Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Инновации в науке» № 13(74)

Рубрика журнала: Медицина

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Бондарев Н.В. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОРНИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) // Инновации в науке: научный журнал. – № 13(74). – Новосибирск., Изд. АНС «СибАК», 2017. – С. 14-17.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОРНИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Бондарев Николай Васильевич

канд. мед. наук, доц. кафедры психиатрии и наркологии медицинского факультета Санкт - Петербургского государственного университета

РФ, г. Санкт - Петербург

POLITICAL ROOTS OF RELIGIOUS EXTREMISM IN THE MODERN PERIOD OF SOCIAL DEVELOPMENT (THE PSYCHOLOGICAL-PSYCHIATRICAL ASPECT)

 

Nikolay Bondarev

сandidate of Medical Science, Associate Professor of Psychiatry and Addictology Chair of Medical Department, Saint Petersburg University,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Статья раскрывает вопросы религиозного экстремизма  в современном обществе. В работе исследованы причины возникновения и тенденции распространения религиозного экстремизма. Показана  связь религиозного экстремизма с политическими процессами, оказывающими прямое влияние на его развитие. Освящены вопросы обострения религиозного экстремизма в результате различных социальных противоречий. В работе выделен аспект вовлечения в экстремистские сообщества, в том числе религиозные и роль личностных особенностей, расстройств психики и психологических проблем способствующих присоединению к ним.

ABSTRACT

The article reveals issues concerning religious extremism in modern society. Reasons of occurrence and tendencies of religious extremism spreading are investigated in the article. The connection between religious extremism and political processes that directly influence its development is shown. Questions of aggravation of religious extremism as a result of various social contradictions are covered. In the article the aspect of involvement into extremist communities is identified including religious ones and the role of personality traits, mental disorders and psychological problems contributing to joining them.

 

Ключевые слова: религиозный экстремизм, психические расстройства, психологические и личностные  проблемы, столкновение цивилизаций, политические процессы.

Keywords: religious extremism; mental disorders; psychological and personal problems; clash of civilizations; political processes.  

 

Согласно "The Global Terrorism Index" (доклад, ежегодно публикуемый Институтом экономики и мира (IEP)), с 2001 года религиозный экстремизм обогнал национальный сепаратизм, став одним из главных движущих факторов нестабильности и террористических атак во всем мире. В отчете зафиксировано 18 000 смертей в 2013 году, что на 60 % больше, чем в предыдущем году и эта цифра продолжает расти, приводя к все новым человеческим жертвам. Авторы доклада приписывают большинство инцидентов за последние несколько лет группам с религиозной повесткой дня.

Также, своим возникновением религиозный экстремизм "обязан" так называемому " столкновению цивилизаций". Идея столкновения цивилизаций появилась на Западе со статьей американского политолога Сэмюэля П. Хантингтона. Его утверждение  понималось как оправдание американского империализма, хотя это было как раз наоборот - это был предупреждающий крик против «культурного универсализма», представленный ранее другим известным и противоречивым американским мыслителем - Фрэнсисом Фукуямой. Множественные военные столкновения, которые мы наблюдаем сегодня можно обозначить как "кросс - культурные". Все стороны  конфликта глубоко убеждены, что  составляющие социальных и религиозных правил являются универсальными и могут быть приняты с использованием насилия, если это необходимо, другими [18, p. 451].

Актуальность изучения данного вопроса обуславливается сохраняющимся высоким уровнем экстремизма, и в частности экстремизма религиозного. В исследовании поставлена задача изучить происхождение религиозного экстремизма, его связь с политическими событиями происходящими в современном обществе и выделить роль психических и поведенческих (психологических) проблем отмечающихся у лиц вовлеченных в эти процессы.

Глобализация современного общества касается также новых религиозных движений: часто после возникновения в одной стране, почти все религиозные культы переносят свою деятельность и в другие страны, причем учитывая возможности современного транспорта, члены религиозного культа легко перемещаются между континентами. После смены политического курса в Российской Федерации, можно сказать все иностранные религиозные культы начали свою деятельность на территории нашей страны. Такая масштабность действий современных религиозных культов, одновременно выявила их деструктивный характер. Постепенно накопилась информация и соответствующие исследования о негативных последствиях для лиц вовлеченных в деятельность таких организаций.   Было отмечено, что характер деятельности ряда новых религиозных движений далек от духовных идеалов, имеет криминогенный характер, включающий насилие в сексуальной сфере, оборот наркотиков и вооружения, незаконное удержание людей. По этому поводу создавались парламентские комиссии во многих европейских странах. В федеральных законах  нашей страны указано на разрушительную деятельность отдельных религиозных культов. Надо отметить, что отношения в новых религиозных культах носят строго подчиненный характер и постепенно вовлеченные в деятельность организации ее члены начинают видеть мир через призму воззрений культа, что приводит к социальной изоляции и потере критического мышления [2, с. 335; 7, с. 221; 9, с. 27; 10, с. 32; 13, с. 128; 19, p. 37].

