Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 36(164)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Манаков Н.А., Шепилов П.Р. ГОСУДАРСТВО РОССИЙСКОЕ – ТРЕТИЙ РИМ, НОВАЯ ОРДА ИЛИ УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 36(164). URL: https://sibac.info/journal/student/165/229492 (дата обращения: 29.11.2024).

ГОСУДАРСТВО РОССИЙСКОЕ – ТРЕТИЙ РИМ, НОВАЯ ОРДА ИЛИ УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Манаков Никита Алексеевич

студент, факультет прикладной информатики, Кубанский государственный аграрный университет,

РФ, г. Краснодар

Шепилов Павел Романович

студент, факультет прикладной информатики, Кубанский государственный аграрный университет,

РФ, г. Краснодар

THE RUSSIAN STATE - THIRD ROME, NEW HORDE OR UNIQUE EXPERIENCE

 

Nikita Manakov

student, Faculty of Applied Informatics, Kuban State Agrarian University,

Russia, Krasnodar

Pavel Shepilov

student, Faculty of Applied Informatics, Kuban State Agrarian University,

Russia, Krasnodar

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию важнейших этапов в истории России. Актуальность работы обусловлена тем, что по идеологическим соображениям история может претерпевать изменения, которые начинаются с разных трактовок одного и того же. Исходя из этого, в ходе работы были проанализированы ключевые моменты истории, версиями событий которых могут спекулировать недобросовестные исследователи. По результатам анализа были выявлены определенные исторические закономерности, присущие многим народам и странам мира.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the most important stages in the history of Russia. The relevance of the work is due to the fact that, for ideological reasons, history may undergo changes that begin with different interpretations of the same thing. Based on this, in the course of the work, key moments in history were analyzed, versions of which could be speculated by unscrupulous researchers. The analysis revealed certain historical patterns inherent in many peoples and countries of the world.

 

Ключевые слова: история, Российская государственность, концепции происхождения, западники и славянофилы, идеология.

Keywords: history, Russian statehood, concepts of origin, Westernizers and Slavophiles, ideology.

 

Вопрос самоопределения всегда остро стоит перед всякой нацией, выражающей волю к власти и расширению своего влияния и значимости на мировой арене. Одни народы ограничиваются сохранением и приумножением того, что уже есть, как это было и есть с народами Кавказа или Малой Азии, тогда как другие, применяя новейшие достижения науки и техники, создают целые экспансионистские империи, подобно Британской или Французской. Безусловно, всякий народ считает себя если и не спасителем человечества, то, как минимум, самыми честными из людей. Добавим к этому многовековые традиции и культуру, особенности взаимоотношений с соседними странами и мы получим весьма уникальный опыт для каждого народа.

Впрочем, с другой стороны, народы, выступающие друг с другом в контакт, неизбежно влияют друг на друга, заимствуя слова, технологии, одежду и многое другое, что уже нивелирует упомянутую выше уникальность. Это особенно заметно в многоэтнических странах, где народы веками существуют вместе, среди которых одним из ярчайших примеров выступает Россия. Сложная история нашей страны, наполненная доверху войнами, переворотами, восстаниями и революциями, подчас способна поставить в тупик даже самого опытного специалиста в вопросе о том, каким же путем движется государство Российское, и куда его может завести эта тернистая дорога?

А для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам потребуется окунуться вглубь веков. И лишь поняв, что было с нашей страной мы поймем, что может ждать нас в будущем.

И начнем мы, пожалуй, со становления первых Русских княжеств и, одновременно с тем, одного из древнейших споров касательно того, а был ли Рюрик, а если и был, то являлся ли он скандинавом, или же представителем какого-то славянского народа. Летописи, археологические находки, лингвистика и прочие свидетельства указывают на норманнскую теорию.  По, преимущественно, идеологическим мотивам существуют попытки оспорить это, однако к науке это отношения не имеет. Иронично здесь то, что норманнскую теорию, как и антинорманнскую, впервые предложили немцы (во втором случае это был посол Священной Римской империи).

После становления русской государственности следующей важной точкой в нашем исследовании станет крещение Руси, ознаменовавшее установление тесных контактов с Византией. Письменность, религия, новые торговые маршруты, а вместе с ними и знания о мире – все это и многое другое пришло к нам именно тогда. Влияние стало еще более очевидным, когда после окончательного падения Константинополя именно Москва стала третьим и последним Римом.

Следующим важным этапом стало татаро-монгольское нашествие, ставшее началом трехвекового покорения восточных славян и разделения их на 3 части: восточные земли пали под копытами кочевников, северозападные оказались под властью Литвы, а юго-запад – Польши. Сохранились и в разной степени независимые территории, но так или иначе сложившаяся ситуация заметно повлияла на дальнейший раскол некогда единого народа. Завоеватели приносят вместе с собой и свои обычаи, наиболее эффективные из которых активно заимствуются. Так Орда приносит с собой новую систему управления, сбора налогов, военное дело. Наиболее заметно это становится в тот момент, когда молодое Московское княжество начинает выступать против завоевателей. Во время стояния на реке Угре же русская легкая конница начинает разорять вражеские тылы, что внесло свою лепту в победу над татаро-монголами. В последствии послы Священной Римской империи долго не могли отличить русскую армию от ордынской.

