Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 6(134)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Берзегова Д.Э. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО И ПРАВОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ИДЕЯ СОЗДАНИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ БАНКОВ В РОССИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 6(134). URL: https://sibac.info/journal/student/134/203665 (дата обращения: 23.12.2024).

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО И ПРАВОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ИДЕЯ СОЗДАНИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ БАНКОВ В РОССИИ

Берзегова Дана Эдуардовна

студент, Юридический факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет),

РФ, г. Москва

MUSLIM LAW AND LEGAL VALIDITY OF MODERN RUSSIA. THE IDEA OF ESTABLISHING MUSLIM BANKS IN RUSSIA.

 

Dana Berzegova

student, Law department, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Целью данной работы является анализ современных мусульманских отношений в Российской Федерации, отношение власти к мусульманской составляющей государства. Новизна результатов работы обуславливается комплексным, системным подходом к исследованию основных направлений развития мусульманской действительности в России. В результате исследования получены теоретические результаты, в частности, обобщен опыт отдельных стран в области развития мусульманского права, тенденций совершенствования его государственного регулирования. Сделан основной вывод, что мусульманская действительность прошла становление и развитие в большинстве экономически развитых стран, основной ее целью является закрепление во многих государствах.

ABSTRACT

The purpose of this work is to analyze the modern Muslim relations in the Russian Federation, the attitude of the authorities towards the Muslim component of the state. The novelty of the results of work is determined by an integrated, systemic approach to the study of the main directions of development of Islamic law. As a result of the study, theoretical results were obtained, in particular, the experience of individual countries in the development of Islamic law, and trends to improve its state regulation was summarized. The main conclusion was made that the Muslim reality passed the formation and development in most economically developed countries, its main goal is to consolidate in many states.

 

Ключевые слова: мусульманское право, ислам, Россия, право, шариат, Коран, законодательство, нормативно-правовые акты, исламские банки, проценты

Keywords: Islamic law, Islam, Russia, law, Sharia, Koran, legislation, regulations.

 

Тема мусульманского права в России очень актуальна, потому что, по мнению многих ученых, ислам стоит на пути возрождения в большинстве стран, в том числе и в Российской Федерации. Это обуславливается тем, что на территории России проживает большое количество народов, исповедующих ислам. На сегодняшний день на территории России их проживает около 30. Тема мусульманского права в России является актуальной еще и потому, что с кон. XX – нач. XXI в. происходит резкий приток мусульманского населения в страну. Выходцы из стран Азии приезжают в Россию, образуя единое мусульманское общество. Место религии для этих народов очень велико, потому что она является неотъемлемой частью их культуры и жизнедеятельности, люди теряют способность жить, [8] не опираясь на веру. Данная тема затронута потому, что ислам является частью политического движения многих стран. По последним политическим событиям, можно сделать вывод о том, что ислам обладает свойством не только легко вливаться в любые политические и культурные системы (в частности, европейскую), но и искажать их, добавляя свои установки и изменения. Так, например, внимание Турецкого правительства привлек татарский ислам. Стали проводиться множественные совещания и подготавливаться специалисты в этой сфере, потому что главной предпосылкой включения в состав Европейского Союза является либеральный ислам и связь между ним и страной.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе становления и развития мусульманского права в отдельных зарубежных странах. Объектом также являются формы мусульманской банковской системы на территории России. Предмет исследования - взгляды российских и зарубежных ученых на мусульманское право, как на объект правового регулирования, законодательство в данной сфере и правоприменительная практика.

Эмпирическую базу исследования составили: научные публикации отечественных и зарубежных ученых в области исследования мусульманских законов и источников права, зарубежные и отечественные нормативные правовые документы, регламентирующие отношения в области права мусульман.

Методологической основой исследования служит комплекс общенаучных (анализ, синтез, дедукция, индукция) и частных методов познания. Достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе исследования, достигается за счет комплексного применения методов исследования в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Процесс глобализации и движения населения сыграл важную роль в перемене образа мира в большинстве стран, где Россия – не исключение. Возрождение исламских процессов вызвало особое внимание у общественности. [6] Возвращаясь к проблемам ислама, данная тематика имеет особое значение в России, и это обусловлено мусульманским фактором во многих субъектах РФ. Как мы уже отмечали, на сегодняшний день в России живет примерно 30 народов [3], исповедующих исламскую веру. Исламские народы разбросаны по всей стране, однако больше всего мусульман проживает на Северном Кавказе и Поволжье.

Огромное количество исследовательских работ обращены именно к взаимоотношениям России и мусульманского мира. Данные работы позволяют нам увидеть целостную картину в сфере течения мусульманского населения в стране, а также характерные черты правовой культуры исламской системы.

