Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 15(15)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Макарова Е.Ю. ФЕНОМЕН ВОЗРАСТНОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 15(15). URL: https://sibac.info/journal/student/15/83143 (дата обращения: 06.01.2025).

ФЕНОМЕН ВОЗРАСТНОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

Макарова Евгения Юрьевна

студент факультета психологии, дефектологии и физической культуры Курганский государственный университет,

РФ, г. Курган

Феномен социальной дискриминации все чаще привлекает внимание исследователей. Под социальной дискриминацией понимают ограничение тех или иных прав человека на основании признаков, которые объективно не влияют на его возможность реализации этих прав.[5] Основу социальной дискриминации составляют социальные стереотипы. Под социальным стереотипом понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. При определении социального стереотипа подчеркивают его целостность, ярко выраженную оценочную и ценностную окраску, нагруженность ошибочным компонентом, а также устойчивость, ригидность и консерватизм. [1]

Существует множество видов социальной дискриминации, каждый из которых имеет свои особенности.

Возрастная дискриминация (эйджизм) - это один из видов социальной дискриминации, обозначающий лишение человека равноправия на основе принадлежности к той или иной возрастной группе. Данный вид социальной дискриминации является одним из наименее исследованных, но не уступающих по распространенности другим видам ни в России, ни в Западной Европе, ни в США, обнаруживаясь в различных сферах взаимодействия людей - семейной, профессиональной, педагогической, медицинской и сфере социального обслуживания.[5] Термин эйджизм впервые использовал в 1969 г. директор Национального института старения США R.N. Butler. Автор понимал под эйджизмом негативные стереотипы, согласно которым пожилые люди отличаются старческим слабоумием, жесткими установками, психологической и социальной зависимостью.[8] В настоящее время данный термин включает в себя дискриминацию и других возрастных групп. При изучении возрастной дискриминации исследователи сталкиваются с рядом трудностей, среди которых определение понятия «возраст», которое не является чисто психологической, биологической, физиологической или социальной категорией, отсутствие единой периодизации роста и развития, специфика возрастных отношений, отсутствие единой точки зрения на природу эйджизма и т.д. Этими же трудностями можно объяснить и сравнительно небольшое количество методов исследования данного феномена, особенно в отечественной психологии.

Этническая (национальная) дискриминация - напротив, привлекает внимание исследователей довольно часто. Данный вид социальной дискриминации представляет собой ограничение прав группы людей в силу их этнических (национальных) различий. Этническая дискриминация ведет к этнической поляризации общества, закреплению этнического неравенства, преимуществ в осуществлении интересов, устремлений, возможностей одной этнической группы, общности над другой.[4] В разных сферах жизни этническая дискриминация проявляется по разному: в сфере политики - в принятии законов, закрепляющих этническое неравенство, осуществлении на практике политики диктата, угроз в отношении национальных меньшинств; в экономической жизни проявляется в сужении круга экономических возможностей для этнических групп и общностей; в социальной сфере - в ограничении социальных гарантий, в снижении уровня жизни, благосостояния этнических групп и общностей.[3]

Целью нашего исследования стало изучение возрастной и этнической дискриминации и проверка наличия взаимосвязи между ними.

Гипотеза исследования - существует взаимосвязь между этнической и возрастной дискриминацией.

Для определения уровня возрастной дискриминации использовалась «Шкала эйджизма», предложенная канадским психологом М. Fraboni.[9]

Для определения уровня этнической дискриминации нами был использован модифицированный вариант опросника этнических предрассудков T. Pettigrew. Психометрическая проверка и адаптация опросника американского психолога для нашей страны выполнена на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».[2]

В исследовании приняли участие 125 человек, 64 девушки и 61 юноша в возрасте от 17 до 25 лет.

Результаты проведенного корреляционного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты корреляционного анализа

 

Предрассудки

Дискриминация

Избегание

Воспринимая экономическая угроза со стороны аутгруппы

.107

.139

.177*

Воспринимая физическая угроза со стороны аутгруппы

.097

.204*

.172

Избегание близкого контакта

-.026

.217*

.196*

Воспринимаемые проблемы в адаптации

.111

.146

.203*

Преувеличение культурных различий

.033

.181*

.213*

Отрицание позитивных эмоций

.078

.311**

.323**

Примечание: *- корреляция значима на уровне 0,05

                     **-корреляция значима на уровне 0,01

 

Значимые на уровне 0,05 корреляционные связи получились между шкалами: «Воспринимая экономическая угроза со стороны аутгруппы» и «Избегание», «Воспринимая физическая угроза со стороны аутгруппы» и «Дискриминация», «Избегание близкого контакта» и «Избегание», «Воспринимаемые проблемы в адаптации» и «Избегание», «Преувеличение культурных различий» и «Дискриминация», «Избегание». Значимые на уровне 0,01 корреляционные связи: «Отрицание позитивных эмоций» и «Дискриминация», «Избегание». Отсутствуют значимые корреляции только между шкалой «Предрассудки» и шкалами модифицированного варианта опросника T.Pettigrew - это можно объяснить тем, что негативные возрастные и этнические стереотипы имеют разную природу и содержание.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась - наличие значимых корреляций свидетельствует о наличии взаимосвязи между этнической и возрастной дискриминацией.

Попытки борьбы с дискриминацией реализуются на разных уровнях, однако, зачастую они направлены на борьбу с конкретным видом социальной дискриминации. Результаты нашего исследования показывают, что существует взаимосвязь между этнической и возрастной дискриминацией - это означает, что подходить к решению проблемы социальной дискриминации нужно комплексно и вести борьбу с данным феноменом в целом, а не с одним конкретным видом дискриминации. Необходимость борьбы с социальной дискриминацией обеспечивается как её негативным влиянием на представителей дискриминируемых групп, (например, соматические и психические нарушения), разжиганием конфликтов между представителями разных социальных групп, так и нарушением принципа равенства всех людей.

 

Список литературы:

  1. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов. // Вопросы психологии. - №1- 1986.  -   с. 95-102.
  2. Гулевич О. А., Сариева И. Р., Прусова И. С. Этнические предрассудки в России: Методика для измерения предрассудков в отношении к мигрантам. - // Психология. Журнал ВШЭ - Т. 12. № 2.- 2015. - с. 112–132.
  3. Крысько В.Г. Этническая психология. - Академия, 2008 -320 с.
  4. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. -  М.: МПСИ, 1999. -343 с.
  5. Микляева А.В. Возрастная дискриминация как социально-психологический феномен.- СПб.: Речь, 2009.-159 с.
  6. Чумаков М.В., Макарова Е.Ю. Некоторые психометрические характеристики шкалы эйджизма. // Ананьевские чтения – 2016: Психология: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции./отв. ред. А.В. Шаболтас, Н.В. Гришина, С.В. Медников, Д.Н. Волков – СПб.: ИД «ФАРМиндекс», 2016. – Т. 1 - с. 290-291.
  7. Allport Gordon W.,  Clark Kenneth,  Pettigrew Thomas F. The Nature of Prejudice.  - Basic Books, 25th Anniversary Ed., 1979 - 576 p.
  8. Butler R. N. Age-ism: Another form of bigotry.// The Gerontologist- Vol. 9. -1969. - рр. 243-246.
  9. Fraboni M., Saltstone R., Hughes S. The Fraboni Scale of Ageism (FSA): An attempt at a more precise measure of ageism. // Canadian Journal on Aging. - Vol. 9. - 1990. - рр. 56-66.

Оставить комментарий