Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Инновации в науке» № 4(80)

Рубрика журнала: Социология

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Шакиров С.Е. О ПРОБЛЕМАХ МЕДИАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ // Инновации в науке: научный журнал. – № 4(80). – Новосибирск., Изд. АНС «СибАК», 2018. – С. 50-52.

О ПРОБЛЕМАХ МЕДИАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ

Шакиров Сымбат Еркебаевич

докторант Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, Кафедры Философии, факультета социальных наук

Казахстан, г. Астана

Во 2 половине ХХ века возникло направление практической конфликтологии – медиация (лат. mediate - быть посередине), целью которой является нахождение обоюдоудовлетворительного решения по спорным юридическим вопросам. Место рождения было обусловлено англосаксонской системой права. Данную систему права практикуют в Великобритании, США и Австралии. В дальнейшем медиация распространилась в европейскую часть земного шара, затем данный способ разрешения конфликтных ситуаций достиг стран Востока – Индии, Кореи, Китая, Японии, а с 5 августа 2011 года и в Казахстане был подписан и внедрен Закон «О медиации».

Как было сказано выше, целью медиаторов является примирение конфликтующих сторон. Медиатор, как нейтральное лицо, устраивает добровольные переговоры с целью разрешения конфликтной ситуации и составления взаимовыгодного договора.

Для казахского общества, кстати сказать, данный способ примирения конфликтующих сторон не в новинку. На протяжении сотни веков традиционным способом решения споров было привлечение биев или уважаемых аксакалов. Таким образом, в Казахстане возрождается традиционная внесудебная практика примирения сторон.

Необходимость внесудебного разрешения споров обосновано снижением количества исковых заявлений, соответственно разгрузкой судей, что позволит им рассматривать более внимательно и глубоко трудные и сложные дела. Если первоначально медиация применялась исключительно в вопросах семейных касательств, то далее сфера применения ее приметно расширилась и на данный момент есть содействие в урегулировании конфликтов в гражданском и уголовном праве. Существенное различие медиации от прочих процедур заключается в нейтральной позиции медиатора, помогающего задействованным лицам конфликта достигнуть соглашения, без ощущения проигравшего. Преимущество медиации ‑ в получении конфликтующими сторонами вероятности разрешить спор, учитывая интересы всех участников. Доказательность эффективности данного метода представлена в ювенальной юстиции, в сфере семейно-правовых, потребительских, трудовых касательств.

Процедура медиации отличается от судебного разбирательства меньшим временем (в среднем от нескольких часов до рабочего дня), меньшими финансовыми затратами, в отличие от суда, без последующих апелляций и возможностью мирно урегулировать конфликт. Мы можем констатировать быстрое снижение значения классического правоведения в глобальном понимании, усиливающееся признание ведения переговоров и компетентного управления конфликтами. Действительно, медиация делается наиболее эффективным способом разрешения конфликтов, что отразилось на своевременном принятии Закона «О медиации» в Казахстане в 2011 году. Многие вопросы, благодаря принятому закону, разгрузят суды, так как решаются в рамках закона. Как мы отметили выше, снижение нагрузки на суды и высвобождение времени положительно скажется на качестве правосудия. Стороны разбирательства избегут продолжительных судебных процедур и дополнительных расходов.

Законодательно медиация применяется в спорах (конфликтах), зарождающихся из семейных, трудовых, гражданских и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также при рассмотрении уголовных дел преступлений с небольшой и средней тяжестью. Однако в случае, когда одной из сторон является государственный орган, применять медиацию запрещено [1].

Возможно, в будущем отечественные государственные органы, ориентируясь на европейский опыт, будут привлечены в область медиации, благодаря применению института судебной медиации наравне с внесудебной медиацией. Например, когда в производстве суда находится дело, но стороны с целью достичь соглашения проводят судебную медиацию. В подобной ситуации возможно приостановление производства, а дело переходит другому судье здесь же с целью медиативного процесса, причем без дополнительных затрат. В случае получения иска и возражения на него, судья подвергает рассмотрению возможность передачи спора медиатору. Данная передача возможна при наличии двух обстоятельств:

1) разрешение неправового вопроса;

2) если в споре не задействованы третьи лица.

Если медиация была успешной, производство по делу прекращается. Если соглашение не достигнуто, то производство по делу возобновляется и продолжается судебное разбирательство (опыт Германии).

Благодаря медиации существует возможность использования сторонами гибкой процедуры защиты личных прав и интересов, помимо коммерческой и юридической стороны спора, возможен личный интерес обеих сторон, выходящей за рамки закона компенсации. Сэкономив время и средства, также сохраняются взаимоотношения сторон, растет уверенность в самостоятельном и эффективном решении собственных проблем. Недостаточность использования медиации связано с традиционным предварительным обращением менеджеров компании и внутренних юристов к внешним юристам, большинство из которых считают медиацию причиной для основательного снижения собственных гонораров. Данная точка зрения является основанием для юриста отговорить своего клиента от использования медиации для скорого разрешения конфликта.

