Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(103)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Косицина В.И. ПАНДЕМИЯ СТРАХА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 17(103). URL: https://sibac.info/journal/student/103/177609 (дата обращения: 28.11.2024).

ПАНДЕМИЯ СТРАХА

Косицина Вероника Игоревна

студент, факультет философии и психологии, Воронежский государственный университет,

РФ, г. Воронеж

THE PANDEMIC OF FEAR

 

Veronika I. Kositsina

student, faculty of philosophy and psychology, Voronezh State University,

Russia, Voronezh

 

АННОТАЦИЯ

В этой статье описывается актуальная обстановка в мире. В ней раскрывается представление об экзистенциальном страхе смерти, о причинах возникновения и функциях, которые влияют на жизни людей. Описывается состояние личности в юношеском возрасте в период самоизоляции. А также делается акцент на качественном анализе выраженности экзистенциального страха смерти у личности в юношеском возрасте в период самоизоляции.

ABSTRACT

This article describes the current situation in the world. It reveals the concept of existential fear of death, the causes and functions that affect people's lives. It describes the state of the individual in adolescence during the period of self-isolation. It also focuses on the qualitative analysis of the expression of existential fear of death in a person in adolescence during the period of self-isolation.

 

Ключевые слова: экзистенциальный страх смерти, юношеский возраст, функции экзистенциального страха смерти.

Keywords: existential fear of death, adolescence, functions of existential fear of death.

 

Человечество впервые столкнулось с такой всепоглощающей проблемой. СМИ каждый день обозревают все, что связано с вирусом, постоянные новости в интернете. Даже сами люди говорят только о том, сколько зараженных, выздоровевших, умерших. Все эти действия порождают развитие тревоги, которая активизирует экзистенциальные страхи. Также этому способствует самоизоляция, она ограничивает социальные контакты людей, переносит их в виртуальное пространство, из-за этого происходит активизация страхов в их умах. Но особенно остро в России и в мире обсуждается страх смерти. Человек всегда боится умереть, а сейчас этот страх транслируется во всех онлайн пространствах.

Страх смерти является важным элементом человеческой истории [5]. Он преследует человека, заставляет его развиваться. Для того чтобы продлить себе жизнь человек прибегает к различным способам, например, создает религию, заводит детей, создает продукты творческой деятельности, которые останутся после его смерти. З. Фрейд рассматривал инстинкт смерти, как бессознательное стремление к самоуничтожению, к самоуничижению [6].

Страх смерти выполняет несколько функций, влияющих на жизнь человека [3]:

  1. Способствует приобретению опыта;
  2. Изменение эмоциональной устойчивости;
  3. Изменение поведенческих реакций на различные ситуации;
  4. Формирование деструктивных психологических защит;
  5. Нереалистичное восприятие действительности.

Как мы видим, страх смерти может носить как конструктивный, так и деструктивный характер в жизни личности. Причинами его возникновения могут быть различные субъективные и объективные обстоятельства. Это могут быть тяжелые травмирующие ситуации, связанные с непосредственным столкновением со смертью (авария, смерть близких людей). Субъективной причиной может являться переоценка смысла собственной жизни, в особенности вовремя нахождения в одиночестве.

Отношение к смерти трансформировалось с изменением исторической эпохи. Так, в средние века смерть идеализировали и представляли в виде Ангела, пожилого мужчины. Тем самым, люди того времени старались почитать смерть [1]. В эпоху научного прогресса тема смерти является табуированной и о ней не принято говорить в обществе. Из-за усиления влияния экзистенциального страха смерти у людей сформировалось представление о ней, как скелете, старухе с косой, о чем-то ужасном и обезображенном.

Современному юноше некогда думать о смысле жизни, а уж тем более задумываться о смерти. Они ориентированы на учебно-профессиональную деятельность. Также в этот период стремятся установить больше контактов в социуме, так как через них поступает специфическая информация. Усваиваются новые роли, отрабатываются коммуникативные навыки.

В условиях самоизоляции юноши остаются наедине со своими мыслями. Стоит учесть тот факт, что люди в этот период развития стремятся познать себя, стремятся к глубинному знанию о себе [4]. Исходя из этого, личность в период изоляции от общества может настолько погрузиться в себя, что под влиянием ситуации в мире активизируется экзистенциальный страх смерти. При этом он постарается скорее избавиться от этого чувства и уйти в виртуальную реальность, но даже там сталкивается с этим вновь.

