Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(109)
Рубрика журнала: Психология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ» И «ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ» ЛИЧНОСТИ
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается проблема соотношения самоактуализации и жизнеспособности личности. Данные понятия раскрыты с различных теоретических позиций зарубежных и отечественных ученых. Выделены основные компоненты жизнеспособности личности как интегрального показателя адаптивности субъекта. Рассматривается структура самоактуализации. Отображены особенности влияния самоактуализации на жизнеспособность личности.
Ключевые слова: жизнеспособность, самоактуализация, адаптивность, коммуникация, личностная зрелость, самореализация.
На сегодняшний день, в мире актуальна тенденция к ускорению темпа жизни, постоянно изменяются социально-экономические условия, различные кризисы и катаклизмы сказываются на благополучии населения, его психическом и психологическом здоровье. Современный ритм жизни не дает реальной возможности адаптироваться, приспособиться к новому социуму, используя все свои задатки и способности.
Проблема исследования заключается в возникновении вопроса о том, как и почему, самоактуализация влияет на жизнеспособность личности. На данным момент, «жизнеспособность» является достаточно новым феноменом современной психологической науки, а соответственно и малоизученным, однако качественно отображает основные характеристики, необходимые для успешного становления в обществе. Самоактуализация личности влияет на ее успешность и необходимость в самореализации, коммуникативности, раскрытии своего потенциала, а значит непосредственно связана с жизнеспособностью, как единицей, отвечающей за адаптивность, саморегуляцию и осмысленность жизни.
Целью данной статьи является теоретический анализ вопроса о соотношении и влиянии самоактуализации на жизнеспособность личности в работах отечественных и зарубежных ученых.
Сначала, рассмотрим понятие «жизнеспособности». В зарубежной психологической литературе данный термин, одним из первых, был исследован в трудах М. Унгара. Он поднял эту проблему в работе «Методологические и контекстуальные проблемы исследования жизнеспособности детей и подростков», определив жизнеспособность как «resilince», что в переводе означает «упругость», «гибкость», относительно внешним условиям отражает термин «устойчивости» личности. Проект М. Унгара отражает данное понятие в контексте способности человека управлять ресурсами своего здоровья и принятым в социуме способом использовать семью, культуру и общество [23]. Другие авторы, в зарубежной литературе, опираются на представление о том, что «resilience» или «жизнеспособность» включает в себя понятие о подверженности неблагоприятным обстоятельствам и последующей адаптации к ним с позитивным исходом [9].
Ряд зарубежных исследователей определяют жизнеспособность как продукт социального взаимодействия, включенности человека в общественные связи, и средства массовой информации (A.S. Masten), либо, как комбинации разных переменных, находящиеся под влиянием биологических, социальных, культурных, психологических условий (М. Bohman). Популярной является теория J. Kidd о жизнеспособности как факторе, влияющем на карьеру, профессиональный рост и развитие способностей [24].
Первые отечественные исследования проблемы жизнеспособности личности проведены Б. Г. Ананьевым и С. Пако. В своей работе, Б. Г. Ананьев, первым выделил термин «жизнеспособность» определяя его как «общий энергетический потенциал личности, который обусловливает готовность к результативному функционированию, эффективность поведения человека как субъекта в условиях экстремальных ситуаций и отображает успешность его деятельности, которая направлена на выход из нее [2]. С. Пако связывал жизнеспособнось личности с креативностью, как основным фактором [16]. Последующие годы авторы с теоретической т. з. подходили к данному вопросу [17, с. 128].
Современные исследования жизнеспособности личности производится с начала XXI века опирается на теоретический и эмпирический материал, который накоплен в сходных по смыслу феноменах, а именно адаптации, совладеющего поведения, самоораганизации, саморегуляции и т.д.
Одним из авторов, изучающих психологию жизнеспособности как интегральный показатель, выступает Е. А. Рыльская, понимая под жизнеспособностью личности, прежде всего как «общесистемное, интегративное свойство, релевантное человеку как саморазвивающейся системе и характеризующее потенциальную возможность сохранять свою целостность, удерживая жизнь в постоянном сопряжении с требованиями социального бытия и человеческого предназначения» [16, с. 171].
