Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(107)
Рубрика журнала: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ОРАНЖЕРЕЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАК ПЕРВЫЕ СООРУЖЕНИЯ ЗЕЛЕНОЙ АРХИТЕКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ БОЛЬШОЙ КАМЕННОЙ ОРАНЖЕРЕИ В ПЕТЕРГОФЕ
ORANGERIE’S CULTURAL HERITAGE FACILITIES AS THE FIRST STRUCTURES OF GREEN ARCHITECTURE ON THE EXAMPLE OF A LARGE STONE ORANGERIE IN PETERHOF
Ekaterina Klat
2nd year student FSBI VO Saint-Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after I.E. Repin at the Russian Academy of Arts,
Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены особенности устройства оранжерейных сооружений в контексте принципов зеленой архитектуры на примере Большой каменной оранжереи в Петергофе. Отдельное внимание уделено связи архитектурного облика и функционального использования здания.
ABSTRACT
The article describes the features of orangeries structures in the context of the principles of green architecture on the example of the Big Stone Orangerie in Peterhof. Special attention is paid to the connection of the architectural appearance and the functional use of the building.
Ключевые слова. оранжерея, ландшафтная архитектура, зеленая архитектура, зеленое строительство.
Keywords. orangerie, landscape architecture, green architecture, green construction.
Устройство садов и парков всегда было неотъемлемой частью жизни людей, однако пик своей популярности ландшафтное искусство получило примерно в XVI веке, с приходом эпохи Ренессанса. Развитие садово-паркового искусства и плотный его синтез с живописью, поэзией, скульптурой формировали этико-философские стилевые аспекты той или иной эпохи.
С приходом в искусство эпохи барокко пришла и надобность «удивлять и поражать» объектом искусства своего зрителя. Сады были не исключение. Стало популярно выращивать экзотические растения и цветы, привозить саженцы и луковицы из далеких стран, выращивать максимально не характерные для местности растения.
Для выращивания экзотических растений строили специальные сооружения – парники, теплицы, оранжереи. Первая стеклянная оранжерея с печным отоплением для круглогодичного выращивания экзотических растений была построена в Ботаническом саду Лейдена в 1599 году. В XVII веке оранжереи приняли на себя, как и садово-парковое искусство в целом, моду и стиль эпохи барокко и совершили переход от утилитарных до парадных сооружений. Оранжереи стали «предметом гордости» и показа гостям.
Чем у заказчика было большее желание удивить своих гостей и чем большими средставами он располагал, тем экзотичнее становились растения, соответственно, и сложнее было обеспечить условия для их комфортного произрастания. Садовникам и архитекторам приходилась работать сообща – выискивать не только изящные и «модные» архитектурные решения, но и делать так, чтобы они работали и помогали создавать определенный микроклимат. Тем самым, оранжерея имела дуальную функцию: парадной архитектурной формы и локальной эко-системы.
Оранжерея в Петергофе была построена в 1725 году под руководствм архитекторов И.-Ф. Браунштейна и М.Г.Земцова предположительно по проекту Н.Микетти. Здание было одноэтажным с мансардой, симметричное в плане и в решении фасадов. Стилистически архитектура тяготела к барокко с чертами классицизма, и отражала архитектурный характер здания Петергофского дворца. Известно, что в этой каменной оранжерее зимой хранили померанцевые и фиговые деревья, цветочные коренья и травы.
В 1769-1770 гг. к зданию были пристроены два боковых крыла со сплошным остекленеем по южной стороне фасада по проекту И.Е.Яковлева. В новом здании стали хранить апельсиновые деревья в кадках, множество видов лимона в кадках и горшках, «бужбомовые фигурные деревья» в кадках, виноград, различные сорта «гераниума» и гвоздики, каштаны в горшках, лавровые деревья, сливы, розы, тисы обычные и фигурные, фиговые деревья, жасмин, яблони в кадках и горшках, абрикосы, груши, акация, вишни и др.
Если обратиться к фиксационным чертежам Сент-Илера 1770-ых годов, то можно обратить внимание на наличие у оранжереи еще одного отдельно стоящего корпуса. Он имел продолговатую прямоугольную форму, односкатную крышу, и также был сплошно остеклен с южного фасада. Постройка эта появилась предположительно в середине XVIII века. Автор ее не установлен, но анализируя фиксационные чертежи Сент-Илера можно судить об утилитарности северного и боковых фасадов: боковой ассиметричный фасад имеет только две пилястры и , предположительно, дверной или оконный проем, а северный фасад пристройки очень аскетичен и имел ряд прямоугольных окон малого формата и дверной проем в правой части фасада.
С возникновением в XIX в. в Александровском парке новых каменных оранжерей и теплиц основная часть «экспозиции растений» переехала на хранение туда, а в Большой каменной оранжереи Нижнего парка Петергофа оставили только «заморские фигурные деревья и цветные кусты».
Обращаясь к архивным данным, можно заметить на фотографиях XIX века можно заметить, что на фасаде оранжереи были перголы с вьющимися зелеными растениями. Изучая планы оранжереи XVIII-XX веков, можно заметить систему циркуляции теплого воздуха под полом первого этажа. В печах нагревался воздух и циркулировал с помощью «подпольных труб» по всему зданию, обогревая его.
Все вышеописанное можно рассмотреть через призму принципов зеленой архитектуры.
- Принцип содружества с природой. Он предполагает непосредственное включение в структуру проектируемого объекта природных, преимущественно растительных, форм. В случае оранжереи следует учесть, что оранжерея в принципе является одним из объектов «зеленой», практически ландшафтной архитектуры, соответственно, объект по своему функциональному назначению изначально включен в природу.
- Принципу компенсации. Заключается в «возмещении» городу/пространству занятых сооружением квадратных метров, например, с помощью озелененных кровлей. В ситуации с оранжереями, опять таки, стоит понимать, что оранжереи совмещают себе и indoor и outdoor пространства, имитируя определенный вид внешней среды. Тем самым, оранжереи не занимают пространство, а скорее имитируют другую внешнюю среду.
- Принцип сбережения энергии. Представляет собой такое проектирование и строительство, при котором расход тепла, как на отопление, так и на охлаждение, сведен к минимуму. С помощью подпольных воздуховодов здание может само себя отапливать и держать тепло, не потребляя электроэнергию или газ для обогрева. При помощи большой площади остекления здание может использовать ресурс естественного света, так же не потребляя внешние источники энергии.
- Принцип экологичных материалов. Использование натуральных экологичных материалов для строительства объекта. Практически вся историческая архитектура до ХХ века была выполнена из природных натуральных материалов: камня и дерева. Локально присутствовал металл и стекло.
- принцип «сотрудничества» с солнцем. Подразумевает под собой использование энергии солнца в качестве основного источника света и тепла. Стоит снова вспомнить о сплошном остеклении оранжереи, чтобы сопоставить данный принцип с сооружениями.
- Принцип вертикального озеленения. В Петергофской оранжереи вертикальное озеленение представлено озеленением фасада с помощью пергол.
Тем самым, анализируя принципы зеленого строительства и особенности оранжерейных объектов можно утвердительно сказать, что оранжереи были первыми объектами зеленого строительства.
Список литературы:
- Белов А.А. Большая оранжерея в Петергофе. Краткая историческая справка, 2011.
- Меренков А.В., Янковская, Ю.С., Акчурина Н.С., Матвеева Т.М. Реализация принципов «зеленой» архитектуры в зарубежной практике проектирования // Архитектон, 2018.
- Дуничкин И.В., Володина А.В. Развитие «зеленой» архитектуры в исторической среде // Вестник МГСУ, 2011.
Оставить комментарий