Возможным аргументом в пользу ордынского пути можно считать и неприятие церковной унии между католиками и православными, поводом для которого стала очередная осада Константинополя.

Но вместе с тем то, что помогло туркам взять Константинополь, позволило Московскому княжеству вырасти в великое царство. Порох, использующийся вначале в артиллерии, а затем и в личном стрелковом оружии в виде пищалей, позволил начать экспансию на Восток и завоевать множество ханств – осколков некогда великой империи. С этого момента Российское государство начинает активно продвигать свои интересы на международной арене. Помимо завоеваний устанавливаются связи с Западом – итальянские архитекторы возводят уже каменный Кремль, Англия получает право монопольной торговли и так далее.

Впоследствии, уже в Петровскую эпоху Россия становится империей, однако достигается это путем «вестернизации» страны: иностранные специалисты, флот на манер голландского, «переформатирование» дворянства… Чего стоит одно только немецкое происхождение династии Романовых, что давно стало предметом множества спекуляций.

В дальнейшем по ходу укрепления империи и наращивания её военно-экономической мощи на Россию начинает оказывать заметное влияние Франция. Целенаправленное снижение культурного влияния Франции произошло только в связи с Великой Французской буржуазной революцией, когда из соображений защиты монархии и дворянства от идей демократии запрещались многие произведения французского искусства.

Впрочем, это лишь отсрочило назревающие реформы, вроде отмены крепостного права, которые в свою очередь так же внедрялись с оглядкой на прогрессивную Европу, в которой уже вовсю формировался новый общественно экономический строй  - капитализм. Относительно нашей страны в силу некоторого отставания от стран Запада, Российский капитализм развивался в условиях жесткой конкуренции с иностранными компаниями, рассматривающих нашу страну как очередной рынок сбыта. В силу этого, а так же ряда иных обстоятельств, таких как неразрешенность земельного вопроса, Россия получила совершенно незрелый капитализм. По иронии судьбы, мы отказались от этого строя, так и не реализовав его в полной мере, перейдя к капитализму государственному – то есть социализму.

Новый строй основывался на идеях в первую очередь немецких философов и французских специалистов утопистов, а в их основе лежит цель уничтожения старого мира со всеми его границами, культурными и иными различиями между народами, а так же уничтожения частной собственности на средства производства. То есть, несмотря на развитие этих идей Лениным, суть их в создании более-менее гомогенного общества путем стирания каких бы то ни было различий, что прямо разнится со стремлением поиска уникального пути как для индивида, так и для народа. Впрочем, история расставляет свои коррективы, в силу чего как бы мы не относились к советскому проекту, он уже показал свою жизнеспособность.

И здесь мы, наконец, подошли к нашей современности. Нынешняя Россия позиционирует себя как социальное государство, ставящее перед собой задачу обеспечения благосостояния и развития общества. Основой является демократическое устройство в форме президентской республики с превалированием частной собственности на средства производства.

Проблема может возникнуть тогда, когда в поиске уникального пути даже здесь обнаруживается, что мы активно заимствуем западный опыт, особенно в 90-е годы. Конституция, первоначальное накопление капитала, ценности, импортная продукция … – всё было либо прямо завезено, либо вдохновлено Западом и, в частности, США. Кульминацией этого стала резко возросшая миграция из страны в эти самые страны Запада. Это реалии, в которых мы живем сегодня.

И что же мы получаем в сухом остатке? На протяжении всей истории Россия занималась заимствованиями наиболее удачных для своего времени элементов чужой культуры и искусства, науки и экономики, военного дела и управления.

Является ли это доказательством некой неполноценности русского народа? Для ответа на этот вопрос окинем взглядом весь остальной мир, чтобы понять, является ли подобное нормой. Скандинавы, с которых мы начали свое исследование, в своё время обосновались не только на Руси, но и по всему побережью Европы, ассимилируясь с англосаксами на британских островах, франками в Нормандии, управляя Сицилией, служа гвардией в Византии и т.д.

Греческая культура прошла ещё более интересный путь: появившись в Микенах, она пришла в Грецию, а затем распространялась вместе с завоеваниями Александра Македонского. Затем, после прихода Рима, разнеслась и в Западной Европе и Англии. Не зря Грецию называют порой колыбелью Европейской цивилизации. Таким образом, перенимали многие.

Татаро-монголы успели оказать влияние не только на некогда раздробленную Русь, но и на Китай, обосновав даже свою династию Юань, правившую целый век, что не помешало этой стране стать мировой мастерской, с которой торговала вся Азия и Европа.