Следующим автором, высказывающим мнение о жизнеспособности как системном качестве, выступает А. А. Нестерова, написавшая несколько основополагающих трудов по данной проблеме. Рассматривая этот феномен через социально-психологическую концепцию, которая характеризует его как единство индивидуальных и социально-психологических способностей субъекта, реализующих потенциал его жизненных ресурсов, применению конструктивных поведенческих стратегий в состояниях стресса, обеспечивающих адаптивность личности [14, с. 164]. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, жизнеспособность следует изучать с позиции субъектно-деятельностного подхода. Жизнеспособность выражается через активность человека, появляющуюся в определенных социальных условиях, а также важное место занимает роль сознания в обеспечении стабильности жизни [1, с. 37]. Такие ученые как О. С. Разумовский и М. Ю. Хазов, описывают жизнеспособность с точки зрения теории жизнеспособных систем используя как одну из форм адаптивности и активности, сопоставляя его с феноменами жизнестойкости, жизненности, витальности и т.п. [15].
По мнению А. Рейсман, жизнеспособность личности представляет собой с одной стороны «способность человека жить настоящим, ощущая неразрывную связь между настоящим, прошлым и будущим», с другой стороны, позволяет представить феномен в виде «высокой степени независимости его ценностных ориентаций и поведения от внешних социальных воздействий, способности жить» используя внутренний локус[22]. В.Д. Шадриков считает, что «жизнеспособность представляет собой интегрирующую совокупность психологических проявлений, которые способствуют выходу из трудной ситуации и являются непременными условием этого выхода, выступая в качестве предиктора самоорганизации и реинтеграции в кризисной ситуации» [20].
Лактионова, А. И., после проведения ряда эмпирических исследований, также, выделяет данный феномен как метасистемное понятие, относя его к метаспособностям. Жизнеспособность исследована с точки зрения адаптивности индивида. А. В. Махнач, считает, что жизнеспособность – это «индивидуальная способность субъекта управлять собственными ресурсами, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами в контексте социальных, культурных норм и средовых условий» [13].
П. И. Бабочкин предложил модель жизнеспособной личности в условиях разной социально-экономической ситуации, проанализировав исследования других ученых. Термин «жизнеспособности» описывается как интеграция биологического, социального и психического аспектов, который определяется через смысложизненные ориентации и характеризует эффективностью целевой деятельности. Одним из аспектов выступает «ответственность», при высоком уровне жизнеспособности личность более адаптивна и принимает ответственность за свои действия на себя, при низком, наоборот [17].
М. П. Гурьянова в своей работе рассматривает жизнеспособность как качество личности, которое характеризует индивида через стремление «достойно себя проявить в различных социально-экономических ситуациях, в том числе и в условиях дисгармоничного социума». Человек жизнеспособный сам проектирует собственную жизнь, организует трудовую и профессиональную деятельность, устанавливает широкий круг межличностных отношений» [5, с. 14].
Таким образом, мы можем рассматривать «жизнеспособность» личности как общесистемное свойство психики (Е. А. Рыльская), интегральной характеристики личности (А. И. Лактионова), системе принципов (М. П. Гурьянова), характеристике, отображающей адаптивность (В. Д. Шадриков), активности субъекта в определенных обстоятельствах (К.А. Абульханова). В связи с этим можно говорить о феномене «жизнеспособности» как о способности к адаптации, саморегуляции, механизму управления ресурсами личности и коммуникативными компетенциями и личностной ответственностью.
Для более четкого понимания сущности понятия «жизнеспособность» личности, детально рассмотрим ее структурные компоненты. Е. В. Тарасова, в своем исследовании, опирается на компоненты выделенные А. В. Махначем. Они включают следующее: самоэффективность, настойчивость, совладение со стрессом и адаптацию, направленность локуса контроля (для эффективности он должен быть внутренним), духовность (нравственные ценности) и внешний компонент – социальные отношения [13]. М. П. Гурьянова, предполагает, что основными компонентами данного феномена являются: оптимистический взгляд на события, готовность действовать, опираясь на требования социума [5]. К. А. Абульханова, говорит, о связи сознания с жизнеспособностью, выделяя такие составные компоненты, как: ценностность, проблемность, проективность, символизацию, интернационализацию и интеракцию [1].