Медиатор, по словам Жандильды Жакупова, президента Международного правозащитного центра, эксперта-криминалиста, профессионального медиатора, разбирает споры, затрагивающие крупные суммы денег, семейно-брачные отношения, разные гражданские дела. Невыгодность ведения государственными органами бракоразводного процесса с привлечением прокурора, судьи, секретаря, заметна уже сумме госпошлины ‑ около 500 - 700 тенге. В случае недовольства одной из сторон решением, дело возвращается на пересмотрение, что может длиться годы. Медиатор же способен быстро оформить и раздел имущества, и развод. В пятидневный срок оформляется примирительная процедура, а за три-четыре часа оформляется брачный развод, различные споры в семье, в коллективе и т.п. В случае ДТП также выгодность медиации налицо: участники аварии на месте приходят к обоюдовыгодному согласию и разъезжаются. Иначе придется вызывать сотрудников дорожной полиции для составления протокола, схемы ДТП, возможно лишение водительских прав и штрафстоянка, а дальше в течение нескольких месяцев еще доказывать невиновность. Но в случае примирения сторон Законом предусмотрено прекращение и закрытие уголовного дела, о чем стороны должны быть проинформированы следователями и прокурорами. Согласно нынешнему Закону начальная стадия дела предваряется рекомендацией для обеих сторон обращения к медиаторам с целью возможного примирения без привлечения органов следствия и правосудия. Благодаря Закону также возможно приостановление начатого гражданского дела сроком от 10 до 30 суток для обращения сторон к медиатору. Сторонам уголовного процесса, без приостановления дела, предлагается обратиться одновременно к медиатору. О миролюбивости казахского народа говорит история, ведь до 19-20 веков на территории Казахского ханства отсутствовали тюрьмы и лагеря. Конфликтные ситуации разбирались уважаемыми аксакалами, биями, казы. Медиация - институт с казахстанским лицом. «И здесь не надо ставить целью заработать деньги, хотя во всем мире медиаторы очень даже прилично зарабатывают. Вы только представьте себе: благодаря медиатору сохранилась семья, стоявшая на грани развода; молодой парень избежал тюремного заключения; соседи стали снова друг друга в гости звать; деловые партнеры возобновили бизнес; сын, ушедший из дома, нашел общий язык с отцом; работодатель вернул ключи от кабинета уволенному ранее работнику. Если бы о медиаторах знали жанаозенцы, то и крови бы ни капли не пролилось. Медиатор - это, в конечном итоге, миротворец» [2].

Успешность процесса медиации зависит от коммуникативного дара медиатора: конструктивность в беседе, точность постановки вопросов, вынуждающих сторону честно отвечать, контроль над переговорами, позволяющий сторонам выслушать друг друга и т.д. Как отметила председатель правления Центра медиации и миротворчества Светлана Романовская, помимо разрешения конфликта, медиатор дает возможность сторонам возобновить мирные взаимоотношения. Также планируется заключение меморандумов о сотрудничестве с Министерством юстиции РК с целью улучшения нормативно-правовой базы; Верховным судом РК - для информирования граждан через суды и судей; Генеральной прокуратурой - для контролирования законности в деятельности медиаторов. Также планируется создание Всемирной Ассоциации Медиаторов. Медиация только начинает внедряться в нашей стране. Медиация непосредственно оказывает влияние на мир и согласие, стабильность в обществе [3].

Например, в США, Германии и Австрии медиация имеет законную силу.

Американский судья на законном основании прекращает процесс, если посчитает необходимым вмешательство медиатора для полюбовного решения конфликта сторон.

В Великобритании в случае возникновения конфликта можно позвонить на горячую линию, где оператор подберет медиатора, компетентного для ситуации и находящегося ближе всего к звонящему.

Институт медиации в Германии находится непосредственно в суде, что существенно разгружает работников судебной системы, а в Австрии профессия медиатор является официально признанной.

Вероятно, принятие соответствующих законов позволит и в Казахстане медиации стать привычным явлением, тем самым снизится нагрузка судей, высвободится время у конфликтующих сторон.

Значительным отличием медиации от классического уголовного судопроизводства выказывается смена основных лиц процесса. Если под главными действующими лицами в классическом уголовном судопроизводстве подразумевались государство и правонарушитель, то в рамках медиации приоритетное место в уголовном деле в качестве сторон занимают пострадавший и правонарушитель. Таким образом, первичная цель медиации – дать возможность сторонам обсудить и урегулировать сложившийся конфликт. Тем самым рассчитывается раскрыть активность и конструктивность конфликтующих сторон.

