Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 36(164)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Амбарцумян Д.Г. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ТЕОРЕТИКО–ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 36(164). URL: https://sibac.info/journal/student/164/229444 (дата обращения: 23.04.2024).

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ТЕОРЕТИКО–ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Амбарцумян Давид Гургенович

магистрант, кафедра теории и истории права и государства, Сочинский институт (филиал) Российский университет дружбы народов,

РФ, г. Сочи

LEGAL CULTURE: THEORETICAL AND LEGAL CHARACTERISTICS

 

David Ambartsumyan

master's student, department of the theory and history of law and state, Sochi institute (branch), Peoples’ Friendship University of Russia,

Russia, Sochi

 

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье рассматриваются подходы российских и зарубежных исследователей по вопросу изучения правовой культуры. Известные авторы активно проводят дискуссии по проблематике, непосредственно связанной с правовой культурой. Ученые приходят к выводу об отсутствии единого подхода к изучению данного вопроса. В настоящее время имеются различные определения и понимание термина «Правовая культура», что создает сложности при изучении данной темы. В статье также рассмотрены в комплексности существующие подходы к категории правовой культуры и выведено обобщенное определение.

ABSTRACT

The article examines the approaches of Russian and foreign researchers for the study of legal culture. Well-known authors are actively engaged in discussions on issues directly related to legal culture. Scientists has come to the conclusion that there is no single approach to study this issue. Currently, there are different definitions and meaning of the term «Legal culture», which creates difficulties in the study of this topic. The article also examines the complexity of existing approaches to the category of legal culture and provides a generalized definition.

 

Ключевые слова: культура, правовая культура, правосознание, правовая система.

Keywords: culture, legal culture, legal awareness, legal system.

 

Термин «Правовая культура» является одной из самой значимой составляющей общественной культуры, поскольку ее результаты выступают гарантом утверждения в сознании граждан принципов и ценностей правового государства.

В современное время имеются различные подходы к категории «Правовая культура». В научной литературе до сих пор нет единого понимания правовой культуры. Также, на сегодняшний день в силу отсутствия единого подхода к трактовке самой категории «Правовая культура» насчитывается более 250 ее определений.

Из-за многочисленности подходов к данной категории, при ее изучении могут возникнуть сложности, в том числе при исследовании определения, функций, типов правовой культуры. Для широкого раскрытия данной темы необходимо изучить многочисленные подходы различных правоведов и культурологов.

Понимание правовой культуры связано с рядом теоретических вопросов, таких как уточнение терминов «Культура» и «Правовая культура», выделение основных подходов и категорий, а также с процессами, происходящими в обществе, а именно изменение ценностей, качество жизни.

Культуру можно рассматривать с различных точек зрения, а именно: с антропологической точки зрения культура рассматривается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных. С социологической точки зрения культура понимается как сумма духовных ценностей и является компонентом общественной жизни. С философской точки зрения культура рассматривается вкупе с такими явлениями, которые выделяются чисто аналитически и никак не связаны с общественным развитием.

Современные ученые считают, что элемент культуры нельзя рассматривать только в ее собственных рамках, это необходимо делать в широком разрезе взаимоотношений между различными культурами.

Ю.М. Лотман отмечал, что «культура исторична, ее настоящее всегда существует в отношении к прошлому и прогнозам будущего, эти исторические связи автор называет диахронными». По его мнению, культура есть память, поэтому она имеет всегда связь с историей, а также подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека и общества. Ю.М. Лотман отмечает также, что «культура есть форма общения между людьми [8, с. 28]».

Следует отметить, преемственность культуры, так как она передается из поколения в поколение, то есть передается как накопленный опыт. Эти передачи опыта ведутся различными способами, среди которых можно отметить устные предания, посредством памятников искусства, литературы, религии, философии, науки.

Е.А. Лукашева выделяет культуру как «основополагающий признак человеческого существования от древности до наших дней [6, с. 123]». Через освоение норм культивировались формы поведения, которое необходимы были человеческому сообществу для его выживания и дальнейшего развития. Автор определяет многообразие культур, выделяя европейскую, мусульманскую, иудейскую и другие культуры.

Каждая культура содержит свою уникальность, самобытность, неповторимость, что влияет на возникновении проблем установления единства и целостности культуры. Порой культуры, существуя во времени и пространстве, могут взаимодействовать, порождая новые культурные формы, а порой они могут существовать изолировано, не соприкасаясь друг с другом, или пересекаясь без взаимовлияния.

Например, правовая культура России в течение последних двух веков была смесью российских юридических традиций и западных влияний. А.Г. Дугин полагает, что правовое государство по западному образцу чуждо Руси, что «национальная юриспруденция должна резко и жестко отказаться от копирования правовых теорий Запада». Российский философ, отмечал, что «правовая культура России должна учитывать традиции славянских народов с учетом особенностей жизни [3]».

Е.А. Лукашева также указывала, что постепенно в культурном пространстве усиливалась роль права. На фоне правовой культуры выделяются права человека как социальный ориентир.