А. А. Нестерова, считает необходимыми компонентами жизнеспособности: способность к активности и инициативность личности, способность к мотивированию себя, владение эмоциями и саморегуляцию, позитивные интеллектуальные установки и гибкость мышления (в противовес ригидности и кристаллизованности), уважение к себе, организационные способности [14, с. 165.]. В то время как Е. А. Рыльская выделяет другие структурные компоненты, а именно: осознанное жизнелюбие, готовность к саморазвитию, самоактуализацию, адаптация, саморегуляция, коммуникабельность [16]. А. И. Лактионова, считает, что для высокого уровня жизнеспособности, должны быть развиты такие свойства как: осознанность и рефлексивность, они выступают метапроцессуальным регулятором активности субъекта деятельности и определяют необходимый способ интеграции всех компонентов регуляции и регулирующих факторов социальной среды [13].
В исследованиях некоторых авторов «самоактуализация» рассматривается как один из компонентов жизнеспособности (Е. А. Рыльская), но в рамках данного исследования мы бы хотели обратить внимание на работы ряда других авторов, рассматривающих самоактуализацию как отдельный феномен.
Первые вопросы о самоактуализации личности поднимались еще в философской науке, трудах С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, В. Дильтея и других. Первым исследователем психологической науки, применившим в своей работе термин «самоактуализация» был К. Гольдштейн (1939), понимая ее как способность личности к реорганизации, нахождении и вактивации внутренних ресурсов организма, после перенесенных травм [4]. Позже автор осмысливал самоактуализацию как один из основополагающих жизненных принципов и ввел понятие «высшей самоактуализации», как основного принципа роста и развития личности [19].
После, термин взяли в обиход гуманистические психологи, использовался К. Роджерсом и А. Маслоу, который считал, что «самоактуализация» это процесс полноценного развития человека, определенный биологическими факторами. Феномен отражался с позиции реализации личностного потенциала, желания индивида стать тем, кем он может, выполняя те действия, которые он умеет, как непрерывная реализация собственных талантов и способностей, но утверждал, что только несколько процентов зрелого населения могут достигнуть высокого уровня самоактуализации [12]. Его концепция, является актуальной и в наше время. В трудах К. Роджерса, занимающегося вопросами развития личности, термин «самоактуализация» обозначает стремление к зрелости личности, обозначающую «силу» необходимую для развития на разных уровнях. Целью самоактуализации выступает стремление к «полноценно функционирующей личности». Самофункционирование и самосоответствие отражают структуру самоактуализации, исключая при этом духовный и регилиозный аспект [18].
Такие отечественные ученые как А. Г. Асмолов, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков, Л. М. Фридман и др., развивали отечественную теорию самоактуализации личности. Вышеуказанные авторы описывают проблему самореализации, через призму познавательной деятельности, то есть потенциальные способности субъекта могут реализовываться при эффективной организации учебной деятельности, не связанной напрямую с уровнем интеллекта [7]. Современные исследования Е. И. Исаева и В. И. Слободчикова обусловливают самоактуализацию в виде процесса становления человека субъектом собственной жизнедеятельности и требует освоения им норм и способов деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей, регулирующих совместную жизнь людей в обществе. Осознание своей индивидуальности означает виденье идеальной, очевидно осмысленной необходимости бытия в мире действительности [3, с. 157].
По мнению И. М. Ильичева отмечает, что результатом самоактуализации выступает, приобретение и повышение личностной компетентности [7]. Э. В. Сайко и А. А. Деркач, считает, что самоактуализация выступает потребностью в осуществлении свои талантов, творческого потенциала, способностей в «воплощении» себя [6]. Е. Ф. Ященко, отмечает «самоактуализацию» как интегральный феномен, включающий в себя комплекс таких системных качеств как: процесс, состояние, метапотребность и свойство личности [21]. Е. В. Коротаева объясняет «самоактуализацию» как: «процесс познания субъектом самого себя, своего предназначения, своих ценностных установок, продолжающийся всю жизнь» [6]. Е. Е. Вахромов, в своих трудах описывает процесс самоактуализации как стремление человека наиболее полному его проявлению и развитию, приобретая особую значимость в период молодости, поскольку в этом периоде субъект, начинает осмысленно строить будущее, ориентируясь на возрастную перспективу в целом [3].
