Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 35(163)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Сироткин В.О. ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В КОНТЕКСТЕ СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗЕМЛЯ» И «ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 35(163). URL: https://sibac.info/journal/student/163/228527 (дата обращения: 30.12.2024).

ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В КОНТЕКСТЕ СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗЕМЛЯ» И «ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК»

Сироткин Вадим Олегович

магистрант, Юридический факультет, Ульяновский государственный университет,

РФ, г. Ульяновск

PROBLEMS OF THE CONTENT OF LAND OWNERSHIP IN THE CONTEXT OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS OF «LAND» AND «LAND PLOT»

 

Vadim Sirotkin

Undergraduate, Faculty of Law, Ulyanovsk State University,

Russia, Ulyanovsk

 

АННОТАЦИЯ

Автор рассматривает проблемы законодательной регламентации содержания права собственности на земельный участок, проводит различия между нормативными понятиями «земля» и «земельный участок» и предлагает пути решения рассмотренных проблем.

ABSTRACT

The author examines the problems of legislative regulation of the content of the ownership of a land plot, distinguishes between the normative concepts of «land» and «land plot» and suggests ways to solve the problems considered.

 

Ключевые слова: земля, земельный участок, право собственности.

Keywords: land, land plot, property law.

 

П. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности [7]. Однако на сегодняшний день ни гражданское, ни земельное законодательство не содержат понятия права собственности на землю, не устанавливают чёткой границы между понятиями «земля» и «земельный участок».

Так, п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) указывает на двуединую природу земли как природного объекта, охраняемого в качестве важнейшей составной части природы, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, с одной стороны, и  как недвижимого имущества, объекта права собственности и иных прав на землю – с другой [4]. В связи с этим п. 1 ст. 6 ЗК РФ относит к объектам земельных правоотношений: землю как природный объект и природный ресурс; земельные участки и части земельных участков.

П. 3 ст. 6 ЗК РФ содержит специальное указание на то, что земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, представляющей собой часть земной поверхности и имеющей характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определённой вещи. Эта норма в целом соответствует положениям, закреплённым в пп. 3.6.1 п. 3.6 раздела 3 действующей Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации [8].

Положения ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливают, что данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения [11]. Это подтверждает вывод о возможности установления частноправового режима исключительно для земельного участка. Такое разграничение позволяет сделать вывод об отсутствии тождества между понятиями «земля» и «земельный участок» и оборотоспособности исключительно последнего.

Данный вывод подтверждает также отнесение ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам как объектам гражданских прав и, следовательно, имущественных отношений, именно земельных участков [2].

В свою очередь следует отметить, что гл. 17 ГК РФ носит название «Право собственности и другие вещные права на землю». Однако, по мнению Г.Л. Земляковой,  «объединённые в неё нормы регулируют отношения по поводу прав на земельные участки» [5, с. 55]. Аналогичную терминологическую неопределённость содержат положения гл. III ЗК РФ, именуемой «Собственность на землю», в то время как в самом тексте объединённых в неё статей, раскрывающих объектный состав права собственности на землю, употребляется исключительно термин «земельный участок» в соответствующем падеже. Кроме того, ст. 129 ГК РФ, посвящённая оборотоспособности объектов гражданских прав, развивая положения ст. 9 Конституции Российской Федерации, устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В то же время ст. 27 ЗК РФ посвящена особенностям оборота именно земельных участков.

В данной связи было Т.В. Дамбиевой было высказано мнение, что «подобные терминологические пробелы и противоречия не позволяют чётко определить вещно-правовую природу земли, поскольку одни нормы законодательства исключают землю из объектов гражданских прав, а другие – устанавливают её оборотоспособность» [3, с. 75].

Необходимо отметить, что отечественная правовая доктрина характеризуется большим многообразием точек зрения на вещно-правовую природу земли. Так, Д.В. Козлов указывает, что «оборотоспособностью по смыслу гражданского и земельного законодательства обладают исключительно земельные участки, поскольку только их возможно индивидуализировать, в то время как земля в целом составляет земельный фонд и территорию Российской Федерации и является объектом публично-правового регулирования» [6, с. 127]. Однако следует учитывать, что согласно ст. 67 Конституции Российской Федерации, территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов лишь в наземной (сухопутной) части, в то время как остальную часть территории государства занимают внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Таким образом, отождествление понятий «земля» и «территория» не имеет под собой достаточных оснований.

По мнению Д.А. Тоточенко, «понятие «земля» в ЗК РФ понимается, прежде всего, в значении собственно земельного участка или их совокупности» [10, с. 155].

В научной литературе также обсуждается проблема частноправового или комплексного правового регулирования земли, при котором необходимо учитывать положения гражданского и административного законодательства. Представляется правильным мнение Н.Ю. Чаплина, который считает, что «земля в своём исходном правовом значении должна находиться в сфере публично-правового регулирования, и не может иметь частноправового режима» [13, с. 159]. По мнению автора, термин «земля» используется в земельном и гражданском законодательстве в двух значениях: во-первых, как общее собирательное понятие земли, включающее в себя все объекты земельных отношений, перечисленные в ст. 6 ЗК РФ, а, во-вторых, – сугубо в значении природного объекта и природного ресурса.

