Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(104)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Каранзаде С.Н. КОРПОРАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ КАК СЛЕДСТВИЕ НЕДРУЖЕСТВЕННОГО ПОГЛОЩЕНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 18(104). URL: https://sibac.info/journal/student/104/178401 (дата обращения: 12.01.2025).

КОРПОРАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ КАК СЛЕДСТВИЕ НЕДРУЖЕСТВЕННОГО ПОГЛОЩЕНИЯ

Каранзаде Сабуха Низами кызы

магистрант 2-го курса, кафедра «Гражданское право, предпринимательское право, международное частное право», ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»,

РФ, г. Волгоград

CORPORATE CONFLICT AS A CONSEQUENCE OF UNFRIENDLY TAKEOVER

 

Sabukha Karanzade

magister of the 2nd year, Department of «Civil Law, Business Law, Private International Law», FSAOU “Volgograd State University”,

Russia, Volgograd

 

АННОТАЦИЯ

Говоря о системной взаимосвязи корпоративных конфликтов и недружественных поглощений, мнения юристов и ученых расходятся. Одни приверженцы того, что конфликт ведет за собой поглощение, а некоторые юристы считают, что недружественное поглощение ведет за собой корпоративный конфликт. В данной работе мы еще подробно остановимся на этом вопросе.

ABSTRACT

Speaking of the systemic relationship between corporate conflicts and unfriendly acquisitions, the opinions of lawyers and scientists differ. Some adherents to the conflict leading the takeover, and some lawyers believe the unfriendly takeover leads the corporate conflict. In this work we will elaborate on this issue.

 

Ключевые слова: корпоративное право, корпоративный конфликт, бизнес, сделка, дружественное поглощение, недружественное поглощение.

Keywords: сorporate law, corporate conflict, business, transaction, friendly takeover, unfriendly takeover.

 

Корпоративный конфликт как юридическое явление имеет множество видов. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее АПК РФ) не отражает понятие корпоративного конфликта. В свою очередь, АПК РФ ст. 225.1 регламентирует критерии корпоративного спора, устанавливает категории таких споров (к примеру, споры о созыве общего собрания участников юридического лица, связанные с созданием, реорганизацией, ликвидацией юридического лица, и т.д.).

Неоспорим факт того, что ни одна компания не застрахована от недружественного поглощения. Успешный бизнес - объект внимания многих предпринимателей и, к сожалению, не только добропорядочных.

Возвращаясь к вопросу о разграничении дружественных и недружественных поглощений, необходимо отметить, что дружественное поглощение - это тендерное предложение.

Следует отметить, что не обязательно иметь юридическое образование для того, чтобы затрудняться в определении значения слов «дружественный» и «недружественный». Даже школьнику будет ясно и понятно, что дружественность подразумевает обоюдное согласие сторон, к примеру сделки, или договора, учет мнения, взаимное уважение. «Недружественный» же, наоборот – полное игнорирование интересов другого лица, извлечение выгоды в одностороннем порядке. Основной мотив недружественного поглощения - получение выгоды, а причина - отсутствие нравственных начал у рейдеров.

Говоря о системной взаимосвязи корпоративных конфликтов и недружественных поглощений, мнения юристов и ученых расходятся.

Н.А. Санисалова, К.О. Танцерева, В.А. Катомина в своей статье «Недружественные поглощения» как разновидность корпоративных конфликтов» отмечают следующее: «Используемый в российских средствах массовой информации и деловых кругах термин «корпоративные конфликты» ассоциируется в сознании большинства граждан нашего общества с «недружественными поглощениями», «силовыми захватами предприятий» и т.п. Вместе с тем «недружественные поглощения» являются лишь разновидностью корпоративных конфликтов. Более того, используемый в академической и деловой интерпретации термин «поглощение» вообще не является правовым, поскольку не предусмотрен действующим российским законодательством» [3, c. 284].

С.С. Надман и Т.Н. Мельникова в свою очередь считают, что «Необходимо также разграничивать корпоративный конфликт с понятием «недружественное поглощение». Хотя последнее может сопровождаться корпоративным конфликтом» [1, c. 110].

Соотношение между недружественными поглощениями и корпоративными конфликтами вызывают множество споров среди авторов и юристов. Некоторые из них придерживаются тому, что недружественное поглощение является следствием корпоративного конфликта, а корпоративный конфликт по сути выступает почвой или условием для недружественного поглощения.

Опять же, возвращаясь к классификации недружественных поглощений, есть мнения авторов о том, что существуют специфические российский методы, не характерные для зарубежного рейдерства.

Мы не должны забывать, что помимо законов и правосудия, которые призваны вставать на защиту предпринимательства в целом, существуют негласные факторы недружественного поглощения, такие как политика, личностные отношения между предпринимателями и компетентными, правоохранительными органами. И это наша действительность.

Обычно рейдеры устанавливают коррупционные связи должностными лицами, сотрудниками правоохранительных органов, дознания и следствия, для инициирования процессуальной проверки в отношении предприятия- цели.

Поводом к началу проверки является сообщение о якобы совершенном преступлении, совершенном руководителем или собственником предприятия-цели. Излюбленная статья Уголовного кодекса, по которой обычно привлекаются к уголовной ответственности ч. 4 ст. 159 «Мошенничество».

В то же самое время, Президент Российской Федерации В. В. Путин четко и ясно в своем послании высказался о том, как должны действовать нормы уголовного законодательства: «нормы уголовного права должны жестко действовать в отношении преступлений против интересов граждан, общества, экономических свобод. Это посягательство на собственность и средства граждан, рейдерские захваты, нарушение конкуренции, уклонение от уплаты налогов и разворовывание бюджетных средств» [2].

Подводя итог, можно умозаключить, что к большому счастью прошли те времена, когда бизнес или собственность у граждан отбирали с применением грубой криминальной силы, насильственных и порой вооруженных захватов. Но на их место пришли более оригинальные способы завладения чужим имуществом, которые отчасти, находятся в рамках закона. Ведь недаром само слово «недружественные» имеет корень слова «дружба»... А что скрывается под приставкой «не»? И как же все-таки распознать эту тонкую грань между «дружественным» и «недружественным» поглощением.

 

Список литературы:

  1. Надман С. С., Мельникова Т. Н. К вопросу о понятии корпоративного конфликта // Вестн. Тувин. гос. ун-та. Социальные и гуманитарные науки. – 2016. - № 1 (28). - С. 109–113.
  2. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] : (утв. Президентом Рос. Федерации 16 марта 2018 г. № Пр-436) // КонсультантПлюс : справ. правовая система.(дата обращения 03.05.2020).
  3. Санисалова Н. А., Танцерева К. О., Катомина В. А. «Недружественные поглощения» как разновидность корпоративных конфликтов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2013. - № 4 (8). - С. 283–288.

Оставить комментарий