Что же способствует вовлечению в новые религиозные культы? Прежде всего это ситуация складывающаяся в обществе: политический кризис, захват страны сторонним государством, экономический спад. На этот культуральный фон уже накладывается ситуация присущая отдельным людям: потеря работы, погибшие идеалы, пошатнувшиеся здоровье как самого вовлеченного, так и его близких, отрыв от родительской семьи. Существенным также является наличие у потенциального адепта зависимых черт личности, повышенной внушаемости или более выраженного психического расстройства, снижающего критические возможности. Третьей составляющей  является структура того или иного культа. Основано ли учение новой религиозной группы на восточных или христианских вероучениях, или является синкретическим учением [8, с. 6; 14, p. 259; 21, p. 63]. Постепенно впитывая ценности новой религиозной группы личность  вовлеченного человека теряет свою индивидуальность, начинает положительно воспринимать информацию поступающую от новой религиозной группы, а лидер культа становится непререкаемым авторитетом, высказывания которого не подвергаются сомнениям. Сомнения жестко пресекаются по сути в любом новом религиозном движении, людей задающих неудобные вопросы, или стараются переубедить или от них ограждают остальных членов группы [6, c. 483; 12, c. 61].   

Сформированная в культе новая личность становится способной выполнять любые приказы поступающие от лидера новой религиозной группы. Внешний мир воспринимается как враждебный и представляется последователям деструктивных культов в черных или белых тонах. Первые по мнению адептов относятся ко всем кто не принимает учение религиозной группы, а вторые характеризуют самих членов организации [3, c. 24; 5, c. 59; 11, c. 33].

Данная тенденция дихотомического деления мира на "мы" и того кто не с нами, "не мы" подкупает своей простотой понимания, что привлекает подавляющие большинство последователей новых религиозных движений, и одновременно заключает в себе опасность отрицать какие - либо права тех кто "не мы". Это приводит к формированию экстремистской направленности нового религиозного движения, что неминуемо приводит к самоизоляции религиозной группы и ее противопоставлению всему миру. Если лидер такой религиозной группы не видит смысла находиться в окружении "враждебного" мира, то может быть принято решение покинуть этот несовершенный мир, что в свою очередь выливается в групповой суицид. Но некоторые лидеры считали необходимым активно изменить мир к лучшему, что проявлялось в открытых актах экстремизма, когда погибали как последователи культа, так и ни о чем не подозревающие, обычные люди [1, c. 13; 15, p. 123; 17, p. 98; 20, p. 382].

Эта подчиненность лидерам деструктивных религиозных культов особо проявляется в культах Последнего Дня, когда руководитель религиозной группы назначает "конец Света", что способствует нагнетанию крайне напряженной обстановке в религиозной группе. Происходит сплочение людей вовлеченных в группу подобного рода, но одновременно члены культа подчиняются любым приказам лидера новой религиозной организации. Видимо именно это позволило членам религиозного культа "Народный Храм" подчиниться призыву их лидера и выпить напиток содержащий цианиды. Этот религиозный культ имел также выраженный политический уклон и увлечения идеями марксизма, а лидер предлагал эмигрировать в Советский Союз. Чарльз Мэнсон отдал приказ своим последователем, молодым девушкам и юношам убить известную американскую актрису и ее друзей, и этот приказ был выполнен беспрекословно. Жертвами секты "Аум Сенрикё" стали сотни людей в метро города Токио, и члены этой группы даже на суде говорили, что поступили правильно, а лидер секты имел планы захвата власти во всем мире. Лидер культа "Небесные врата" убедил своих последователей, что тело человека ненужная оболочка, и 39 членов группы надели пластиковые пакеты и совершили самоубийство освободившись от "ненужной оболочки". Закупая  оружие лидер культа "Ветвь Давида"  готовился к захвату власти и после начала осады ранчо поджег здание, в результате чего погибли дети и взрослые члены этого культа. Руководство культа "Движение за восстановление десяти заповедей Бога" в Африке сожгло 500 последователей, а перед этим люди передали руководству культа все свои материальные ценности [4, c. 45].

В какой - то мере такое поведение членов деструктивных религиозных культов можно объяснить внушением имеющим суггестивный характер, что мешает сработать критическим защитным механизмам, и сопротивляться приказам лидеров культа призывающих к агрессивным действиям направленным на себя или вовне.  

Итак, «религиозный терроризм» - это тип политического насилия, который мотивирован абсолютной верой в то, что высшая потусторонняя сила «санкционировала» применение террористического насилия для прославления веры [16, p. 44].

Религиозные взгляды последователей определенных религиозных образований превратились в один из основных источников политического насилия. Однако, это утверждение не отменяет того факта, что национализм и идеология остаются мощными катализаторами экстремистского поведения, а темпы религиозного терроризма в плане повторяемости, масштаба и широкого диапазона поощряются глобализацией. 

