого социального утопического государства. В своих учениях он подчеркивал значение нравственного порядка и соблюдения традиций патриархальной семьи. Помимо этого, немалую роль в его учении играют и общественные отношения, основанные на авторитете старших членов семьи, послушании младших и взаимном уважении.
Перенесенные в сферу политики принципы конфуцианства смогли бы послужить фундаментом всей системы государственного управления.[4, c. 241] В учении Конфуция поднимаются вопросы упорядочивания системы отношений правителей и подданных, о моральных качествах, которыми должны обладать эти стороны. Говоря об управлении государством, мыслитель утверждал, что правильное руководство государством - основа благосостояния народа. Согласно его учению, во главе государства должны стоять мудрые люди, а самые лучшие правители — это совершенномудрые, которые от рождения несут в себе знания, дарованные им небом, и передают их людям. Правитель должен быть «величественным, но не заносчивым; строгим, но не жестоким».
Осознавая, что общество – это, прежде всего, строго и хорошо организованная система, Конфуций видел потребность в максимальном укреплении этой системы, в упрочении ее стержня.[5, c. 165] И как моралист он видел выход в позициях возвеличенного им морального эталона.
Конфуций развивал патриархально-патерналистскую теорию государства, где государство сравнивается с большой семьей, а власть императора над подданными – с отеческой властью старшего главы семьи или рода над младшими его членами.[6]
Рассматривая вопросы государственного управления, Конфуций считал идеальным государство с аристократической формой правления. Править государством должны "благородные мужи" во главе с владыкой – "сыном неба". "Благородный муж", составляющий правящую элиту, противопоставляется простолюдину, "низкому человеку". Его позиция объяснялась тем, что "благородный муж" руководствуется долгом и законом, а "простолюдин" размышляет о том, как бы лучше устроиться и получить выгоду. Первый требователен к себе, второй – к людям. "Благородный муж" боится трех вещей: веления неба, великих людей и слов совершенномудрых. Низкий человек не знает веления неба и не боится его; презирает возвышенных людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого; видит во власти лишь источник богатства и преследует корыстные цели. Безграничная власть должна была принадлежать управителю, который бы обладал отменными моральными качествами и готов был прислушиваться к мнению великих почитаемых ученых.
Исследованию конфуцианского учения посвящают свои труды многие западные учёные, которые раскрывают пути и формы перестройки традиционного китайского общества в современное. Особую заинтересованность для авторов представляют работы советских и российских учёных: так известный военный китаевед Андрей Петрович Девятов отмечает, что первостепенная китайская книга - это работа Конфуция под названием «Весны и осени».[3] В ней Конфуций изложил историю как циклы, где весна переходит в осень, осень переходит назад в весну. В названии прямо сказано, что история – это цикличность, история ‑ сумма волн разных периодов. Российский китаевед Леонард Сергеевич Переломов проводит исследования конфуцианства как основы китайской цивилизации. Им впервые в мире детально анализируется воздействие конфуцианства на формирование духовных ценностей народа на протяжении всей истории Китая с древних времен и до наших дней.[7, c. 704] Ученый отображает обстоятельства всё возрастающей роли политической культуры Китая в сегодняшнем мире.
Выдающиеся ученики Конфуция провели систематизацию, классификацию, значительное дополнение конфуцианского учения и привели конфуцианство к логическому завершению. Они акцентируют свое внимание на значении и месте конфуцианства в модернизации Китая.
Если Мэн-цзы, следуя ключевым конфуцианским воззрениям, ратовал за гуманное управление государством и введение частной собственности, то Сюнь-цзы привнес в конфуцианство юридический аспект построения государства и синтезировал конфуцианское ли (правило) с легистским представлением фа (закон).[8, c. 151]
Нельзя оставить без внимания и вопросы права. Необходимо отметить, что учение о праве в конфуцианстве развито не было, поскольку право рассматривалось лишь как вспомогательный регулятор по сравнению с нравственными заповедями: правилами ритуала, человеколюбия, заботы о людях, уважительного отношения к родителям, верности правителю и долгу. Правовая система должна строиться согласно "Золотому правилу" поведения людей. У Конфуция оно выражено в негативной трактовке: "Не делай другим того, чего не желаешь себе".
