Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(107)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Егошина А.В. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 21(107). URL: https://sibac.info/journal/student/107/182824 (дата обращения: 24.12.2024).

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Егошина Анастасия Вячеславовна

студент, кафедра уголовного права, процесса и национальной безопасности, Вятский Государственный Университет,

РФ, г. Киров

ENSURING INFORMATION SECURITY OF TELECOMMUNICATIONS IN CRIMINAL PROCEEDINGS

 

Anastasiya Egoshina

student, Department of criminal law, process and national security, Vyatka State University,

Kirov, Russia

 

АННОТАЦИЯ

Развитие информационных технологий, а также средств, позволяющих хранить, передавать и обрабатывать информацию в электронном виде происходит достаточно стремительно. На сегодняшний день практически не осталось отраслей, которые не используют в своей деятельности современные телекоммуникационные средства. В повседневной жизни многие люди уже не представляют свой день без гаджетов, используют их повсеместно: для работы, отдых и обучения. Но подобные средства могут выступать в качестве помощников не только для достижения благих целей. Многие преступники следят за последними обновлениями в области технологий и активно применяют их в своей деятельности. А, чтобы подобные преступления не оставались нераскрытыми, а были и вовсе предотвращены заранее, уголовный процесс не должен оставаться в стороне от современных новинок цифрового мира.

ABSTRACT

The development of information technologies, as well as tools that allow storing, transmitting and processing information in electronic form, is quite rapid. Today, there are almost no industries that do not use modern telecommunications tools in their activities. In everyday life, many people can no longer imagine their day without gadgets, they use them everywhere: for work, recreation and training. But such tools can act as helpers not only to achieve good goals. Many criminals follow the latest technology updates and actively use them in their activities. And in order for such crimes not to remain unsolved, but to be completely prevented in advance, the criminal process should not remain aloof from the modern innovations of the digital world.

 

Ключевые слова: информационная безопасность, уголовное право, телекоммуникации, защита информации, электронный документооборот.

Keywords: information security, criminal law, telecommunications, information protection, electronic document management.

 

Существующие проблемы, связанные с защитой информации от несанкционированного доступа, распространением недостоверной информации, нарушениями нормального функционирования телекоммуникационных систем уголовного судопроизводства из-за информационных вторжений становятся особенно острыми, так как последствия нарушения правовых режимов информации могут привести к существенному нарушению законных прав и свобод граждан.

Рассматривая информацию как объект правовой защиты, можно отметить, что по форме представления она подразделяется на две большие группы: информация в традиционной форме (на бумажном носителе) и информация в электронной форме. Учитывая объект исследования, нас интересуют особенности защиты электронной информации, которые, к сожалению, не нашли еще достаточного отражения в отечественном уголовно-процессуальном законодательстве.

По степени доступности различают общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничен законом с установлением правового режима государственной тайны и конфиденциальной информации. Конфиденциальная информация проявляется в шести основных видах информации ограниченного доступа: персональные данные, тайна следствия и судопроизводства, служебная тайна, коммерческая тайна, профессиональная тайна и информация о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до ее официального опубликования.

Вместе с тем, существенным правовым пробелом нормативной правовой базы является отсутствие нормативного акта, который бы устанавливал классификацию этого множества сведений конфиденциального характера, регламентировал правовые режимы конфиденциальной информации, принципы установления режимов конфиденциальности и снятия этих режимов. Так, например, Таможенный кодекс Российской Федерации дает понятие конфиденциальной информации как информации, «не являющейся общедоступной и способной нанести ущерб правам и охраняемым законом инте­ресам предоставившего ее лица». В законах «Об информации, информаци­онных технологиях и о защите информации» и «Об участии в международ­ном информационном обмене» конфиденциальная информация определена как «документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Необходимая правовая база создана в отношении только государственной и служебной тайны, для которых Указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 1999 г. № 212 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. № 912-51 предусмотрена их за­шита в современных информационных технологиях.

Вместе с тем, в условиях широкого применения современных инфор­мационных технологий, действующие нормативные правовые акты не уста­навливают требования по защите информации от утечки по каналам пере­дачи данных в отношении более 30 видов сведений.

Подход к пониманию безопасности как защите от угроз является се­годня основным и, более того, официально принятым. Причем, это понимание безопасности, на первый взгляд противоречащее международным нормам, закрепляющим право человека на информацию, на сегодня достаточно отчетливо аргументируется как неизбежная реальность. В действующем законодательстве безопасность определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Вместе с тем, на наш взгляд, не совсем правильно говорить о безопасности как о состоянии. Безопасность есть специфическая совокупность условий существования субъекта, которыми он овладел (постиг, усвоил, создал) в процессе его самореализации, и которые он, таким образом, в состоянии контролировать. Именно поэтому говорят о «безопасных условиях деятельности». Находиться в безопасности — значит находиться в безопасных условиях, то есть в таких, которые субъект в состоянии контролировать в процессе своей деятельности, в процессе своей самореализации.