Соответственно помимо того, что личность и так обязана находиться в режиме самоизоляции и обычно, ограничена четырьмя стенами комнаты, так еще и в телевизоре, интернет пространстве постоянно предоставляется информация о смерти, что провоцирует страх.

На основании этого мы посветили нашу работу исследованию выраженности экзистенциального страха смерти у личности в юношеском возрасте.

Целью является - исследование выраженности экзистенциального страха смерти у личности в юношеском возрасте в период самоизоляции.

Объектом исследования выступает экзистенциальный страх смерти.

Предметом является – исследование выраженности экзистенциального страха смерти у личности в юношеском возрасте в период самоизоляции.

Гипотезой исследования выступает выраженность экзистенциального страха смерти у личности в юношеском возрасте, а именно в режиме самоизоляции увеличивается выраженность экзистенциального страха смерти.

Эмпирическую базу исследования составили 30 студентов (13 юношей, 17 девушек) в возрасте 19 – 21 лет, обучающиеся на факультете философии и психологии в Воронежском государственном университете.

В работе использовался комплекс методов сбора эмпирической информации, который был реализован в следующих методиках: Шкала Тревожности по поводу Смерти Д. Темплера ("Death Anxiety Scale" - DAS), Методика "Метафоры Личной Смерти" Дж. МакЛеннана (Metaphors of Personal Death - RDFS) [2]. Мы осуществили качественное исследование.

В итоге, по методике "Метафоры Личной Смерти" Дж. МакЛеннана (Metaphors of Personal Death - RDFS), мы получили такие результаты.

 

Рисунок 1. Процентное соотношение показателей у девушек и юношей по субшкалам метафор смерти

 

Мы видим, что у испытуемых субшкала негативных метафор смерти составляет 58,8% у девушек и 54% у юношей, соответственно они представляют смерть как нечто ужасное, то, что ждет их в конце жизни представлено для нихв образе безобразного монстра.

У 46% юношей и 41,2% девушек наблюдается позитивное отношение к смерти, она им предстает скорее в образе заслуженного отдыха. Стоит отметить, что субшкала негативных метафор смерти у девушек выражена сильнее, это происходит из-за того, что их больше участвовало в исследовании, а так же из-за того, что они сильнее переживают страх смерти.

По Шкале Тревожности по поводу Смерти Д. Темплера ("Death Anxiety Scale" - DAS) были получены такие результаты.

 

Рисунок 2. Процентное соотношение показателей по шкале тревожности по поводу смерти

 

Мы видим, что у 61,5% юношей и 29,4% девушек средние показатели по выраженности тревожности по поводу смерти не отличается от средних значений для юношеского возраста. У 61,5% юношей и 70,6% девушек показатели значительно отличаются от средних значений, и они значительно выражены. При этом у них ярко выявлены шкалы, обозначающие фактор осознания течения времени и фактор когнитивно-аффективной озабоченности смертью. Это может быть связано с режимом самоизоляции, в котором находятся юноши на протяжении длительного времени. Таким образом, они много времени посвящают изучению себя и видят, как быстро течет время, тем самым они активируют экзистенциальный страх смерти.

На основе проведенного выше исследования, можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась. Но для однозначности ответа необходимо провести исследование после снятия карантина и сравнить полученные результаты между собой. Это представляет собой перспективу нашего дальнейшего исследования.

 

Список литературы:

  1. Александер, Ф. Человек и его душа: Познание и врачевание от древности и до наших дней [Текст] / Ф. Александер, Ш. Селесник. – Москва.: Прогресс-Культура, 1995. – 310 с.
  2. Гаврилова А. Т. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностики / Т. А. Гаврилова / Прикладная психология, №6, 2001. С.1 – 8.
  3. Долгова В. И., Кормушина Н. Г. Экзистенциальный страх смерти. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – Челябинск, 2016. № 7. С. 134 – 137.
  4. Семчук Л. А., Янчий А. И. Возрастная психология. / Л. А. Семчук, А. И. Янчий. – Гродно, 2006. С. 141 – 145.
  5. Стороженко, Н.В. Страх смерти на все времена. [Текст] / Н.В. Стороженко // Филология: научные исследования. - 2015. - № 2. - С. 117-128.
  6. Фрейд, З. Запрещение, симптом и страх. Тревога и тревожность. [Текст] / З. Фрейд; сост. и общ. ред. В.М. Астапова. - СПб.: 2001. - 274 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.