Когда началось технологическое, а вслед за ним и военно-экономическое превосходство Европы, колониальные державы оказывали влияние на весь мир, подчинив себе большую часть Света: над Британской империей никогда не заходило Солнце потому, что её владения были во всех частях мира и вмещали до трети населения планеты. Ее ближайшей соперницей веками выступала Франция. А до этого именно голландцы создали знаменитую Ост-Индскую торговую компанию, которая уже потом перебралась на Туманный Альбион.  Впрочем, и они не были первыми, поскольку эпоха великих географических открытий и колонизация начались с португальцев, вскоре поделивших весь мир с испанцами… Таким образом, нет ничего удивительного во влиянии англичан и французов на Россию. Что же до правящей династии, то та же самая кровь текла в жилах не только немецких Гогенцоллернов, но и английских Виндзоров, что не мешало им всем постоянно строить заговоры и воевать друг с другом, что в конечном итоге вылилось в Первую Мировую войну.

Это достигло апогея в XX веке, когда уставший от войн народ попытался взять судьбу в свои руки, но в итоге страна вверглась в пучину ещё больших бед, связанных с гражданской войной, интервенцией, изоляцией и перестройкой общественно-экономического уклада. Сколь неоднозначным бы ни был тот период, именно тогда Россия стала сверхдержавой, хоть и, без преувеличения, большой ценой. Влияние оказывала уже Советская Россия, а часть транслируемых на весь мир идей, таких как коллективизм, были вполне присущи русскому народу по причине климата и ряда других факторов. Эта система возникла по ряду объективных причин и исчезла также не без основания. Однако, в то же самое время уже упомянутому выше Китаю социалистическая риторика ничуть не мешает развивать современный капитализм, совмещая рынок и государство. Жители Поднебесной с гордостью называют свою модель социализмом с местной спецификой и, не цепляясь за пережитки прошлого, с уверенностью идут вперед.

Что же до современной России, то поиски подходящего пути привел нашу страну к смешанному типу экономики, который в идеологическом плане базируется на сохранении всего того, что народы России уже имеют. Так особое место в отечественном медиа поле занял патриотизм, призванный ценить и уважать свое прошлое и настоящее. Впрочем, у каждой страны можно найти подобные тенденции, а значит и здесь мы не стали первооткрывателями. В большинстве стран мира установлен демократический режим с разной степенью вариативности от либерализма до диктатуры пожизненных президентов. Само понятие «патриотизм» и «нация» появились в широком обиходе лишь после уже упомянутой ранее Великой Французской революции, поскольку до этого в сознании обывателя наряду с отчизной превалировала вера и монарх. Но это означает, что абсолютной уникальности нет не только у нас, но и вообще ни у кого. И в то же время нет двух одинаковых королевств или империи, равно как и нет полностью идентичных демократий. Даже модель социализма в разных странах заметно отличалась. Все смотрят друг на друга, заимствуя положительный опыт. Народы, в лице своих самых лучших и талантливых умов, пристально изучают как своих соседей, так и страны на другом конце Мира, чтобы сделать как можно лучше, в первую очередь, у себя. И раз дело обстоит именно так, какие выводы можно отсюда сделать?

Во-первых, заимствуют друг у друга буквально все – с политической точки зрения это вопрос выживания. Едва ли Японцы стыдятся европеизации, которой они занимались весь XX век. А не менее консервативные турки почитают главного реформатора-западника - Мустафу Кемаля - как отца своей нации, за что он и получил известное прозвище «Ататюрк».

Во-вторых, всякое нововведение, любая реформа, социальный институт или иной общественно-экономический механизм реализуется с накладыванием уникальных социальных, географических, политических, культурных и иных особенностей, в силу чего даже одни и те же реформы и институты в разных странах имеют разную форму. Современный капитализм, при всех схожестях и общих принципах, везде имеет свои неповторимые черты, будь то США, Германия или Бразилия.

Подводя же черту под всем вышесказанным, можно заключить, что уникальный путь России действительно существует, и при том не вопреки внешнему воздействию, а вместе с ним. Именно наш богатый исторический опыт сделал нас самих и нашу страну такими, какие они есть сейчас, со своими слабостями и преимуществами. Можно по-разному оценивать те или иные события или разных личностей, но верно то, что нужно уважительно относиться к своему прошлому, поскольку это фундамент для нашего настоящего и будущего.

 

Список литературы:

  1. Алексашкина, Л.Н. Всеобщая история. XX - начало XXI века. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) / Л.Н. Алексашкина. - М.: Мнемозина, 2018. - 319 c.
  2. Анисимов, Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. Анисимов. - СПб.: Питер, 2017. - 592 c.
  3. Васильев, В.И. Повторяется ли история?: О периодических процессах в политической истории России / В.И. Васильев. - М.: ЛКИ, 2016. - 160 c.
  4. Исаев, И.А. История государства и права России: Учебник / И.А. Исаев. - М.: Норма, 2017. - 304 c.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.