Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(146)
Рубрика журнала: Культурология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ «ЗВУКИ ПРЕКРАСНОГО = URAN DORQOON»
SOCIOCULTURAL PROJECT "SOUNDS OF THE BEAUTIFUL = URAN DORQOON"
Naryiaana Struchkova
master's student of the 2nd year of study of the Department of cultural studies, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov,
Russia, Yakutsk
Galina Popova
scientific adviser, candidate of pedagogical sciences, professor, Chair of cultural studies, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov,
Russia, Yakutsk
АННОТАЦИЯ
Дано описание социокультурного проекта по популязизации уникальных авторских шумовых музыкальных инструментов семьи Ксенофонтовых из г. Якутска. Идея выступает как инновация, способная пробудить в музыкально одаренных людях потребность играть на самобытных народных инструментах, тем самым способствовать укоренению аутентичной формы народного музицирования. Использованы методы проектного менеджмента, социологические методы, обобщение и теоретический анализ. В результате успешное внедрение идеи проекта в жизнь будет способствовать этнокультурной самоиденфикации пользователей. Для для современного полиэтнического социума появится возможность наслаждаться неповторимыми звуками этнической музыки, что вызовет у всех положительные эмоции и в целом будет способствовать улучшению морально-психологической атмосферы.
ABSTRACT
The description of the socio-cultural project on popularization of unique noise musical instruments is given. The authors are the Ksenofontov family from Yakutsk. The idea of the project acts as an innovation. Musically gifted people will awaken the need to play original folk instruments. An authentic form of folk music-making will take root. The methods of project management, sociological methods, generalization and theoretical analysis are used. Result: there will be an ethno-cultural self-identification of the project users. For a modern multi-ethnic society, it will be possible to enjoy the unique sounds of ethnic music. This will cause everyone to have positive emotions. The moral and psychological atmosphere in the modern multi-ethnic society will improve.
Ключевые слова: социокультурный проект, этническая музыка, авторские шумовые инструменты, популяризация.
Keywords: socio-cultural project, ethnic music, author's noise instruments, popularization.
Актуальность проблемы исследования. Народ саха испокон веков выделяется большим импровизаторским талантом, который проявляется не только в песенной культуре, но и в музыкальной сфере [3]. На современном этапе народные инструменты народа приобрели второе дыхание и активно задействуются в музыкальной, культурной жизни народа. Но они до сих пор еще не стали предметом серьезного научного интереса и социокультурного проектирования. В проекте рассматриваются традиционные и современные формы якутских шумовых музыкальных инструментов на современном этапе [2; 4; 5; 6]. Проект основан на анализе изменений терминов, материалов, форм звукоизвлечений из шумовых инструментов якутов [4; 5; 6]. Выявлены основные причины трансформации шумовых музыкальных инструментов [2; 5]. Далее выработаны практические рекомендации по сохранению, популяризации и возрождению уникальных видов якутских шумовых инструментов.
Представим структуру разработанного проекта. Название проекта: «Звуки прекрасного = Uran dorqoon». География проекта: Республика Саха (Якутия), г. Якутск.
Краткое содержание проекта: «Звуки прекрасного = Uran dorqoon» - это проект, направленный на популяризацию авторских музыкальных инструментов семьи Ксенофонтовых из г. Якутска. В программе проекта предусмотрены семинары по сохранению, популяризации и возрождению разнообразных видов якутских шумовых инструментов, мастер-классы по изготовлению и игры на самобытных шумовых музыкальных инструментах. А также практикуется выставка авторских музыкальных инструментов семьи Ксенофонтовых.
Социокультурная ситуация, связанная с проблемой исследования. В связи с изменениями социокультурной сферы российского общества, с вхождением Якутии в состав Российской империи, начался процесс трансформации шумовых инструментов якутов. В первую очередь, исчез звуковой эффект погремушек шаманского костюма. Видоизменились ранние шумовые инструменты, которые носили обрядовый характер [2; 3; 7]. Они постепенно вошли в бытовую жизнь и использовались в художественной самодеятельности [5]. Впоследствии на концертном музицировании бытовали лишь оркестровые инструменты, такие как хомус (это варган, древний музыкальный инструмент), кырыымпа (смычковый инструмент) и т.д. [5; 7]. В постсоветское время проявился большой интерес к народным инструментам. В том числе возрос интерес и к шумовым инструментам [4; 5]. С 1990-х годов начался процесс их реконструкции. В ходе объективно имеющейся ситуации наблюдается заметная трансформация этого вида инструментов. Даже можно предполагать, что возник новый тип шумовых инструментов и новая исполнительская практика на них.