Для качественного улучшения сложившейся ситуации, существует настоятельная необходимость разработки нормативного акта, регламенти­рующего правовой режим конфиденциальной информации, а также принципы установления и снятия этих режимов. Важность данного положения связана с тем, что при неурегулированности института тайн возникают проблемы реализации информационных прав граждан и защиты персональных данных. Подчеркнем, что реализация гражданами права на информацию предусматривает определенные действия собственника информации, свя­занные со сбором, хранением и выдачей необходимой информации гражданам, а также ее защитой. Однако вопрос собственности информации в сфере информатизации в настоящее время недостаточно урегулирован законодательством.

Информационная безопасность при этом рассматривается чаще всего как часть комплексной системы безопасности, либо как один из важнейших аспектов интегральной безопасности и понимается как система защиты от информационных угроз. В рамках этого подхода существуют соответствующие определения «информационной безопасности».

Вместе с тем, информационная безопасность уголовного судопроизводства не должна входить в противоречие с задачей обеспечения открытости и прозрачности правосудия. Иными словами, уголовный процесс должен иметь свою меру открытости и свою меру закрытости для обеспечения своей безопасности. Как справедливо отмечает С.Г. Лобанов, - «открытость информации есть такая же мера безопасности системы, как и закрытость. Поэтому полагаем, что информационная безопасность и комплексная безопасность не находятся в состоянии господства-подчинения. Это взаимно пересекающиеся, но не покрывающие друг друга полностью области» [1, с. 27].

Анализ понятия информационной безопасности, позволяет выделить наиболее существенные, базовые элементы;

  • с содержательной точки зрения они охватывают состояние потенци­альной жертвы, объекта опасности;
  • весьма часто они рассматриваются как способность объекта, явления, процесса сохранять свою сущность и характеристики в условиях негативного воздействия извне или в самом объекте, явлении, процессе;
  • безопасность в абсолютном своем выражении — это отсутствие опасностей и угроз, в том числе и информационной сферы;
  • несущим элементов всех понятий является угроза как реальный признак опасности.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что информационную безопасность уголовного процесса представляет собой специфическую со­вокупность условий существования участников уголовно-процессуальных отношений и контролируемую ими, а обеспечение информационной безо­пасности уголовного судопроизводства - процесс создания таких «благо­приятных» условий осуществления расследования и судебного рассмотрения уголовного дела, при которых обеспечивается достижение его целей в информационном плане, т.е. обеспечивается формирование достоверного и достаточного массива доказательственной информации по расследуемому преступлению.

Основные направления защиты информации должны предусматривать защиту информации, транслируемой в информационных каналах (в основном, каналах ограниченного доступа) от несанкциониро­ванного доступа злоумышленников.

Одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности телекоммуникаций уголовного процесса является координация деятельности органов уголовной юстиции, направленной на предупреждение противоправных действий

С содержательной точки зрения деятельность по обеспечению информационной безопасности уголовного судопроизводства обусловлена рядом мер, носящих как общесистемный характер, так и непосредственно связанных с решением тех или иных задач, к числу которых относятся: социально-экономические, научно-технические, методические, правовые, организационно-технические, тактические, психологические.

Обеспечение конфиденциальности криминалистически значимой информации является краеугольным основанием обеспечения законных прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также важным фактором обеспечения результативности расследования по уголовному делу в современных условиях. Однако анализ положений ст. 161 УПК РФ позволяет сделать вывод о недостаточном правовом урегулировании данного вопроса.

Информационная безопасность при этом рассматривается чаще всего как часть комплексной системы безопасности, либо как один из важнейших аспектов интегральной безопасности и понимается как система защиты от информационных угроз. В рамках этого подхода существуют соответствующие определения «информационной безопасности» [2, с. 33]. Так, в действующем законодательстве, нормативно-правовых актах и специальной литературе чаще всего также определяется как «состояние защищенности» - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

В связи с увеличивающимся объемом информации, в том числе ограни­ченного доступа, используемой в электронном виде, в рамках реализации положений Доктрины информационной безопасности необходимо подготовить целый ряд нормативных актов, определяющих организацию следствия, процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий [3].

При этом особое внимание необходимо уделить проблеме зашиты электронных документов от уничтожения, копирования, модификации, подделки, правовое регулирование которой пока не закреплено на национальном уровне.

Вместе с тем, принятие только лишь правовых мер обеспечения кон­фиденциальности криминалистически значимой информации на практике оказывается явно недостаточно. В последнее время существенно возросла угроза использования организованными преступными группировками специальных технических средств перехвата криминалистически значимой информации по техническим каналам в целях организации противодействия уголовному судопроизводству. Отмеченное требует принятия и целого комплекса организационно-технических мер по обеспечению защиты криминалистически значимой информации от ее утечки по техническим каналам, более широкого использования в практической деятельности правоохранительных и судебных органов технических средств защиты информации.

 

Список литературы:

  1. Лобанов С. Г. Информационная безопасность как диалектика закрытости и открытости // Информационные ресурсы России. 2002. №7
  2. Каюмов А. Т. Информационное общество: концептуальное осмысление ди­намики социокультурного развития: Автореф. д-ра филос. наук. Уфа, 2007. С. 33.
  3. Доктрина информационной безопасности Российской Федера­ции, утв. Поручением Президента РФ от 09.09.2000 № Пр-1895 // Рос. газ. 2000. 28 сент.

Оставить комментарий