Отдельное внимание уделяется проблемам современного Северного Кавказа, где происходит слияние между традициями мусульманства и традициями народа. На этой почве происходит столкновение сразу трех систем – национальной, глобальной и мусульманской. В ходе непростой истории России в отношении ислама, во многих регионах современной страны сформировалась изменчивость политики между правительством и исламской частью населения. Иными словами, после распада Советского Союза Россия мало понимала важность мусульманского права для народов Кавказа и др. Не было реального осознания того, что Россия – тоже часть исламского мира, хоть и небольшая. Только в последнее время страна начала предпринимать какие-либо шаги, чтобы восстановить религиозную идентичность народов Кавказа с другими мусульманами. [3]

Проблема между государством и российскими мусульманами сформулирована – нет четко выраженной государственной концепции в отношении мусульман. Принятие ислама на государственной и политической арене носило скромный характер. Также, для мусульманства было недопустимо многообразие. В Советском Союзе власть имела возможность контролировать религию, подчиняя ее себе и диктуя свои правила, но с исламом этого не получилось. Сегодня у России нет такой возможности, страна не видит того ислама, какой она хотела бы видеть: толерантный и контролируемый. Ислам не диктует слова государства, что является проблемой для России. [5]

Если проанализировать структуру оппозиционных движений в современной России, то можно увидеть, что большинство из них зарождаются именно на Северном Кавказе, а проявляются как раз через исламские процессы. На встрече в Уфе в 2013 г. президент страны – Владимир Путин признал существование политического ислама в условиях современной России. Это означает, что начался процесс принятия ислама как части правовой системы России.

Вряд ли мусульманское право когда-нибудь сможет регулировать общественные отношения, хотя бы потому, что Россия- светское государство. Но более правильным было бы использование норм религии в досудебных делах для тех народов, которым это действительно необходимо. Хочется также отметить, что в некоторых республиках все-таки действуют нормы исламского законодательства. Так, например, во многих республиках возродили деятельность шариатских судов. (Дагестан, Чечня). [2] Главная цель такого возрождения – возвращение шариатской законодательной практики. Шариатские суды, в соответствии с Федеральным Законом от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» имеют право на легальное существование. [1]

Подводя итоги, необходимо отметить, что в современной России проявляется большой интерес к исламской составляющей страны среди населения, государственных органов, организаций и сообществ.  Несмотря на все минусы, каждый год в России организовываются различные мероприятия, которые, так или иначе, стремятся изменить законодательство страны в пользу мусульманской части населения. Власти современной России стараются, хоть и медленно, принимать во внимание все условия жизнедеятельности исламских народов, их особенности и культурные ценности и принципы. [4] Примером этому может служить создание мусульманских банков на территории Республики Татарстан, Дагестан, Чечня и в ряде других регионов РФ. Исламский банк – организация, осуществляющая свою банковскую деятельность в пределах мусульманского права- шариата. Приоритет мусульманского права заключается в способе ведения банковских дел, согласно которому в финансовых сделках превалирует полный отказ от фьючерсных сделок и запрет взимания банковским учреждением ссудного процента.

Ислам запрещает употребление табака, наркотических средств, участие в азартных играх и употребление некоторых видов пищи, поэтому исламские банки строятся на ряде принципов, а именно запрет сделок, связанных с:

  • производство и продажи алкогольной, наркотической и табачной продукции;
  • выращивание свиней и их продажа, а также производство не халяльной продукции;
  • финансирование сферы развлечений и азартных игр.

В последнее время много усилий прикладывается для исследования исторического аспекта нахождения мусульман в России для дальнейшего использования его в политической деятельности современного российского государства. Это делается для того, чтобы найти применение исламским нормам в правовой системе светского государства.

Подводя итоги, необходимо отметить, что работа, проделанная над основными аспектами исламского права, дает основания утверждать, что ислам оказывал и оказывает большое влияние на политическую, духовную, социальную сферы жизни общества современной России. [9] Несомненно, исламская составляющая не играет значительной роли в политике и законодательстве по причине своего слабого статуса в политической системе светского государства. Но так или иначе, мусульманская сфера не остается вне научных исследований.

Данный анализ помог нам понять, что в России никогда не было мусульманского проекта. Только в последнее время началась деятельность по возрождению мусульманских идей в политической и социальной сфере, и создание мусульманского банка является самым ярким примером.

 

Список литературы:

  1. Федеральный Закон «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.04.2019).
  2. Абдуллаев М. А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в.-М.: Наука, 2013. – С. 327.
  3. Арапов Д.Ю. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / Д.Ю. Арапов, А.М. Васильев – М. Академкнига, 2016. – С. 367.
  4. Какагасанов Г. И. Религиозные мусульманские (примечеткие) школы Дагестана // Ислам и исламская культура в Дагестане. — М.: Изд-я фирма «Восточная литература» РАН, 2015. — С. 136.
  5. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. – М. Библиотечный фонд, 2014.- С. 447.
  6. Малашенко А. В. Мусульманский мир СНГ. М:, 2017. – С. 182.
  7. Малашенко А. В. Радикальный ислам, это нормальный феномен // Политический журнал. 2014.- С.215.
  8. Петраш Ю. Г. Ислам: происхождение, вероучение, современность (Философско-культурологический взгляд). — М.: Республика, 2014. – С. 350.
  9. Полонская JI. И.  Мусульманские республики СНГ: проблема взаимодействия ислама с государством // Россия и современный мир. 2016.-С. 139.

Оставить комментарий