Ряд авторов отмечают, что одним из важных показателей культуры в целом и правовой культуры в частности является приоритетное значение прав и свобод человека и гражданина в обществе. Указанные положения находят свое отражение в законодательстве, например, в статье 2 Конституции Российской Федерации записано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью [1].

Рассмотрим различные подходы к понимаю категории «Правовая культура».

Из всего многообразия определений правовой культуры наиболее известно определение, разработанное В.И. Каминской и А.Р. Ратиновым, которые предложили понимать под правовой культурой систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей.

А.Р. Ратинов и В.И. Каминская отмечают сложность и многогранность правовой культуры, выделяя ее на следующие элементы: право, правоотношение, государственные органы, обеспечивающие реализацию права, правовое поведение, правосознание индивида и общества в целом.

Авторы выделяют следующие признаки правовой культуры:

- она включает в себя ценностную оценку правовых явлений, тем самым характеризуя правовые ценности общества;

- правовая культура носит уникальный характер для каждого общества, которым характерен собственный уровень и характер правовой культуры;

- на высокий уровень развития правовой культуры влияет осознанность индивидов и общества в целом. Характерной чертой является сознание права в качестве самостоятельной социальной ценности;

- она выступает факторов для формирования правового государства и гражданского общества;

- ее формирование зачастую происходит в результате воздействия системы культурного и правового воспитания и просвещения.

С.С. Алексеев выводит свою структуру элементов правовой культуры, в которую входит уровень правосознания, качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в высоком уровне развития правовой деятельности; правосознание. По мнению С.С. Алексеева, на уровень правового сознания влияет совершенство законодательства и практики, качество социальных, духовных, политических, экономических форм, а также степень гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, то есть, это субъективное восприятие правовых явлений людьми [4, с. 62].

Надлежащее формирование правового государства и гражданского общества в Российской Федерации можно достичь с помощью высокого уровня правовой культуры. Она выступает главным требованием для развития указанных институтов. Без правовой культуры не могут быть до конца реализованы общие ценности и принципы жизни общества, например, приоритет человека, соблюдение его прав, обеспечение надежной защищенности публичных интересов, верховенство закона,

А.П. Семитко акцентирует внимание на степени развития законодательства, правовой практики и правосознания при определении и характеристики структуры правовой культуры общества. Известный ученый относит к элементам правовой культуры компоненты правовой системы – правовые тексты, правовую деятельность, сознание и развитие субъектов.

Н.И. Матузов указал, что «правовая система – это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений [7]».

Правовая культура является одной из составляющих культуры, которая представляет собой специфический результат становления человечества. Спецификой, отличающей ее от других проявлений культуры вообще, является то, что правовая культура формируется в процессе государственно-правового развития общества и становится одновременно условием и основой формирующегося правового государства. Если, как писал НА. Бердяев. «человечество обречено культуре то государство, а тем более правовое государство, обречено правовой культуре и немыслимо без правовой культуры [2]».

По мнению, Н.И. Матузова, А.В. Малько, «правовая культура - особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки».

Правовая культура демонстрирует не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов содержит в себе и правовую, так как в ϶ᴛᴏм нуждается любая профессия, любой вид деятельности.

Согласно широко известному общенаучному мнению, правовая культура представляет собой определенный уровень объективных оценок и учений о праве и всех связанных с этим фактором. Это знание может существовать в виде отдельных интеллектуальных установок, убеждений, личных норм, жизненного опыта. Правовая культура, понятие, функции и его типы проявляются как в правовой, так и в других сферах социального регулирования, в таких как этнический, государственный, профессиональный.

Если рассматривать правовую культуру как определенную систему, то ее компонентом будет выступать правовая культура личности, которая обеспечивает его социализацию и правомерную деятельность личности.

Правовая культура представляет собой правовую среду жизнедеятельности государства, общества и индивида.  При этом она может существовать в виде культуры отдельного человека – индивидуальная правовая культура, и в виде правовой культуры общества.

Под правовой культурой личности понимается знание, понимание и сознательное выполнение требований права человеком в процессе его жизнедеятельности. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое пове­дение от неверного и недопустимого.

Под правовой культурой общества понимается вся сфера материального и духовного воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретный исторический период. Правовая культура общества характеризуется состоянием и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием законности в стране.

Учитывая статистические данные, большинство граждан не умеют пользоваться нормативно-правовой базой и ориентироваться в нормах законодательства, а также не знают свои конституционные права и гарантии.

Многие ученые проводят тесную связь правовой культуры с различными правовыми системами, а также исследуют значение правовой культуры в исследовании состава и функций правовой системы. Например, В.Н. Карташов и М.Г. Баумова отмечают, что «правовая культура дает возможность охарактеризовать качественное состояние правовой системы». Это подразумевает, что правовую культуру не стоит рассматривать как самостоятельный компонент правовой системы. Он присутствует во всех правовых явлениях, позволяя оценить степень их насыщения правовыми ценностями. Отсюда следует, что правовая культура не может носить негативный характер, необходимо исходить из того, что ценности бывают разными, возникая в разных условиях, они далеко не всегда совпадают друг с другом.

