Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 7(135)

Рубрика журнала: Экономика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Абрамова И.А., Лобенко О.В. НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА: ПОНЯТИЕ И ВОПРОС НАЛОГОВОГО МАНЕВРА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 7(135). URL: https://sibac.info/journal/student/135/204232 (дата обращения: 11.01.2025).

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА: ПОНЯТИЕ И ВОПРОС НАЛОГОВОГО МАНЕВРА

Абрамова Ирина Андреевна

студент, кафедра экономики и управления предприятиями и производственными комплексами, Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

Лобенко Оксана Витальевна

студент, кафедра экономики и управления предприятиями и производственными комплексами, Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

Морунова Галина Владимировна

научный руководитель,

канд. экон. наук, доц., кафедра финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается порядок формирования нефтегазовых доходов Федерального бюджета на основании официальных статистических данных, а также исследуется суть основных налоговых маневров с учетом изменения налоговой политики на 2021 год. Также подчеркивается большое значение нефтегазовых поступлений в структуре бюджета.  Рассмотрено влияние применяемых мер на дальнейшее развитие отрасли и компенсацию выпадающих доходов.

ABSTRACT

Based on official statistics, the procedure for the formation of oil federal revenues is considered. Taking into account changes in tax policy for 2021 the essence of tax maneuver has been researched. Also, the article emphasizes that the meaning of oil revenues in budgeting is significant. It is important to track how the measures applied influence the further development of industry and compensation of shortfalls in the income of the federal budget.

 

Ключевые слова: бюджет, налоги, налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, нефтегазовые доходы, цена на нефть.

Keywords: budget, taxes, tax maneuver in the oil industry, oil and gas revenues, oil price.

 

Экономика Российской Федерации, как одной из стран-лидеров в части поставки сырья, в большой степени зависит от состояния нефтегазового комплекса и от цен на нефть [3]. Несмотря на то, что в последние годы на фоне роста ненефтегазовых доходов доля нефтегазовых поступлений снижается, они по-прежнему играют большую роль в формировании бюджета. Для ведения статистики Минфин с 2006 года публикует отчет о «нефтегазовой части» бюджета, в разные годы эта часть варьировалась от 36 до 51% [9].

В 2019 году нефтегазовые доходы, по данным Минфина, составили 7,924 трлн. рублей, что составило 7,2% к ВВП или 39,26% к бюджету.

В нефтегазовые доходы федерального бюджета включаются:

- налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

- вывозные таможенные пошлины на нефть сырую;

- вывозные таможенные пошлины на газ природный;

- вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти.

При прогнозировании нефтегазовых доходов федерального бюджета используются среднегодовая цена на нефть сырую марки «Urals», среднегодовая экспортная цена на газ природный и среднегодовой обменный курс доллара США к рублю. Так, в 2020 году Банком России была спрогнозирована средняя цена нефти «Urals» на 2021 год - до $45 за баррель. В результате повышения средней цены прогнозы по экспорту в России и профициту бюджета значительно улучшились. Ключевыми причинами роста цены являются следующие факторы: длительные карантинные ограничения в менее строгой форме, управление странами ОПЕК+ предложением нефти таким образом, чтобы исключить профицита или дефицита на рынке, а также заложенная в 2021 году массовая вакцинация от COVID-19 [4].

Основой экспертной цены на природный газ является произведение между прогнозными экспортными ценами на природный газ и соотношением базовой цены на нефть к прогнозируемой цене на нефть [1].

В последние годы, как уже было отмечено, нефтегазовые доходы снижаются. В первую очередь, происходило это за счет сокращения поступлений доходов от вывозных таможенных пошлин. Данный показатель уменьшился в основном за счет снижения средней цены на нефть, снижения объемов экспорта газа, что вызвано как погодными условиями, так и спадом экономической активности в странах Европы в первой половине 2020 года на фоне противоэпидемических мер [5].

Средняя цена на нефть с декабря 2019 года по май 2020 года составила 43,1 доллара за баррель против 65,2 доллара за аналогичный период годом ранее. Положительную роль для бюджета сыграл так называемый «налоговый маневр» в нефтяной сфере: поэтапное повышение ставки НДПИ и снижение вывозной пошлины на нефть, с одновременным введением возвратного акциза на нефтяное сырье, компенсирующего затраты нефтяных компаний на поставку топлива на внутренний рынок.

За 2020-2021 гг. предусмотрен рост уровня расходов федерального бюджета на размер выпадающих базовых нефтегазовых доходов, связанных с ограничениями на добычу нефти [2]. Кроме того, заложено увеличение уровня структурного первичного дефицита. Выплаты компаниям, которые столкнутся с введенными ограничениями, будут осуществлены за счет средств фонда национального благосостояния (ФНБ). Именно ФНБ поможет минимизировать влияние временных запретов добычи нефти.