Исходя из результатов системного толкования норм гражданского и земельного законодательства, можно сделать вывод о том, что понятие «земля» рассматривается административно-правовой и земельно-правовой наукой в первую очередь как специфический набор уникальных свойств и качеств земной поверхности, проявляющихся при соответствующем использовании безотносительно гражданско-правового режима. В таком понимании земля является объектом публично-правового регулирования в рамках земельного, административного и природоохранного законодательства.

Полагаем, что нормы гражданского права не должны иметь приоритет в тех случаях, когда речь идёт о компетенции органов государственного и муниципального управления в сфере земельных отношений, а также об административной ответственности владельцев земельных участков за земельно-правовые правонарушения.

Подтверждением данного вывода служит ст. 131 ГК РФ, которая устанавливает обязательность государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество, к которому, в том числе, в соответствии со ст. 130 ГК РФ относятся именно земельные участки.

Кроме того, п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», очерчивая круг имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, отсылает, в том числе, к ст. 130 ГК РФ [12].

Ст. 223 ГК РФ устанавливает, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации (в данном случае речь идёт о недвижимом имуществе), право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В свою очередь понятие «земельный участок» рассматривается законодателем как идентификационная категория, позволяющая установить основные сведения о земле в строго определённых пространственных границах и отслеживать её юридическую судьбу. Таким образом, именно земельный участок наделён признаками объекта гражданских прав и возможностью участвовать в гражданском обороте, иметь частноправовой режим. Именно территориальная замкнутость и возможность идентификации земельного участка среди других частей территории является первым и главным его вещно-правовым признаком [1].

С учётом всего указанного мы предлагаем внести ряд точечных изменений в акты гражданского и земельного законодательства: 1) наименование главы 17 ГК РФ изложить в следующей редакции: «Глава 17. Право собственности и иные вещные права на земельные участки»; 2) в ЗК РФ: а) наименование главы III изложить в следующей редакции: «Глава III. Право собственности на земельные участки»; б) наименование статьи 15 изложить в следующей редакции: «Статья 15. Собственность граждан и юридических лиц на земельные участки»; в) в статье 16: наименование изложить в следующей редакции: «Статья 16. Государственная собственность на земельные участки»; в пункте 1 слова «земли» заменить словами «земельные участки»; в пункте 2 слова «землю» заменить словами «земельные участки»; г) наименование статьи 17 изложить в следующей редакции: «Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на земельные участки»; д) наименование статьи 18 изложить в следующей редакции: «Статья 18. Собственность субъектов Российской Федерации на земельные участки»; е) наименование статьи 19 изложить в следующей редакции: «Статья 19. Муниципальная собственность на земельные участки».

 

Список литературы:

  1. Войнова, Е.П. Соотношение понятий «земля» и «земельный участок» в России и Украине / Е.П. Войнова // Молодой ученый. – 2018. – № 48 (234). – URL: https://moluch.ru/archive/234/54548/ (дата обращения: 31.10.2021).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. 28.06.2021 № 225-ФЗ) (с изм. и доп., вступ. в силу 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3301; Собрание законодательства РФ, 2021, № 27, ст. 5053.
  3. Дамбиева, Т.В. Земля как объект права собственности Российской Федерации / Т.В. Дамбиева // Журнал российского права. – 2005. – № 11. – С. 71-75.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. от 02.07.2021 № 302-ФЗ) (с изм. и доп., вступ. в силу 01.09.2021) // Собрание законодательства РФ, 2001, № 44, ст. 4147; Собрание законодательства РФ, 2021, № 27, ст. 5130.
  5. Землякова, Г.Л. Земля и земельный участок как объекты земельных правоотношений: проблемы терминологии / Г.Л. Землякова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2019. – №1 (53). – С. 54-63.
  6. Козлов, Д.В. Соотношение понятий «земля» и «земельный участок» в современном российском праве / Д.В. Козлов // Вопросы российского и международного права. – 2016. – № 2. – С. 127-139.
  7. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учётом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, 01.07.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.10.2021).
  8. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2009, № 11.
  9. Сыродоев, Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства / Н.А. Сыроедов // Государство и право. – 2001. – № 4. – С. 28-35.
  10. Тоточенко, Д.А. Понятие «земельный участок» и его соотношение со схожими терминами / Д.А. Тоточенко // Журнал российского права. – 2016. – № 11. – С. 152-158.
  11. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (в ред. от 28.06.2021 № 226-ФЗ) (с изм. и доп., вступ. в силу 01.09.2021) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3018; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 27, ст. 5054.
  12. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (в ред. от 02.07.2021 № 343-ФЗ) (с изм. и доп., вступ. в силу 28.10.2021 «О государственной регистрации недвижимости» // Собрание законодательства РФ, 2015, № 29, ст. 4344; Собрание законодательства РФ, 2021, № 27, ст. 5171.
  13. Чаплин, Н.Ю. Понятие и особенности земельного участка как объекта гражданских прав / Н.Ю. Чаплин // Журнал российского права. – 2018. –  № 8. – С. 155-161.

Оставить комментарий