Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(125)
Рубрика журнала: Культурология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ВОЗМОЖНОСТИ И СВОЙСТВА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются основные направления развития декоративно-прикладного творчества и их влияние на досуг, и развитие подростков.
Ключевые слова: декоративно-прикладное творчество, арт-технологии, подростки, искусство, художественное творчество, творческий потенциал, личность, наследие.
Современное общество активно внедряет передовые технологии и методики, тем самым затрагивая все аспекты человеческой жизнедеятельности. И в связи с этим все более очевидным становится то, что культура молодежи должна иметь художественную направленность и данный факт имеет всемирное признание в наше время. Общественное сознание меняется и развивается, тем самым требуя того же от содержания образовательных программ, которые смогли бы позволить сегодняшним подросткам быть готовыми к взрослой жизни и нынешним реалиям.
Особое значение искусства и творчества в работе с подростками выделяли представители, как отечественной, так и зарубежной педагогики: Л.С. Выготский, А.И. Граборов, Э. Сеген и др. Художественная деятельность, по их мнению, способствует развитию коммуникативных способностей, восприятия, внимания, речи, воображения и мелкой моторики подростков. В ходе художественно-творческой деятельности отражаются все виды подсознательных процессов такие как, страхи, воспоминания, внутренние противоречия и конфликты [2, с. 161].
Арт-технологии начали активно развиваться в наши дни, и их роль в развитии декоративно-прикладного творчества стала иметь все более выраженное влияние. Большему изучению и внедрению данных технологий в систему дополнительного образования поспособствовали такие исследователи, как Е.А. Медведева, Л.Д. Лебедева, А.Б. Афанасьевой, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская и др.
А.Б. Афанасьева определяла арт-технологии как «научно педагогические технологии, основанные на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащегося» [2, с.162].
Арт-технологии – это художественно-творческие технологии, воздействующие на личность подростка посредством художественного творчества. Поэтому целью арт-технологий в декоративно-прикладном творчестве является приобщение обучающихся к искусству и творчеству. Внедрение арт-технологий на занятия по декоративно-прикладному творчеству способствует обогащению жизнедеятельности подростков, тем самым способствуя духовному наполнению современной молодежи, а также демонстрируя различные знания о профессиях и многообразии человеческой деятельности; приобретению и пополнению имеющегося личного опыта, практических умений и навыков, а так же сохранению и укреплению физического и психологического здоровья подростка. Тем самым мы ставим декоративно-прикладное творчество в более выгодное положение перед альтернативными видами творческой деятельности и подчеркиваем его неразрывную связь с жизнью.
Ученые полагают, что формирование творческого потенциала человека происходит в момент становления личности, а именно в подростковом возрасте. Так как в этот период формируются основополагающие элементы личности – убеждения, принципы, которые базируются на представлениях подростка о морали и нравственности.
Десятилетиями вопрос формирования и развития творческого потенциала подростков остается актуальным для исследователей различных областей науки. В особенности такие гуманитарные науки, как психология и педагогика, добились немалых успехов в разработке эффективных методологий по исследованию и развитию творческого потенциала подростков.
Декоративно-прикладное творчество выступает в современном образовании эффективным инструментом формирования и развития личности. Данный вид творчества сочетает в себе знания, умения и навыки предшествующих поколений, они в свою очередь являются доступными для всех обучающихся в независимости от их способностей и через такую практическую деятельность происходит развитие творческих возможностей подростков. Но существует проблема отторжения заданий, предлагаемых педагогом, так как подсознательный бунт и несогласие вынуждают подростков противопоставлять себя педагогу, считая, что их ущемляют в самостоятельном выборе деятельности. И тут на помощь педагогу приходят методы развивающего проблемного обучения такие, как эвристический и проблемно-поисковый метод. Они способствуют направлению творческой деятельности подростков в нужном русле, посредством занимательного декоративно-прикладного творчества. «Всё чаще приходится слышать от молодого поколения, что это не модно, не современно, не интересно. А ведь основа традиции – правильное отношение к национальному наследию. Наследие – все искусство прошлого. В традицию же переходит все то, что имеет непреходящую ценность. Это опыт народа, то, что способно по-новому жить в современности. Одной из ярких сторон этого опыта является декоративно-прикладное искусство» [1, с. 37].
Декоративно-прикладное творчество является эффективным видом художественно-творческой деятельности, который позволяет не только обучить подростков технологии выполнения того или иного ремесла, но формирует и развивает при этом их творческий потенциал, что способствует их подготовке к дальнейшей трудовой деятельности.
Список литературы:
- Ивойлова Л. В. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческого потенциала подростков / Л. В. Ивойлова. – Текст: непосредственный // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2017 - № 27 – С. 36-38.
- Халитова Э.Д. Арт-технологии в декоративно-прикладном творчестве / Э. Д. Халитова. – Текст: непосредственный // В сборнике: Лучшие практики дополнительного образования и внеурочной деятельности города Ульяновска. Материалы городской открытой научно-практической конференции. – 2020 – С.161-164.
- Шелепова С. В. Развитие творческих способностей средствами декоративно-прикладного творчества / С. В. Шелепова. – Текст: непосредственный // Вестник Донецкого педагогического института. – 2017 - № 2 – С. 165-170.
Оставить комментарий