Идея проекта: Пропаганда и распространение авторских шумовых музыкальных инструментов семьи Ксенофонтовых посредством разработки социокультурного проекта.
Целью проекта является популяризация авторских музыкальных инструментов семьи Ксенофонтовых и тем самым обогащение инструментального багажа якутской этнической музыки.
Исходя из данной цели выдвигаются задачи: Теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме; Поиск и реализация проектных путей приобщения современной этнической личности к якутской музыкальной культуре; Разработка и реализация комплексной программы по популяризации шумовых музыкальных инструментов (на примере семьи Ксенофонтовых).
Аудитория проекта: Студенты кафедры культурологии Института языков и культуры Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, а также учащаяся молодежь г. Якутска. Возрастная категория с 17 до 23 лет.
Новизна проекта: в условиях социокультурной ситуации низкой популярности авторских самодельных шумовых инструментов наша идея популяризации шумовых музыкальных инструментов выступает как инновация, способная пробудить в музыкально одаренных людях потребность играть на самобытных народных инструментах, тем самым способствовать укоренению аутентичной формы народного музицирования.
Практическая значимость проекта. В результате успешного внедрения идеи проекта в жизнь произойдет более четкая этнокультурная самоиденфикация пользователей. А для социума появится возможность наслаждаться звуками шумовых музыкальных инструментов, что вызовет у них положительные эмоции, и в целом будет способствовать улучшению морально-психологической атмосферы в социуме.
Методы реализации проекта: Реализация проекта «Звуки прекрасного = Uran dorqoon» планируется провести в коворкинг зоне «OREH» по адресу г. Якутск, Кулаковского 46. Используется проектный менеджмент и его гибкие методологии [1]. Социологические методы (опрос, наблюдение/мониторинг, интервью).
В содержание проекта входят следующие мероприятия:
- Семинар по сохранению, популяризации и возрождению разных видов якутских шумовых инструментов. Семинар проводит автор проекта Стручкова Нарыяна Владиславовна.
- Мастер-класс по изготовлению и игры на шумовых музыкальных инструментах. Мастер Ксенофонтов Эдуард Анатольевич будет рассказывать и показывать, как смастерить самобытные шумовые музыкальные инструменты. Музыкальный руководитель Ксенофонтова Галина Кимовна проведет мастер-класс по игре на шумовых инструментах.
- Выставка авторских музыкальных инструментов семьи Ксенофонтовых. Таких инструментов как тасыргхас, тюпсююр, табыгыратар, тобугурас, тонгсуй, тугутчааннар, чугдаарай чуор чугдаар, кылыгырай, дюпсююр (см. Приложения).
Поэтапный план реализации идеи проекта: 1 этап (подготовительный): срок реализации 3 месяца. - Изучение научных трудов, посвященных шумовым музыкальным инструментам якутов; 2 этап (нормативно-прогнозный): срок реализации 3 месяца. - составляется план работ; -разработка проектного замысла; 3 этап (исполнительско-внедренческий): срок реализации 4 месяца. -разработка социокультурного проекта «Звуки прекрасного = Uran dorqoon»; - подготовка и реализация проекта; 4 этап (контрольно-коррекционный), на котором проводится анализ проделанной работы, учитывается социальная эффективность и производятся соответствующие действия по обобщению и распространению опыта работы.
Мультипликативность: Проект заинтересует и привлечет в других регионах покупателей авторских музыкальных инструментов семьи Ксенофонтовых.
Кадровое обеспечение проекта:
- Стручкова Нарыяна Владиславовна – автор и руководитель проекта. Образование: бакалавриат Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова по специальности культуролог.
