Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(104)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Цoлоева Л.А., Барахоева Е.А. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ: СООТНОШЕНИЕ, ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РАЗЛИЧИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 18(104). URL: https://sibac.info/journal/student/104/178963 (дата обращения: 24.12.2024).

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ: СООТНОШЕНИЕ, ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РАЗЛИЧИЯ

Цoлоева Лейла Аликовна

магистрант, кафедра теории и истории государств и права, Ингушский государственный университет,

РФ, г. Магас

Барахоева Елизавета Абубукаровна

старший преподаватель, Ингушский государственный университет,

РФ, г. Магас

LOCAL SELF-GOVERNANCE AND DIRECT DEMOCRACY: RELATIONSHIP, GENERAL FEATURES AND DIFFERENCES

 

Leila A. Tseloeva

graduate student, Department of theory and history of state and law, Ingush state University,

Russia, Magas

Elizaveta A. Barakhoeva

senior lecturer, Ingush state University,

Russia, Magas

 

АННОТАЦИЯ

Анализируются понятия «местное самоуправление», «непосредственная демократия», их взаимодействие, соотношение, единство и различия. Исследуется содержания непосредственной демократии, механизма ее реализации в системе местного самоуправления.

ABSTRACT

The concepts of “local self-government”, “direct democracy”, their interaction, correlation, unity and differences are analyzed. The content of direct democracy, the mechanism of its implementation in the system of local government is investigated.

 

Ключевые слова: местное самоуправление, демократия, народовластие, органы государственной власти, органы местного самоуправления, непосредственная демократия

Keywords: local government, democracy, democracy, public authorities, local authorities, direct democracy

 

Институт местного самоуправления является фундаментом демократического режима и развитие современного демократического государства немыслимо без эффективной работы данного института.

Система местного самоуправления, положительные результаты может принести только при участии населения. Именно на муниципальном уровне власть наиболее приближена к народу, который осуществляет ее непосредственно или через своих представителей.

Осуществление местного самоуправления гражданами на определенной территории гарантируется конституционными правами.

Раскрывая суть института местного самоуправления, важно отметить, что в стране вместе с признанием интересов личности и государства, существуют и гарантируются также и муниципальные интересы.

Местное самоуправление является институтом демократии, обеспечивающим защиту и реализацию совместных интересов граждан, проживающих и ведущих хозяйственную деятельность на определенной территории.

Институт местного самоуправления является фундаментальной опорой демократического режима, именно поэтому норма о гарантированности этого института содержится в первой главе Конституции Российской Федерации.

Европейская хартия местного самоуправления определяет местное самоуправление в качестве власти, наиболее приближенной к гражданам.

Местное самоуправление, как основа демократического государственного устройства, также является действенным инструментом, позволяющим эффективно использовать ресурсы, находящиеся в распоряжении государства.

Вхождение местного самоуправления в систему народовластия отражает важнейшие приоритеты конституционно-правовой политики Российской Федерации, направленной на развитие институтов гражданского общества и демократического правового государства. Признание местного самоуправления «одной из фундаментальных основ российской системы народовластия». определяется тем, что оно выступает в качестве способа жизнедеятельности местного сообщества, связанного с формированием определенного политического сознания и удовлетворением специфических публично-правовых интересов населения муниципального образования [2, с. 27].

В науке конституционного права существуют различные подходы к определению категории «непосредственная демократия».

Так, Н. П. Фарберов понимал под прямым народовластием «прямое волеизъявление народных масс при выработке и принятии государственных решений, а также их прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля» [9, с. 9].

Г. Х. Шахназаров рассматривает непосредственную демократию как порядок, при котором решения принимаются на основе прямого и конкретного волеизъявления всех граждан [10, с. 137].

В. Т. Кабышев считает, что прямое народовластие — это непосредственное участие граждан в осуществлении власти при выработке, принятии и реализации государственных решений [5, с. 25].

По мнению Гулиева В.Е. и Руднинский Ф.М. непосредственная демократия — прямое участие граждан в выработке и принятии только государственных решений [4, с. 119], Барабашев Г.В. и Шеремет К.Ф. в понятие непосредственной демократии включают прямое участие граждан в управлении не только государственными, но и общественными делами [3, с. 5].

В. Комарова, дает следующее представление непосредственной демократии: «непосредственная демократия представляет собой общественные отношения, возникающие в процессе решения определенных вопросов государственной и общественной жизни субъектами государственной власти, правомочными и выражающими их суверенитет, путем непосредственно властного волеизъявления, которое подлежит всеобщему исполнению (в масштабах решаемого вопроса) и не нуждается в каком-либо утверждении» [6, с. 7].

