Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 38(124)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Вагина А.В. МАСКА ВИРТУАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 38(124). URL: https://sibac.info/journal/student/124/192988 (дата обращения: 09.05.2024).

МАСКА ВИРТУАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

Вагина Александра Владимировна

студент 2 курса, Технический институт (филиал), Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова,

РФ, г. Нерюнгри

Кобазова Юлия Владимировна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., Технический институт (филиал), Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова,

РФ, г. Нерюнгри

АННОТАЦИЯ

Информатизация современного общества затрагивает много сфер жизни человека и информационное пространство не является исключением. В статье представлен взгляд студента технического вуза на маску виртуальной личности.

 

Ключевые слова: маска, информатизация, технологии, личность.

 

В современном мире быстрое развитие ИКТ и Интернета в частности оказывает все возрастающее влияние на психологическую реальность личности. Увеличение информационных потоков приводит к глобальной информатизации, одним из проявлений которой является создание виртуальной личности в интернет-пространстве.

За последние 13 лет человек создал иной мир. В 2006 году Павел Дуров и Альберт Попков запустили первые российские социальные сети. Физическое зеркало личности отразило виртуальную копию в интернет. В 2015 году исследовательский холдинг «Ромир» выяснил, что в среднем человек тратит 30 % личного времени на социальные сети [3].

В 2016 году «Леванда - центр» провел опрос, который показал, что социальными сетями пользуются 60 % россиян. С каждым днем показатели увеличиваются, а люди больше прибывают в виртуальном мире. Рамки между физической и виртуальной личностью размываются. Зависимость от социальных сетей, а вместе с ней социальная зависимость становятся проблемой XXI века. Визуально представить проблему поможет та самая маска профиля в социальной сети.

Маска (аватар) – это графическое изображение. Пользователи используют его как «лицо» в интернете. Показывают наклонности, желаемую внешность, интересы и другие характеристики. Человек моделирует я - образ в виртуальный мир с целью показать личность. Представления идеализируются, наделяются улучшенными качествами. Строится желаемая картина себя.

В социальных сетях присутствуют 5 типов аватаров: аватар - реальный образ, аватар – маска, аватар – индекс, аватар – пустой знак и аватар – фейк.  Рассмотрим их подробнее.

Первый тип – фотография физической личности пользователя. Хозяин профиля показывает подписчикам внешность, эмоции, стиль жизни. Он пользуется фоторедакторами, чтобы быть привлекательнее. Подсознательно ставит цель: показать себя на оценку публики. Комментарии и лайки характеризуют успех.

Второй тип – альтер эго. Пользователь использует для аватара изображение кумира. Показывает публике подсознательное стремление быть похожим на него.

Третий тип – увлечение. Хозяин профиля выставляет в открытый доступ то, что интересует или то, чем занимается. Показывает тем самым свои увлечения. Выстраивает вокруг себя единомышленников, «друзей» по интересу.

Четвертый тип – красивая картинка. Пользователь выкладывает аватар, который не несет смысловой нагрузки. Изображение служит идентификатором виртуальной личности.

Пятый тип – чужая личность. Пользователь использует фотографию другого человека в личных целях. Цели рознятся: человек либо стесняется внешности и общается от более привлекательного лица, либо совершает плохие дела, прикрываясь чужим обликом [4].

Е.А. Горный в статье «Виртуальная личность как жанр творчества» рассматривает виртуальную личность как личность, создаваемую человеком и порождающую семиотические артефакты. Он первым выдвинул теорию о том, что виртуальную личность следует воспринимать как жанр искусства. Автор утверждает, что виртуальный образ есть объект, которому приписываются качества субъекта, но при этом остается неопределенным статус его существования. Кроме того, Е.А. Горный подчеркивает отсутствие у такой личности материального тела, а также говорит о том, что она выражается в ее действиях и знаках, которые индивидуальным образом интерпретируются в мышлении других пользователей интернет пространства [2].

Результатом исследования феномена виртуальной личности с точки зрения Е.П. Белинской стало выдвижение предположений о том, что способствует созданию виртуального образа. В своих работах она указывает, что личность в интернет сети может создаваться для реализации агрессивных тенденций, свойственных прототипу, которые не могут быть реализованы в реальном социуме. Также, по мнению автора, создание виртуальной личности может говорить о желании реального человека произвести впечатление на окружающих. Е.П. Белинская также отмечает, что целью конструирования виртуального образа может быть стремление получить новый опыт в ходе так называемой «игры с идентичностью» [1].

Нами были изучены типы аватарок, подведем итоги. Времяпровождение в социальных сетях усилило проблему зависимости людей от окружающего мнения. Аватар «реальный образ» – прямое доказательство. Пользователи стали больше наблюдать, а не участвовать в жизни. Пользователь перестает быть уникальным в реальном мире. Появляются мнимые интересы. Аватаризация личности набирает обороты. Зависимость поглощает умы людей, не дает самостоятельно принимать решения. Человек одержим «лайками», боится насмешек над фотографиями. Прежде, чем выложить фотографию, человек ставит себя на место других. Старается угодить их ожиданиям. Чужое мнение подавляет личность, занижает самооценку.

Таким образом, виртуальную личность нельзя соотносить с реальным образом или идеальным «Я», поскольку она выражает стремление к поиску нового. Нельзя считать создание виртуального образа стремлением компенсировать или преодолеть затруднения в реальной жизни, поскольку оно несет своей целью самовыражение через попытку примерить разные социальные роли.

 

Список литературы:

  1. Белинская Е. П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью // «Логистон». 2004 [Сайт]. URL: http://flogiston.ru/arti cles/netpsy/ strate gy (дата обращения: 17.11.2020).
  2. Горный Е.В. Виртуальная личность как жанр творчества // Сетевая словесность. 2008 [Сайт]. URL: http://www.netslova.ru/gorny/vl.html (дата обращения: 17.11.20).
  3. Гайдамашко И. В., Чепурная Ю. В Цифровая компетентность и онлайн – риски студентов образовательной организации высшего образования Человеческий капитал.- 2015. - № 10. С. 18 - 21.
  4. Гайдамашко И. В., Жемерикина Ю. И., Пугачева Е. В. Основные тренды развития инженерно - технического образования в России В сборнике: Инновационные процессы в психологии и педагогике. Сборник статей Международной научно - практической конференции. - 2014. С. 7.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.