- Ксенофонтов Эдуард Анатольевич – мастер-изготовитель самодельных музыкальных шумовых инструментов. Образование среднее общее. Работает в государственном бюджетном учреждении РС (Я) "Государственная противопожарная служба (Якутии)", отряд государственной противопожарной службы РС (Я) 40 по МО «Городской округ Якутск», пожарная часть № 8. Изготовлением музыкальных инструментов занимается с 2015 года. Ответственный за изготовление шумовых музыкальных инструментов.
- Ксенофонтова Галина Кимовна – Менеджер проект. Образование: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение РС(Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева». По специальности – музыкальный руководитель. Работает в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 70 «Кэрэчээнэ» музыкальным руководителем.
- Ксенофонтова Мария Эдуардовна – ответственный за сбор информации о ходе работ по проекту. Образование: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РС(Я) «Якутский колледж культуры и искусств имени Аграфены Дмитриевны Макаровой» по специальности Хореографическое творчество. Работает в автономном учреждении РС(Я) «Республиканский дом народного творчества и социально-культурных технологий» "Айылгы" Чурапчинского улуса. Руководитель хореографического коллектива.
- Поисеев Иннокентий Иннокентьевич – ответственный за организацию мероприятий (семинар, мастер-класс). Образование: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РС(Я) «Якутский колледж культуры и искусств имени Аграфены Дмитриевны Макаровой» по специальности хореографическое творчество. Работает в автономном учреждении РС(Я) «Республиканский дом народного творчества и социально-культурных технологий» "Айылгы" Чурапчинского улуса.
Опыт успешной реализации проекта:
2017 г. - выставка «Кэрэ Эйгэтэ» в галерее «Юргэл». На выставке участвовали жители наслега Хатассы, в т.ч. и данный коллектив проекта.
2020 г. - победитель с дипломом I степени на дистанционном конкурсе «Мастер класс в национальном стиле».
Информационное сопровождение проекта:
- http://nvk-online.ru/new/novosti/ - Освещение на телеканале национальной вещательной компании «Саха».
- https://vk.com/uran_dorkhoon - группа в cоциальной сети «Вконтакте».
Ожидаемые результаты. Конечным результатом будет разработанный проект полного жизненного цикла по распространению авторских шумовых инструментов семьи Ксенофонтовых. С помощью проекта «Звуки прекрасного = Uran dorqoon» специалисты сферы культуры, музыканты заинтересуются авторскими шумовыми инструментами.
Заключение. Усовершенствование шумовых музыкальных инструментов и адаптация их к новым сценическим условиям началось в эпоху, когда происходила переориентация культуры, когда был осуществлен переход от устной традиции к письменной, менялись условия бытования музыкальных инструментов и исполнительский репертуар. Мастера стремились воссоздать инструменты как можно правдивее, сохраняя их национальный колорит. Таким образом, шумовые инструменты якутов не утратили традиционной формы. Этим проектом мы хотим показать, что начиная со второй половины 20 века усовершенствовались шумовые музыкальные инструменты, а также появились новые уникальные образцы. Последние со временем могут стать традиционными и обогатят арсенал якутских музыкальных инструментов, для чего необходимы проектные формы их популяризации.
Список литературы:
- Вольфсон, Б.Л. Гибкое управление проектами и продуктами / Б.Л. Вольфсон. – СПб.: Питер, 2019. – 208 c.
- Дьяконова В.Е. Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий. – Якутск. 2017. – 333 с.
- Жирков М.Н. Якутская народная музыка. – Якутск Кн. Изд-во, 1981. – 120 с.
- Хатылаев Г.В., Хатылаева К.Ф. Төрүт дорҕоон = Звуки мироздания = The Sounds of Creation / Герман, Клавдия Хатылаевы. – Якутск: Бичик, 2015. – 128 с.
- Чахов А.И. Саха былыргы музыкальнай инструменнара. – Дьокуускай: «Бичик» национальнай кинигэ кыhата, 1993. – 80 с. (на як. языке)
- Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование. – М.: Восточная литература, 2002. – 718 с.
Оставить комментарий