Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(105)
Рубрика журнала: История
Секция: Краеведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
НЕКРОПОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Рассматривая экскурсионные возможности Алматы, крупнейшего города Казахстана, мы искали новые темы и локации для экскурсий. Одним из объектов, который привлек наше внимание стало Центральное кладбище города. Во многих странах экскурсии на кладбища, где похоронены знаменитые и выдающиеся личности, является обычным явлением. В то время как в нашей стране подобные экскурсии не проводятся. Однако есть другие вариации – посещение мавзолеев, курганных комплексов. Так же как и современные кладбища, это места захоронения, но более раннего периода, которые стали историческим достоянием страны и народа.
Изучив захоронения Центрального кладбища Алматы, мы разработали экскурсию, включающую посещение захоронений таких выдающихся представителей казахского народа, как Каныш Имантаевич Сатпает, известный геолог, первый президент АН КазССР, Мухтар Омарханович Ауэзов, писатель и один из основоположников театрального искусства Казахстана, Куляш Жасыновна Байсеитова, советская оперная певица и другие. Однако перед нами встал вопрос о том, к какому виду экскурсий можно отнести данный проект. Рассмотрев различные классификации, мы остановились на так называемом кладбищенском, или некропольном туризме, который является составляющей мрачного (тёмного) туризма.
Мрачный туризм – это направление в туризме, связанное с посещением туристских мест, связанных со смертью, катастрофами, человеческими страданиями и способных вызвать у туристов определенные эмоции [1].
Определив разные виды объектов, которые являются целью посещения туристов, можно выделить несколько видов, относящихся к мрачному туризму:
-туризм катастроф;
-некропольный (кладбищенский) туризм;
-тюремный туризм;
-туризм войн;
-мистический туризм.
В зарубежной туристской науке в последние десятилетия проводятся исследования по данной теме. Однако представления о феномене мрачного туризма и его подвидов до сих пор остаются противоречивыми. В частности, до сих пор нет четкого определения этого явления, а также модели функционирования отрасли.
Во всех культурах в любые времена существовали места, где находили последнее пристанище усопшие. У каждого народа есть свои особенности в погребальных ритуалах. Эти различия вызывают интерес у представителей других культур, поскольку отношение к усопшим и форме их погребения может многое рассказать об истории народа, культуре, его верованиях, отношении к миру. Именно поэтому посещение туристами кладбища стало обычным явлением. Кто-то хочет посетить могилу, где похоронен его кумир, а кто-то больше узнать о другой культуре через призму погребального ритуала. Для того чтобы у таких туристов сложилось правильное представление об увиденном, необходимо развивать это направление как часть туризма, где профессиональный гид мог бы не только показать захоронение, но и подробно рассказать о его особенностях.
Некропольный туризм – это один из видов тёмного туризма, который предполагает посещение мест захоронений. Другое название – кладбищенский туризм. Под местом захоронения понимается часть пространства объекта похоронного назначения, предназначенная для захоронения останков или праха умерших или погибших. Места захоронения могут быть организованы в виде могил, склепов, мавзолеев, зданий-кладбищ, пантеонов, колумбарных ниш, специальных участков для развеивания праха.
Одним из ярких мировых примеров локаций некропльного туризма можно назвать знаменитое кладбище Пер-Лашез в Париже, которое привлекает к себе внимание двух миллионов посетителей в год. Помимо основной функции – погребения, кладбище является самым большим парком в Париже и превратился в музей под открытым небом и сад пантеона [2].
Также многие туристы, приезжающие в Москву отправляются на Новодевичье или Ваганьковское кладбище, где захоронены великие представители культуры, политические деятеля, спортсмены и многие другие. При этом туристские компании готовы провести вам полноценную экскурсию.
В Республике Казахстан данное направление практически не развивается. Чаще всего можно встретить варианты туров, когда кладбища посещают потомки военнопленных из Японии, Польши и т.д. В нашей стране сохранилось множество подобных захоронений. Однако немногие знают о том, где находится захоронение того или иного выдающегося человека, внесшего вклад в развитие страны.
Наиболее популярной вариацией некропольного туризма в Казахстане является посещение мавзолеев. При посещении таких туров можно увидеть влияние мусульманской культуры Казахстана, которая отличается от ближневосточной. Так как здесь можно отследить элементы влияния более ранних религиозных верований региона, которые сохранились со времен тенгрианства. Иногда встречаются туры, включающие посещение курганов или скопление балбалов, надгробных каменных изваяний тюркского периода. Все это создает основу для развития некропольного туризма в стране.
В тоже время можно обнаружить проблемы, препятствующие развитию данного направления, например менталитет. У местных жителей посещение кладбища представляет собой нечто сакральное, поэтому им сложно перестроится на то, что такие места могут привлечь туристов. Есть определенные исключения, обозначенные выше, однако общая картина остается мрачной.
На основе изученного материала мы попытались составить классификацию некропольного туризма в Республике Казахстан. Данная классификация опирается на локации и цели посещения захоронений. Таким образом, можно выделить:
- Посещение городского кладбища с туристскими целями, то есть посещение захоронений выдающихся людей, сыгравших важную роль в истории страны и народа.
- Мемориальные туры на кладбища и отдельные захоронения. По-другому, можно назвать тур памяти, который включает посещение мест погребения героев войны, военнопленных и другие подобные захоронения.
- Исторические туры. Такие туры могут включать посещение древних захоронений сакского периода, курганные комплексы и отдельно стоящие курганы, скопление надгробных сооружений тюркского периода, так называемые балбалы и кулпытасы, а также различные гробницы и святилища с захоронениями.
- Культурно познавательные туры. Сюда можно отнести посещение мавзолеев, мазаров, мусульманских захоронений, с целью знакомства с культурой и религиозными особенностями того или иного народа. Поскольку даже народы с общими религиозными взглядами могут иметь различия в обрядах, архитектурные особенности погребальных сооружений. Это связано как с географическим положением, так и с историческим развитием народов. В свою очередь, эти различия и вызывают интерес у туристов.
- Религиозные, паломнические туры. В нашей стране так же включает посещение различных мавзолеев и других погребальных комплексов, но целью таких туров является совершение религиозных обрядов.
Таким образом, нам удалось выявить пять направлений некропольного туризма в Республике Казахстан. Данная классификация может быть адаптирована для других стран на основе имеющихся там туристских ресурсов и культурных и религиозных особенностях.
Из этого следует, что в Казахстане имеется достаточное количество объектов некропольного туризма, которые могут быть задействованы в экскурсионном обслуживании. Однако многие из них требуют тщательного исследования, которое позволит выявить проблемы развития некроплльного туризма и найти актуальное решение. А так же подготовить справочный и картографический материал по туристским объектам, а также сформировать штат профессионально подготовленных специалистов, которые грамотно смогут преподнести заявленную тему.
Список литературы:
- Копылова А. А. Мрачный туризм: к вопросу об изучении феномена // Туризм: технологии и тренды: материалы II студенческой научно-практической конференции (Екатеринбург, 20 февраля 2016 г.) – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. – С. 40-50.
- Stone P.R. A dark tourism spectrum: Towards a typology of death and macabre related tourist sites, attractions and exhibitions // Tourism. – 2006. – № 54(2). – P.145-160
Оставить комментарий