В научной литературе отмечается, что правовая культура выступает как один из способов организации правовой сферы общества. Как показатель развития правовой системы, правовая культура позволяет увидеть особенности генетических, функциональных и других связей между составляющими этой системы.

К. Цвейгарт и Х. Кетц согласно концепции правовых кругов и присущих им правовых стилей, приходят также к выводу о существовании самостоятельности правовой культуры славянских народов.

Продолжая исследование правовой культуры, необходимо раскрыть ее роль в изучении видов правовых систем современности.

Правовая культура может быть использована в качестве самостоятельного или дополнительного критерия классификации правовых систем. Данный подход не является новым, достаточно вспомнить известную классификацию Р. Давида, включающую критерий юридической техники и идеологический фактор. Последний косвенно связан с правовой культурой. Французский ученый Р. Давид утверждал, что Россия входила и составляла вокруг себя семью социалистического права, однако в основе своей являлась частью романо-германской правовой семьи [5, с. 12].

Методологическое значение правовой культуры в изучении типов правовых систем заключается как в построении классификационных рядов, так и связи между различными видами правовых систем. Правовая культура отражает правовой опыт и восприятие различных правовых ценностей.

Правовая культура включает в себя материальные и духовные компоненты, имеет нормативное и ненормативное отражение, возникает в процессе деятельности и эволюционирует благодаря отдельным субъектам, а также существует как объективное явление.

С помощью правовой культуры можно выявлять особенности организации правовой системы общества. Ее использование в качестве методологического инструмента особенно эффективно в отношении национально-правовых систем. С помощью нее возможно исследовать функции правовой системы, выявлять их ценностные ориентиры.

К функциям правовой культуры относят познавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, коммуникативную и прогностическую охватывает основные направления правотворчества и реализации прав, про­блемы укрепления законности, правопорядка, правовой активно­сти населения и другие изменения правовой системы [9, с. 273].

Можно отметить, что функции и роль правовой культуры в целом тесно связаны с обществом, так как люди являются отправной точкой любых мыслей, теорий и концепций. Концепция и основные функции свидетельствуют о том, что теоретическое развитие этой категории все еще необходимо. Ведь оно играет значительную роль в процессе создания правовой политики государства. Следует также отметить, что правовая культура нуждается в постоянном рациональном формировании, стимулировании, и положительном социальном развитии.

Проанализировав все выделенные в работе компоненты, можно вывести общую структуру правовой культуры: правосознание; право; правовые отношения; законность и правопорядок; правомерная деятельность субъектов; государственно-правовые институты; юридическая наука; юридические акты.

Изучив ряд позиций авторов к категории «Правовая культура» можно согласиться с тем, что важнейшей частью формирования высокого уровня правовой культуры выступает правосознание всего общества. Правовая культура имеет немаловажную роль в формировании правового государства и гражданского общества.

С учетом вышеизложенного и признания комплексности существующих подходов к категории правовой культуры мы можем вывести следующее определение: «Правовая культура – это правовой режим, формируемый качественным развитием политических, экономических, социальных, духовных и материальных сфер общественной жизни, представляющий собой совокупность материализованных идей, чувств и представлений, а также правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению, как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения человека и гражданина, иных лиц в сфере права, базирующийся на правовом сознании, обеспечивающий надлежащий уровень позитивной законности и реального функционирования правовой системы общества».

Обобщенное определение к категории «Правовая культура» можно охарактеризовать указанием на уровень правового сознания индивида и общества, социальных групп, способ деятельности, предполагающее качественное состояние правовой жизни, а также правовое воспитание и правовая грамотность.

Из обобщенного определения можно выявить ее многогранность и сложность по своей структуре. Правовая культура включает не только правосознание, но и правоисполнительной деятельности в интересах обеспечения и упрочения правопорядка и законности.

Подводя итог, можно отметить, что совершенствование правовой культуры России – это сложная и многосторонняя задача, которая заключается в развитии уровня правосознания, правовой активности, повышение эффективности законов и повышения культуры правоприменения и правотворчества.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // РГ. – 1993. – № 237. – 25 декабря, РГ. – 2020. – № 144. – 4 июля.
  2. Атагимова Э.И. Правовая культура общества как основа правового государства // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. –2017. – № 3. – 77–82 с.
  3. Бакланова К.Ю. Правовая культура и правовой нигилизм: диалектика взаимосвязи // Правовая культура. – 2016. – № 3. – 27–31 с.
  4. Бирюков С.В.  Правовая культура: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2019.
  5. Камкия Ф.Г., Камкия Э.Б. Россия на современной правовой карте мира // ред. Ф.Г. Камкия, Э.Б. Камкия. – РУДН. – 2018.
  6. Кудрявцев В.Н. Право, как элемент культуры. Право и Власть // ред. В.Н. Кудрявцев. – М.: Прогресс, 2016.
  7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник // Н.И. Матузов, А.В. Малько. – 5-е изд. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. – 528 с.
  8. Немытина М.В. Право – явление цивилизации и культуры. Вып. I / Law – Phenomenon of Civilization and Culture. Vol. I // отв. ред. М.В. Немытина. – М.: РУДН, 2019.
  9. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Норма, 2021.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.