Согласно опубликованному отчету Министерства финансов об Исполнении федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы за 2019 год, начиная с 2015 года, структура нефтегазовых доходов (рисунок 1) изменялась на фоне поэтапной реализации «налогового маневра». В рамках этого маневра на первом этапе увеличивались ставки НДПИ на нефть и газовый конденсат при одновременном снижении экспортных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты [8]. В 2019 году начат второй этап «налогового маневра», в рамках которого дополнительно введен возвратный акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку, компенсирующий затраты на поставку нефтепродуктов на внутренний рынок для нефтяных компаний в целях обеспечения стабильности внутреннего рынка нефтепродуктов, в том числе с учетом колебаний внешнеэкономической конъюнктуры. С января 2019 года также введен режим НДД – налог на дополнительный доход от добычи. При этом по мере роста истощенности разрабатываемых запасов, а также переноса инвестиций на льготные месторождения продолжает расти размер льгот предприятиям нефтегазового сектора. В результате доля налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в общем объеме нефтегазовых доходов составила в 2019 году 75,4% в сравнении с 53,4% в 2015 году.

 

Рисунок 1. Структура нефтегазовых доходов

 

Как оказалось, в расчет нефтегазовых поступлений не включается большая часть денежных поступлений в виде налога на прибыль.

С 2021 года были также введены некоторые изменения по поводу налога на дополнительный доход и налога на добычу полезных ископаемых в рассматриваемой отрасли, публикует Российская газета. Изменения заключаются в степени ужесточении НДД и сокращении льгот в части НДПИ и экспортной пошлины на сырье для нефтегазового сектора. По данным Минфина, данные изменения в ближайшие два года способствуют увеличению размеров нефтегазовых поступлений в бюджет на 686 млрд рублей.

В Минфине уверены, что ужесточение вышеизложенных мер не сократит объемы нефтедобычи и не окажет особого давления на жизнедеятельность сектора. Министерство подчеркивает, что данные решения помогут установить наиболее релевантный объем налоговых льгот нефтяной отрасли и компенсировать выпадающие доходы бюджета. Бывший министр энергетики Александр Новак прокомментировал данное нововведение заявив, что оценка влияния данного решения на объемы добычи нефти затруднена, беря во внимание искусственное сокращение объемов добычи из-за сделки ОПЕК+.

Поскольку 2020 год привел к значительным последствиям глобальной пандемии, то на долгосрочное развитие Российской Федерации были направлены структурные изменения налоговой системы в нефтегазовой отрасли.

Так, в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов говорится о налоговом маневре для нефтегазовой отрасли [6].

Основные изменения – это усиление эффективности льгот при добыче нефти, а именно:

  • отмена льгот по добыче с выработанных участков недр с предоставлением права перехода соответствующих участков в режим НДД (3 тип);
  • отмена льгот по добыче и экспорту вязкой/сверхвязкой нефти и льгот по экспорту нефти с отдельных участков недр («бывших» гринфилдов);
  • предоставление новых льгот в целях развития добычи на отдельных месторождениях (с заключением инвестиционных соглашений).

Вышеперечисленные предложения были созданы с учетом оценки эффективности системы налоговых расходов за период 2006-2020 гг. [7]. Однако существует риск развития инфляции с учетом вводимых мер.

В рассматриваемой отрасли налоговый маневр тесно связан с ценообразованием. К сожалению, изменения, которые будут внедрены в 2021 году, негативно скажутся на цене на нефть на внутреннем рынке. При этом, как говорилось ранее, отмена налоговых льгот сократит дефицит федерального бюджета, что окажет положительное влияние на государственный бюджет.

 

Список литературы:

  1. БК РФ Статья 96.6. Нефтегазовые доходы федерального бюджета / КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/6e2487a3dc9a01fd4c4697ab318177cebf6a7e8c/
  2. Боташева Ф.Б. Налоговый маневр в нефтяном секторе и его возможные последствия // Вестник Евразийской науки, 2019 №4, https://esj.today/PDF/50ECVN419.pdf (доступ свободный) https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovyy-manevr-v-neftyanom-sektore-i-ego-vozmozhnye-posledstviya
  3. Бюджетная система Российской Федерации /Иванова Н.Г., Гусейнова Г.М., Вассель Т.А., Канкулова М.И., Писклюкова Е.В., Федосов В.А и др./Учебник и практикум / Москва, 2020. - Сер. 76 Высшее образование (2-е изд., пер. и доп)
  4. Зотиков Н.З. Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, их роль в формировании доходов бюджетов // Вестник Евразийской науки, 2020 №4, https://esj.today/PDF/05ECVN420.pdf (доступ свободный)
  5. Л. Лыкова, И. Букина Особенности бюджетно-налоговой политики в 2019-2021 гг. – Федерализм. 2018. № 4. С. 134–152
  6. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/10/main/Prilozheniya_k_ONBNiTTP_2020-2022.pdf
  7. Перспективы изменения бюджетного правила [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.finam.ru/analysis/forecasts/perspektivy-izmeneniya-byudzhetnogo-pravila-20200204-133933/
  8. Путин утвердил налоговый маневр для нефтяной отрасли, РБК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b64c3389a7947c0290ae838
  9. Треть доходов бюджетной системы России оказалась связана с нефтью и газом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/22/08/2019/5d555e4b9a7947aed7a185de

Оставить комментарий