Пострадавший, участвуя в процессе медиации, получит извинения и объяснения от обидчика и сформулирует свое отношение к произошедшему факту, что содействует оптимальному излечиванию душевных травм и помогает преодолеть ярость и страх. Кроме того, примирительная встреча позволяет пострадавшему обговорить обстоятельства искупления правонарушителем вины в более широком контексте с полным удовлетворением иска. Такая встреча может пострадавшему дать понять причины поведения правонарушителя, а его признание вины и раскаяние чаще всего ведет к прощению.

Что касается правонарушителя, предоставление ему возможности встретиться с пострадавшим лицом к лицу, объясниться с ним и принести ему извинения есть важное средство дать правонарушителю прочувствовать причиненный им вред, а также боль и страдания, которые он или она навлекли на пострадавшего. К тому же посредничество дает правонарушителю возможность непосредственно участвовать в урегулировании конфликта и в обсуждении условий возмещения ущерба (например, денежной компенсации), что затем может помочь ему восстановить связи с местным сообществом. Так медиация способствует социальной реабилитации правонарушителя и возвращению его в общество. У местного сообщества есть возможность сблизиться с системой уголовной юстиции благодаря участию выделенных из своей среды добровольных посредников в медиативных переговорах. Проведение программ медиации возможно службами при органах местного самоуправления. Вовлекая общественность, достигается лучшее понимание природы преступлений, принимаются меры по профилактике преступлений, поддержке пострадавших, социальной реабилитации преступников. Таким образом, медиацией демонстрируется совместимость интересов потерпевших, преступников и общества в целом. Подходы социально-конструктивного характера для решения проблем благоприятны для заинтересованных сторон. Примиряющая природа медиации помогает имеющейся системе уголовной юстиции восстанавливать равновесие и общественное спокойствие, нарушенные преступлением, поддерживая безопасность и мир в обществе. Однако область медиации настолько переполнена различными государственными и частными программами, что требуется создание на общих началах системы координации сотрудничества и усилий. Практические знания и навыки действующей медиации отличаются от тех, которые используются в уголовном судопроизводстве, тем самым возникает необходимость в обучении медиаторов и приобретении опыта для применения специальных умений. В связи с гибкостью системы медиации требуется кодификация ее основных принципов, что позволит поручиться за качество услуг, сохранив тем самым доверие к медиации, используемой на различных этапах уголовного процесса. К тому же нужно учитывать доступность медиации на разных фазах судопроизводства: если в одной стране использование программы возможно на любой стадии, то в другой связано исключительно или с прекращением уголовного преследования (условным или иным), или с сопровождением полицейского предостережения, параллельным развитием уголовного преследования, составлением элементов приговора или проведением после назначения судом наказания. При этом следует учитывать не только доступность посредничества в процессе всего уголовного судопроизводства, но и неготовность сторон использовать пользу медиации в самом начале процесса. Однако урегулирование конфликта в большинстве случаев требует своевременной реакции. Гарантия осуществления медиации на базе нехарактерных для уголовной юстиции соображений обеспечивается независимостью представительств медиации в рамках системы данного института. Для гибкости и ответственности в отношении оппонентов нужна достаточная независимость служб медиации.

Разумеется, об абсолютной самостоятельности служб медиации от системы уголовной юстиции никто не говорит. Данной системе необходимо достаточное полномочие в связи с правоохранительной ответственностью, лежащей на ней, так как именно она является надзорным органом, контролирующим соблюдение законности судебного процесса. Система уголовной юстиции соблюдает официальный интерес и гарантирует законные права сторон во время принятия решения до и после медиации. Кроме того, необходим контроль органов уголовной юстиции за соблюдением прав человека в ходе самого процесса медиации.

Следует добавить, что профессиональной медиацией могут заниматься люди, начиная с 25 лет, с высшим образованием, прошедшие подготовку медиаторов в специализированном центре, устанавливаемом правительством Республики Казахстан, с последующей выдачей сертификата [5]. Следовательно, было бы разумно обучать отдельным процедурам медиации молодых юристов в целях формирования компетенции и овладения навыкам мирного урегулирования конфликтов между людьми. Это только повысит качество и конкурентоспособность специалистов.

 

Список литературы:

  1. Закон Республики Казахстан «О медиации»// Вестник медиатора. - 2011. - № 1. - С. 54.
  2. Профессия - миротворец. URL: www. avestnik.kz (дата обращения: 22.03.2018)
  3. Романовская С. За медиацией - будущее! // BR -«Безупречный обзор». - 2011. - № 12. - С. 58.
  4. Общий курс медиации. URL: mediation.kz (дата обращения: 06.03.2018)
  5. Закон Республики Казахстан «О медиации» // Вестник медиатора. 2011. - № 1. - С.56.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.