Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(126)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Бойко О.О. ОБРАЗ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В ЗАРУБЕЖНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И МЕХАНИЗМ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 40(126). URL: https://sibac.info/journal/student/126/196384 (дата обращения: 28.03.2024).

ОБРАЗ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В ЗАРУБЕЖНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И МЕХАНИЗМ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

Бойко Олег Олегович

студент 2 курса магистратуры, кафедра Всемирной истории, исторического факультета, специальности «История», ГОУ ВПО «Донецкий Национальный Университет»,

ДНР, г. Донецк

THE IMAGE OF THE SECOND WORLD WAR IN A FOREIGN CINEMATOGRAPH AS A REFLECTION OF CULTURAL AND HISTORICAL MEMORY AND A MECHANISM OF SELF-IDENTIFICATION

 

Oleg Boyko

the 2nd year student of Magistracy, Department of World History, faculty of History, specialty «History», GOU VPO «Donetsk National University»,

DPR, Donetsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье речь идет о проблеме восприятии образа Второй мировой войны в кинематографе зарубежных стран, как отражение культурно-исторического восприятия прошлого. Вторая мировая ‒ это значимая веха в истории XX в. Целью работы является рассмотрение образа Второй мировой войны и интерпретации этих событий в зарубежном кинематографе 45-50‑х гг. XX в., а также выявление оценок и взглядов режиссеров на роль своей страны в глобальном конфликте. В дотелевизионную послевоенную эпоху кино было мощным рычагом культурного влияния, который использовали государства как средство усиления контроля над обществом через пропаганду идей и идеалов и механизм формирования национальной идентичности. Первоначально в 1945-1951 гг. было снято 42 фильма о Второй мировой войне, многие из которых восхваляли европейское сопротивление. Объем и изменение жанра усилились в 1950-х гг., совпав с возобновлением премьерства Черчилля в 1951-55 гг. Но особенностью практически всех зарубежных кинолент послевоенного периода является умышленное игнорирование фактической реальности, например, обоснование рейда на Рурские плотины, когда были скрыты ужасающе высокие потери британцев.

ABSTRACT

The article deals with the problem of perception of the image of the Second World War in the cinema of foreign countries, as a reflection of the cultural and historical perception of the past. World War II is a significant milestone in the history of the 20th century. The aim of the work is to consider the image of the Second World War and the interpretation of these events in foreign cinema in the 45-50s. XX century, as well as identifying the assessments and views of directors on the role of their country in the global conflict. In the pre-television post-war era, cinema was a powerful lever of cultural influence, which was used by states as a means of increasing control over society through the promotion of ideas and ideals and a mechanism for the formation of national identity. Initially, 1945-1951. 42 World War II films were made, many of which praised European resistance. The scope and change in genre intensified in the 1950s, coinciding with the resumption of Churchill's premiership in 1951-55. But the peculiarity of almost all foreign films of the post-war period is the deliberate disregard of factual reality, for example, the rationale for the raid on the Ruhr dams, when the terrifyingly high losses of the British were hidden.

 

Ключевые слова: Вторая мировая война, дотелевизионная послевоенная эпоха, кино, кинематограф, кинолента, жанр, режиссура, США, Британия.

Keywords: World War II, pre-television post-war era, cinema, cinematography, motion picture, genre, direction, USA, Britain.

 

Целью данной работы является рассмотрение образа Второй мировой войны и интерпретации этих событий в зарубежном кинематографе 45-50‑х гг. XX в., а также выявление оценок и взглядов режиссеров на роль своей страны в глобальном конфликте.

В энциклопедии Е.А. Иофиса термин «кино» означает «кинопроизведение, созданное с помощью технических средств кинематографии, и представляет собой совокупность последовательных фотографических изображений (кадров) объединённых общим сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране» [1, с. 35].

Вторая мировая ‒ это значимая веха в истории XX в. Ее живых свидетелей и, тем более, участников, с каждым годом становится все меньше. Акцент на преемственность и значение сохранения памяти в официальном дискурсе делается все сильнее. Постепенно происходит в общественном сознании отчуждение исторической памяти и коллективных представлений о прошлом. Кинематограф стал инструментом визуальной пропаганды, которая позволяла правительствам разных стран сообщать релевантную информацию о ходе войны, а также формировать у гражданского населения понимание необходимости помогать фронту. В дотелевизионную послевоенную эпоху кино было мощным рычагом культурного влияния, который использовали государства как средство усиления контроля над обществом через пропаганду идей и идеалов и механизм формирования национальной идентичности.

Основные различия между фильмами британского кинематографа 1939-45 гг. («народной войны») и после Второй мировой войны свидетельствуют о степени культурного восстановления в обществе. Так, стратегия одного из ведущих продюсеров британского кинематографа Майкла Бэлкона заключалась в том, чтобы изобразить Великобританию трудолюбивым, демократическим государством и центральным мировым лидером.

Первоначально в 1945-1951 гг. было снято 42 фильма о II мировой войне, многие из которых восхваляли европейское сопротивление. Объем и изменение жанра усилились в 1950-х гг., совпав с возобновлением премьерства Черчилля в 1951-55 гг. В это время подчеркивались довоенные ценности, связи с войной простого человека и его роль в качестве арбитра будущего. О войне были сняты 6 фильмов в 1950 г., 10 ‒ в 1953 г., а к 1958 г. их число возросло до 21 [2, с. 45].

