Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(125)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Сидорчук В.С. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 39(125). URL: https://sibac.info/journal/student/125/193503 (дата обращения: 14.05.2024).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ

Сидорчук Валерия Сергеевна

студент, кафедра социально-художественного образования, Сургутский государственный педагогический университет,

РФ, г. Сургут

Белошапка Римма Анатольевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., декан факультета СКК, Сургутский государственный педагогический университет,

РФ, г. Сургут

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается тема основных понятий этических норм. Первым об этики заговорил Аристотель, этика, в переводе с греческого, означает «выражающий нравственные убеждения». Термин "этика" происходит от древнегреческого слова "ethos", первоначально означающего "совместное жилище, местопребывание". Этика появилась и закрепилась в обществе благодаря повышению значимости морали в обществе, ее роли, сущности, функции. Кроме морали и этики существуют и другие социокультурные регуляторы общественного сознания. Они направлены на регуляцию извне, действуют без непосредственного участия индивида, без оценки его переживай, без взаимодействия с его внутренним миром, не беря во внимание свободу выбора человека, и не опираясь на результаты рефлексии личности.

 

Ключевые слова: Этика, этические нормы, культурология, социально-культурная деятельность.

 

Этические нормы, этика, этикет, современному человека трудно представить свое взаимодействие с обществом без данных понятий.  Этика как наука появилась в IVв. до н.э., и сопровождала общество на всех исторических этапах. Первым об этики заговорил Аристотель, этика, в переводе с греческого, означает «выражающий нравственные убеждения». Аристотель считал, что этика – это учение о правилах общения между людьми, об их обязанностях перед друг другом и обществом. В данном случае этика трактуется как система правил и принципов поведения человека, которыми регламентируются его взаимодействия с людьми в различных сферах жизнедеятельности. Этика, ее основные принципы и функции тесно перекликаются с неформальными, но плотно закрепленными в любом обществе, моральными нормами, однако этика, это еще и свод официально признанных правил поведения – этикет.

Термин "этика" происходит от древнегреческого слова "ethos", первоначально означающего "совместное жилище, местопребывание". Позднее появились и другие значения этого слова такие как, обычай, нрав, характер, образ мысли. Синтез всех вышеперечисленных обозначений дает нам представление о том, что вне зависимости от смысла, вкладываемого в слово «этика», обозначает оно определённые правила и нормы, которые сформировались в обществе и проявляются там же.

Этика появилась и закрепилась в обществе благодаря повышению значимости морали в обществе, ее роли, сущности, функции. Иными словами, этика - это наука о морали. И как любая наука она имеет свой теоретический и практический фундамент.

Теоретические исследования, в основном, строятся на происхождении и сущности морали. Изучают ее место в обществе, роль, а также уделяют внимание функциям морали и ее механизмам действия. Как валяют ее компоненты на отдельно взятых личностей и на общество в целом. К компонентам морали принято относить моральную осознанность каждого человека и его моральный облик, его поведение в обществе. Наблюдая за тем, как в человеке формируются эти компоненты, можно сделать выводы о характерных связях между этими компонентами и их влиянием на систему отношений в обществе. Так же не стоит забывать об основных составляющих морали: добро, зло, счастье, благо, нравственность, уважение, смысл жизни. Этика, опираясь на опыт таких наук как психология и социология, изучает уровень нравственности общества в целом, дает оценку моральным нормам, которые реально регулируют общественное поведение, а какие косвенно и почему.

По мнению В.С. Соловьева, становление этики как науки не было законченно в трудах Аристотеля. В XIX в. И. Кант уточник значение слово «этика», по его словам, этика — это наука о достижении общественного блага и личного счастья, через учения о морали. Философ считал, что мораль имеет априорное происхождения, она есть в сути всех вещей, заложена в разуме у каждого человека, и через такую мораль можно решить любую нравственную проблему личности и общества в целом. И. Кант отмечал, что мораль, развивается сама себе, подчиняясь своим законам, основываясь на этом утверждении он полагал что нравственность людей стоится исключительно на уважении к нравственному закону. По его мнению, этика формирует в людях понимание, как должно быть, знания о том, что такое хорошо и что такое плохо[1; 2, с.4 ].

Далее Г. Гегель в своих трудах дал начало новой теории, новому пониманию нравственности. Философ включил в теорию об этике существующие реальные проблемы различных сфер жизнедеятельности общества (семейная, государственная, гражданская). Именно это послужило толчком к наполненности этики социальным содержанием, новым смыслом. Однако моральная философия И. Канта и Г. Гегеля не приблизила их к действительности [3; 2, с. 4].

Позднее Л. Фейербах выдвинул свою теорию и дал начало материалистической этике. Философ предлагал детально изучать индивида, в его естественной среде обитания, не опираясь на философские предрассудки, на механистическую и метафизическую ограниченность реальности и общества. Л. Фейербах опирался лишь на реально существующие в окружения индивида связи и отношения с обществом. Мыслитель заглянул далее своих предшественников, но и он не смог довести свою теорию до логического завершения [4, c. 4].

Кроме морали и этики существуют и другие социокультурные регуляторы общественного сознания. Они направлены на регуляцию извне, действуют без непосредственного участия индивида, без оценки его переживай, без взаимодействия с его внутренним миром, не беря во внимание свободу выбора человека, и не опираясь на результаты рефлексии личности. Ярким примером такого регулятора выступают традиции. Традиции передаются из поколения в поколение и ее существование, порядок действий внутри нее выступает некой истиной. Оспорить ее, усомниться в ее гуманности или справедливости будет означать отказ от традиции, а вследствие и от своего культурного наследия, не согласиться с традицией, значит предать своих предков. В такой ситуации человек становится заложником предписаний, пришедших ему извне. Когда индивид следует традиции он теряет свои индивидуальность, отгораживает свою личность от формирования понимания своих действий и дачи ей нравственной оценки. Отсюда следует, что человек не берет на себя ответственность за свои действия, а просто поступает как ему диктует традиция, безлично, копируя поведение других людей, слепо следующих той же традиции.

Мораль как регулятор имеет противоположный эффект. Она воспитывает в человеке нравственность, прививает ему ценности, которые впоследствии позволяют индивиду поступать по своей совести, а не слепо следовать за традициями и т.д. Этика и мораль стремятся к рефлекторному проявлению у человека правильного понимания и видения мира. Индивид формирует в себе нравственные установки, приходит к пониманию, какие поступки он может совершать в обществе, а какие нет. Иными словами, этика – это наука не о том, что есть, а о том, как должно быть, как правильно, верно. Этика стремиться объяснить природу самой морали, ее рекомендации убедительны для личности, которая стремиться к нравственному идеалу. Этика эта целая закономерная система, свод правил, рекомендаций, советов, к которым стоит прислушиваться при взаимодействии в обществе, при построении отношений с членами общества.

 

Список литературы:

  1. Соловьев, В.С Хрестоматия по философии : учебное пособие / сост. П.В. Алексеев. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Проспект, 2005. – С. 109-123.– ISBN 684-2-7894-8934-1. – Текст : непосредственный.
  2. Кант, И. Лекции по этике: учебное пособие— Москва: Республика, 2000. — 431 С.- ISBN 5-250-01896-3. – Текст : непосредственный.
  3. Гегель, Ф. Феноменология духа / Ф. Гегель. Москва : Наука, 2000.- 495 с. ISBN 5- 02-008380-1. - Текст : непосредственный.
  4. Фейербах, Л. История философии: соб. Сочинений в 3 т. -Москва: Мысль, 1967.- ISBN 978-00-1295690-0. – Текст : непосредственный.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.