Распад Советского Союза, а также неудачные попытки создания либеральных демократий для материализации во всем мире позволили  снова использовать религию в качестве инструмента для достижения целей определенных политических групп. Убеждения не могут  диктовать повестку дня террористической группы. Однако крайний фундаментализм, и как следствие, террористические акты, возникают тогда когда появляются группы, сознательно манипулирующие верованиями людей, чтобы сформировать определенные настроения, убеждения и готовность к определенным действиям в соответствии с  их повесткой дня.

В заключение следует указать, что  в эти взаимопроникающие политические и религиозные манипуляции, часто  вовлекаются люди имеющие определенные психологические особенности или психические расстройства, и для противодействия экстремизму в любой его форме необходима программа по защите лиц наиболее подверженных к вовлечению в экстремистские образования.

 

Список литературы:

  1. Берсенева Т.А., Рычкова В.А. Духовно-психологическая безопасность личности: Учебно-методическое пособие. СПб: СПбАППО, 2004. - 92 с.
  2. Бондарев Н.В. Психическая дезадаптация лиц, вовлеченных в религиозные культы // Ананьевские чтения. - 2006: СПб.: Изд - во СПбГУ, 2006. - С. 335 - 336.
  3. Бондарев Н.В. Социально-психологические и клинические особенности лиц, вовлеченных  в нетрадиционные религиозные культы // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: сборник научных работ / Под общ. ред. П.Т. Петрюка, Р.Б. Брюгина. - Т. 4. - Харьков: Б.и., 2006. - С. 22 - 24.
  4. Бондарев Н.В. Секты и общество: психолого-психиатрический аспект // Медицина XXI век. - 2007.- № 6(7). - С. 43 - 46.
  5. Бондарев Н.В. Стресс как один из факторов психической дезадаптации (на примере современных религиозных культов) // Ученые записки СПб государственного ун - та им. акад. И.П. Павлова. 2007. том XI. - № 1. - С. 59.
  6. Грановская Р.М. Психология веры. - СПб.: "Речь", 2004. - 576 с.
  7. Гурьева В.А., Макушкин Е.В. Индуцированные состояния // в кн.: Клиническая и судебная подростковая психиатрия. М.: "Генезис", 2001. - С. 220 - 224.
  8. Дмитриева Т.Б., Кондратьев Ф.В. Социальная психиатрия  и перспективы ее развития в трудах С.С. Корсакова // Российский психиатрический журнал. - 2001. - № 2. - С. 4 - 7.
  9. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М.: "Благовест", 1999.
  10. Макушкин Е.В., Федина М.А. Феномен гомицидомании в подростковом возрасте // Практика суд.-психиатрической эксп. М., 2000. - сб. 38. - С. 56 - 67.
  11. Сидоров П.И. Психический терроризм - нелетальное оружие массового поражения // Российский психиатрический журнал. - 2005. - № 3. - С. 29 - 33.
  12. Скородумов А.А. Социально-психологические предпосылки вовлечения в религиозные секты // Вестник психосоц. и коррек. реабилитационной работы. - 1997. - № 2. - С. 57 - 65.
  13. Хвыля-Олинтер А.И. Органы внутренних дел в борьбе против правонарушений нетрадиционных движений - тоталитарных сект // Духовность. Правопорядок. Преступность: материалы науч. прак. конф. МВД РФ. - М., 1996. - С. 126 - 130.
  14. Beckford J.A. New Religious Movements and Globalization // New Religious Movements in 21 century / edited by Phillip Charles Lucas and Thomas Robbins. Rutledge. New York and London , 2004. - P. 253 - 264.
  15. Cowan D.E., Hadden J.K. Virtually Religious: New Religious Movement and the World Wide Wed // The Oxford Handbook of  New Religious Movements / edited by James R. Lewis. Oxford University Press, 2004. - P. 119 - 142.
  16. Gus M. Understanding Terrorism. Challenges, Perspectives, and Issues. Los Angele s and London. 2016.
  17. Hardman C.E. Children in New Religious Movements // The Oxford Handbook of  New Religious Movements / edited by James R. Lewis. Oxford University Press, 2004. - P. 386 - 418.
  18. Loukomskaia M., Aguichev V., Bondarev N. Le probleme des nouveaux mouvements religieux: le cas de la Russie // L’Information Psychiatrique, Vol. 85, № 5, Mai 2009. – P. 447 – 459.
  19. Machnikowski R. "War on Terror: the New Clash of Civilizations?"// Paul Berman, Terror and Liberalism, W.W. Norton & Co., New York, 2003.
  20. Palmer S.J. Women in New Religious Movements // The Oxford Handbook of  New Religious Movements / edited by James R. Lewis. Oxford University Press, 2004. - P. 378 - 385.
  21. Partridge C. Alternative Spiritualities, New religious, and the Reenchantment of the West // The Oxford Handbook of  New Religious Movements / edited by James R. Lewis. Oxford University Press, 2004. - P. 39 - 67.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.