Образ Второй мировой войны нашел отражение в фильме британской кинокомпании Associated Press «The Dam Busters» (1955) режиссера М. Андерсона, который был снят британской кинокомпанией при поддержке Министерства авиации и королевских ВВС. Сделанный в черно-белом цвете фильм, имел внешне документальный вид. Большее внимание уделено подлинности, использовались RAF Scampton (военной базы 617-й эскадрильи). Было предоставлено 75 самолетов, а капитан группы Дж. Х. Уитворт выступал в качестве советника. В фильме использовали пять бомбардировщиков "Ланкастер" с пилотами, инструкторами и техниками, а также фрагменты редких, сверхсекретных фильмов RAF о рейде и его последствиях, включая захваченные немецкие военные кадры кинохроники [2, с. 48].

Но особенностью практически всех зарубежных кинолент послевоенного периода является умышленное игнорирование фактической реальности, например, обоснование рейда на Рурские плотины, когда были скрыты ужасающе высокие потери британцев. Фильм дал искаженную картину событий тех времен [2, с. 58].

Таким образом, картина определила желательные национальные стандарты, а именно лидерские качества, национальный дух, демократические идеалы, научное мастерство, технические знания, патриотизм, долг. В целом фильм демонстрировал факт того, что именно британцы внесли наибольший вклад в победу.

Следующей емкой кинокартиной, отображающей образ второй мировой войны в Британской истории, является фильм «The Cruel Sea» режиссера Ч. Френда (1953 г.). В картине показаны условия, в которых происходила битва за Атлантику между Королевским флотом и немецкими подводными лодками с точки зрения британских военно-морских офицеров и моряков. Фильм рассказывает о роте корабля, которая набирается опыта и становится эффективной боевой единицей [3]. Эта эволюция боевых качеств концентрируется в главном персонаже капитане-лейтенанте Дж. Эриксоне. Британские моряки представлены зрителю героями, через которых транслируется мужественность, сила и национальная идея. Они априори являются победителями несмотря на тяжелые обстоятельства и жертвы. Фильм снимался на военно-морской верфи Плимута и Ла-Манша [2, с. 55].

В фильме также прослежены судьбы трех женщин: невинной молодой невесты, ждущей возвращения своего мужа; неверной жены, жаждущей гибели супруга и жены капитана Эриксона, которая пренебрегала им, потому что «у нее была своя военная работа», ярко продемонстрированы разные жизненные обстоятельства, в которые попадали женщины в военное время, и реакция на них.   О войне снимали фильмы и в США. Первые годы после войны стали очень тяжелыми для американского кинематографа. Главной особенностью киноиндустрии тех лет был тот факт, что режиссеры лично участвовали в боевых действиях. Фильмы 1940-х годов исповедуют высокий патриотизм, показывают, как американцы борются за свободу во Второй мировой войне. Стоит упомянуть о том, что в ранних американских послевоенных картинах основной акцент делался на противостоянии фашистской идеологии, а антикоммунизм появился чуть позже. Послевоенная Америка 1950-х гг. скрывает загадку: великое процветание в сочетании со страхами времен холодной войны.

Первый послевоенный фильм, снятый американским режиссером Джоном Фордом ‒ «Они были незаменимыми» (1945) ‒ рассказывает о медленном уничтожении американских вооруженных сил на Филиппинах. В интервью 1964 г. Форд утверждал, что правительство США «боялось показывать на экране такое количество американских жертв». Установить точно по фильмам настроение всей страны не представляется возможным. Вместе с тем истории фильмов определенной эпохи отражают состояние большинства общества [4, с. 27]. Образ врага выполняют японцы, а американские солдаты конструируют образ победителей через отвагу, и смелость.

Таким образом, зарубежные кинокартины послевоенных лет представляли образ войны совершенно по-разному: в виде крупных баталий и отважных солдат, историй личностей, как собирательного образа национальных героев. Кроме того, военный период передается через человеческие отношения в тылу и отражает сущность высоких нравственных качеств американцев и британцев. Однако, одной из главных особенностей является некоторая фальсификация исторических событий, искажения таких важных фактов, как потеря личного состава, необходимость тех или иных политических решений, и самое главное, вклад стран США и Британии в победу во Второй мировой войне.

 

Список литературы:

  1. Фотокинотехника: Энциклопедия/ Гл. ред. Иофис, Е.А.‒ М: Советская Энциклопедия, 1981. ‒ 447 с.
  2. Esther M.N. British World War Two Films 1945-65. ‒ University of Central Lancashire. 2006. – 363 с. [электронный ресурс] ‒ Режим доступа. ‒ URL:http://clok.uclan.ac.uk/9730/1/esther%20oneil.pdf (дата обращения 03.12.2020)
  3. The Cruel Sea (1953). [электронный ресурс] ‒ Режим доступа. ‒ URL: https://www.imdb.com/title/tt0045659/ (дата обращения 03.12.2020)
  4. Baker S.J. Films of the 1950s: Two Perspectives on Post-War America. ‒ MLS, 2013. ‒ 61 с. ‒ [электронный ресурс] ‒ Режим доступа. ‒ URL:https://creativematter.skidmore.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1097&context= (дата обращения 02.12.2020)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.