Ю. А. Дмитриев, рассматривая непосредственную демократию в качестве общественных отношений, возникающих в процессе решения определенных вопросов государственной и общественной жизни. Он выделяет три основные группы форм прямого волеизъявления граждан:

  • первая группа: референдум, выборы, общие собрания населения, характеризующие императивную функцию непосредственной демократии;
  • вторая группа: митинги, шествия, демонстрации, пикетирования как инструмент сопоставления воли народа и формируемого им органа власти, выполняющие регулятивную функцию;
  • третья группа: народная инициатива, деятельность политических партий, отзыв выборного народного представителя, сочетающие обе эти функции народного волеизъявления. Сложно не согласиться с данным определением, так как наиболее точно определяет сущность непосредственной демократии [7, с. 9].

Как отмечает Нудненко Л.А., право граждан на прямое участие в управлении государственными и общественными делами предполагает не только право на обсуждение, выработку и принятие государственных и общественных решений, но и возможность участия в исполнении этих решений и осуществлении контроля за их проведением в жизнь.

Характеризуя понятие непосредственной демократии в системе местного самоуправления, он выделил ее признаки:

1) совокупность общественных отношений;

2) прямое волеизъявление граждан;

3) объект прямого волеизъявления граждан - вопросы местного значения;

4) организационные формы прямого волеизъявления граждан.

С учетом изложенных признаков непосредственной демократии Нудненко Л.А. предлагает следующее определение непосредственной демократии в системе местного самоуправления: «непосредственная демократия в системе местного самоуправления представляет собой общественные отношения, возникающие в процессе прямого волеизъявления граждан при обсуждении, принятии, исполнении решений по вопросам местного значения, а также контроля за проведением этих решений [8, с. 82-83].

Сопоставление понятий непосредственной демократии и самоуправления позволяет выявить общие черты, характеризующие единство природы таких общественных явлений, как непосредственная демократии и самоуправление, а также определить их различия.

Единство непосредственной демократии и местного самоуправления состоит в том, что оба института — разновидности народовластия, предполагающие участие граждан в обсуждении, принятии решений по вопросам местного значения. У них общая цель - постепенный переход к более широкому и эффективному участию граждан в управлении [8, с. 84].

Различие непосредственной демократии и местного самоуправления состоит в том, что местное самоуправление прежде всего свойство, качество местного сообщества решать вопросы местного значения [8, с. 84].Оно реализуется как через органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с Федеральным закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [1], уставами муниципальных образований, так и через другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований ( согласно 3 п.ст.4,ФЗ-№ 131 «устав муниципального образования определяет формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления, структуру и порядок формирования органов местного самоуправления), территориальное общественное самоуправление [1] , (где под территориальным общественным самоуправлением в соответствии со статьей 27 гл.5 указанного закона, понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения) [1], а также институты непосредственной демократии: прямые выборы, референдум, отзыв депутата представительного органа власти и выборного должностного лица, правотворческая инициатива граждан, формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (сход граждан, собрания и конференции граждан, публичные слушания и общественные обсуждения т. д.) и др.

Местное самоуправление и непосредственная демократия соотносятся как свойство и формы его реализации. Местное самоуправление, представляя собой органическое соединение институтов представительной и непосредственной демократии, шире по формам, возможностям осуществления, чем непосредственная демократия.

Взаимозависимость этих двух форм народовластия видится в том, что степень развития местного самоуправления находится в прямой зависимости от степени развития демократии в обществе в целом, и местном сообществе, в частности.

Итак, непосредственная демократия как форма народовластия является подсистемой более общей системы - местного самоуправления.

Непосредственная демократия в реализации местного самоуправления выполняет важную роль. Во-первых, посредством таких форм непосредственной демократии как выборы, собрания населения и ряда других обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления, его органов.

Во-вторых, роль непосредственной демократии в системе местного самоуправления определяется также и тем, что некоторые ее институты (местные референдумы, собрания граждан и др.) сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.

Исследование содержания непосредственной демократии, механизма ее реализации в системе местного самоуправления невозможно без анализа представительной демократии на местном уровне и их сопоставления.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// СПС – КонсультантПлюс,2020.
  2. Баулина Е. И. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки» .— Текст : электронный // Научная электронная библиотека КиберЛенинка открытого доступа [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neposredstvennaya-demokratiya-v-sisteme-mestnogo-samoupravleniya (Дата обращения (1.05.2020).
  3. Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Непосредственная демократия в СССР. М., 1984.
  4. Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Демократия и достоинство личности. М., 1983.
  5. Кабышев В. Т. Народовластие развитого социализма. Конституционные вопросы. Саратов, 1979.
  6. Комарова В. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998.
  7. 0 Муниципальное право Российской Федерации / Под ред. Ю. А. Дмитриева. М., 1999.
  8. Нудненко Л.А.Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления : Проблемы теории и практики : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.02. - Москва, 2001. - 342 с. Конституционное право; муниципальное право. OD 71 02-12/125-5. .— Текст : электронный. —URL: file:///C:/Users/Master/Downloads/instituty-neposredstvennoi-demokratii-v-sisteme-mestnogo-samoupravleniya-problemy-teorii-i-p.pdf.
  9. Фарберов Н. П. Демократия развитого социалистического общества. М., 1975.
  10. Шахназаров Г. Х. Социалистическая демократия. М., 1974.

Оставить комментарий