Свое учение об идеальном государстве Конфуций создавал в дискуссии с так называемыми законниками - социальной школой, представители которой считали, что основой экономического благосостояния и величия государства является налаженная и четкая законодательная база. Возражая «законникам», Конфуций утверждает, что хорошие законы без добродетелей у членов общества не приведут к общественной гармонии, так как население будет уклоняться от их исполнения, в то время как высокий уровень нравственности гарантирует процветание государства без существования жестких законов. Английский философ XX в. К. Поппер пишет, что невозможно создать институты, «которые работали бы независимо от того, какие люди их обслуживают». [2]
Конфуций был радикальным противником управления на основе позитивных законов, т.к. они носили репрессивный характер и были связаны с жестокими наказаниями. Он замечал: "Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится". Он полагал, что нужда в государстве отпадет вообще, если правила ритуала будут выполняться всеми. Главную цель своего учения Конфуций видел в создании общественного строя, основанного на этике и культуре отдельной личности, в достижении политической гармонии путем формирования душевной гармонии человека. Таким образом, можно заметить, что конфуцианство не стремилось к разработке безупречного законодательства, поскольку обращало большее внимание на следование ритуалам и соблюдение норм этики. В современных реалиях, безусловно, государство, организованное на принципах обычного права, обречено на гибель, т.к., согласно замечаниям многих политологов, законодательная база является одним из важнейших признаков государства.
Особое значение имеет тот факт, что и государственная политика Китая в вопросе формирования нравственных устоев молодого поколения базируется на конфуцианских традициях. Оно призвано создать развитую личность, признающую сформированные опытом многих тысячелетий ценности китайской культуры, которая и по сей день сохраняет культурную самобытность и стремится к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.
Учение Конфуция крайне разносторонне. Оно представляет собой совокупность этических, духовных и социальных норм и правил, которые передавались из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тысяч лет. Основные положения учения имели отношение к процессу воспитания человека, определяли его поведение в социуме, в кругу семьи и на службе. В настоящее время во всём мире перед любым человеком встают проблемы, касающиеся процесса воспитания и социализации личности. Причины данных проблем кроются в постоянной перемене ценностей общества.[2]
В настоящее время соотношение духовности, морали и прав граждан в современной России определены общим сознанием морально-этических норм и правовой культуры нашего общества. Отсюда высокая степень игнорирования и пренебрежения моральными и правовыми нормами на всех ступенях социальной иерархии. Для выправления ситуации необходимо тесное взаимодействие морали и права в регулировании общественных отношений, ибо многие действия необходимо оценивать не только правовыми, юридическими, но и нравственными критериями.[1, c. 411]
Подводя итоги и обобщая вышесказанную информацию, мы можем отметить, что конфуцианство создаёт равновесие между традиционными и инновационными силами. Благодаря этому развитие современного китайского общества становится более стабильным и слаженным. Таким образом, нельзя отрицать того факта, что учение Конфуция сыграло большую роль в формировании китайской истории и созревании самобытной культуры. С момента возникновения оно было влиятельным направлением нравственной и политической мысли, а позднее стало выступать в роли государственной религии Китая. История развития и современная ситуация в России и Китае имеют немало общих черт в всевозможных сферах общественной жизни. Следуя своим культурным традициям и общей идеологической линии, обе страны перенимали опыт друг друга и взаимно обогащались.
Значимость данной тематики заключается в многоаспектном рассмотрении современных исследований идеологии Конфуция и возможности применения этих принципов для взаимовыгодного и долгосрочного сотрудничества и укрепления дружбы между Китаем и Россией на современном этапе развития межгосударственных связей. Современные реалии диктуют нам свои правила и обязанности, из-за которых быть благородным человеком в наши дни становится все сложнее и сложнее. Нормы морали чрезвычайно трансформировались, в приоритете сейчас жить для себя, размышлять не о нравственности, а о личной выгоде, не задумываясь о последствиях, о положении людей вокруг нас. Современный человек перестал обращать внимание на чувства окружающих, его волнуют лишь материальные аспекты бытия, богатство, сила и власть, а образ "благородного мужа" уходит в прошлое.
Список литературы:
- Валитов О.К., Валитов И.О. Некоторые условия самореализации личности в гражданском обществе. Евразийский юридический журнал № 5 (108) М.- 2017. 448 с.
- Гузанова Е.Е., Андреева Л.А. Идеи нравственности в философии Конфуция.//Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8. URL: sibac.info/archive/humanities/8.pdf (дата обращения: 23.09.2017)
- Девятов А.П. «Китай в раскладке мировых сил.» Тезисы семинара. Интернет ресурс: http://www.narodsobor.ru/events/analytics/9193-kitaj-v-raskladke-mirovyx-sil?format=pdf (обращение 04.10.2017).
- История политико-правовых учений: Пособие для вузов/ Под ред. проф
А.Н. Хорошилова.- М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 344 с. - История политических и правовых учений. Древний мир./Под общ.ред. Нерсесянц В.С. М. изд. »Наука»- 1985. 349 с.
- Конфуций о государстве и праве. Интернет ресурс: https://studme.org/56751/politekonomiya/konfutsianstvo_gosudarstve_prave (дата обращения 22.09.17)
- Переломов Л.С. «Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в до н.э. - XXI в.)». Монограф. М., изд. «Стилсервис» 2009.- 307с.
- Прушенова Е.Ц. «Идеология конфуцианства как отражение становления государственности в Китае». Автореферата к. ф. н. Улан-Уде. 2007.- 151 с.
Оставить комментарий