По мнению И. Г. Садилова и других исследователей, опирающихся на его труды, в разработанной модели «самоактуализации» можно выделить три структурных компонента: мотивационно-ценностный, операциональный и компонент обеспечения [8]. Данные компоненты имеют непосредственное влияние на становление личности.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что самоактуализация непосредственно влияет на становление и жизнеспособность личности. Самоактуализация представляет собой самостоятельную категорию, рассматриваемую учеными в динамическом аспекте и содержательном плане как интегральную способность личности. Данная категория выступает внутренним механизмом развития жизнеспособности личности, раскрытия ее потенциала и адаптивности. Однако, данного теоретического исследования недостаточно, для более полного понимания влияния и соотношения понятий «жизнеспособность» и «самоактуализация» необходимо проведение последующего эмпирического исследования.
Список литературы:
- Абульханова-Славская К.А. Сознание как жизненная способность личности // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30. № 1. – С. 32–43.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. – 388 с.
- Вахромов Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека // Современные проблемы смысла жизни и акме. М.: ПИРАО, 2002. C. 147−164.
- Горская Н.И., Глызина В.Е., Теоретические подходы к возрастному аспекту самоактуализации личности // Вестник ИрГТУ: научн. журн. – 2012. – №4 (63) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-vozrastnomu-aspektu-samoaktualizatsii-lichnosti (дата обращения: 13.06.2020)
- Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. – 2004. – № 1. – С. 11–18.
- Деркач А.А., Сайко Э.В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза // Мир психологии. – 2007. – №2. – С. 43–56.
- Ильичева И.М. Введение в психологию духовности: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 349 с.
- Ишков А.Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности: дис. …канд. психол. наук: 19.00.07 – М., – 2004. – 261 с.
- Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.].
- Куфтяк Е.В. Жизнеспособность семьи: теория и практика // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – N 5(28) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 15.06.2020).
- Куфтяк Е.В. Жизнеспособность человека в условиях травматичных и стрессовых событий: теоретический обзор // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 3 / Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. С. 205–210.
- Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья // Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999; То же [Электронный ресурс] // PSYLIB. Самопознание и наше мышление. Психологические книги: психологическая библиотека клуба «Познай себя»: [сайт]. URL: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt11.htm (дата обращения 10.06.2020).
- Махнач А.В., Лактионова А.И. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. М., 2007.
- Нестерова А.А. Взаимосвязь жизнеспособности и успешности адаптации молодежи в ситуации потери работы // Человеческий капитал. 2010. № 22. С. 163–165.
- Разумовский О.С., Хазов М.Ю. Проблема жизнеспособности систем // Гуманитарные науки в Сибири. 1998. № 1. С. 3–740
- Рыльская Е.А. Жизнеспособность человека: критерии, факторы, генезис // Теория и практика общественного развития. 2013. №12. Т. 1. С. 170–174.
- Селезнева Н. Т., Рубленко Н. В., Тодышева Т. Ю. Жизнеспособноть личности:монография. Крсноярск: Красноярский гос. Пед. Ун-т им. В. П. Астафьева, 2015. – 253 с.
- Сельченок К. В. Гуманистическая и трансперсональная психология: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест; – М.: АСТ, 2000. – 592 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Ком, 1998. – 608 с.
- Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции. М.: Логос, 2006.
- Ященко Е. Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации : дис. … д-ра психол. наук. – Челябинск, 2006. – С. 23-27.
- Richman, J. M. and Fraser, M. W. Richman, J. M. and Fraser, M. W. (2001) Resilience in childhood: The role of risk and protection. The context of youth violence: Resilience, risk, and protection pp. 1-12. Praeger, Westport, CT. Werner EE, Smith RS, editors. Overcoming the odds: High risk children from birth to adulthood. Cornell University Press; Ithaca, NY: 1992.
- Ungar, M. Handbook for working with children and youth: pathways to resilience across cultures and contexts / ed. by M. Ungar. Thousands Oaks-L-New Delhi, Inc., 2005.
- Walsh, F. (1996). The concept of family resilience: Crisis and challenge. Family Process, 35(3), 261-281.
Оставить комментарий