Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Технические науки - от теории к практике» (Россия, г. Новосибирск, 24 февраля 2015 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Материаловедение и металлургическое оборудование и технологии
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ТЕХНОЛОГИЯ МОКУМЕ ГАНЕ В СОВРЕМЕННЫХ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЯХ
Баранова Ольга Константиновна
соискатель ученой степени кандидата наук, ассистент кафедры технологии художественной обработки материалов и ювелирного искусства Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург
E -mail: Qwest-f@mail.ru
Чалова Екатерина Игорьевна
аспирант, ассистент кафедры технологии художественной обработки материалов и ювелирного искусства Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург
Баранова Александра Ивановна
преподаватель Камчатского индустриального техникума, РФ, г. Вилючинск
USING MOKUME GANE IN MODERN JEWELRY
Olga Baranova
candidate for a degree of candidate of sciences, assistant of the department of artistic manufacturing of materials and jewelry in Saint-Petersburg University of Technology and Design, Russia, Saint-Petersburg
Ekaterina Chalova
postgraduate, assistant of the department of artistic manufacturing of materials and jewelry in Saint-Petersburg University of Technology and Design, Russia, Saint-Petersburg
Alexandra Baranova
professor 1st category in Kamchatskiy Industrial College, Russia, Viluchinsk
АННОТАЦИЯ
Проведен анализ старинного способа обработки металла — традиционной японской техники «мокуме гане», известной с XVII века, пути её развития за этот период, появления новых технологий изготовления, а так же приведены советы по практическому изготовлению ювелирных изделий в данной технике.
ABSTRACT
Analysis of the ancient method of metal treatment — traditional Japanese technique “Mokume Gane”, known since XVII century, its development through the period, new technologies of manufacturing, and given advices on practical manufacturing of jewelry in this technique.
Ключевые слова: ювелирное производство; дизайн; технологии изготовления ювелирных изделий; традиционное искусство Японии; мокуме гане.
Keywords: jewelry manufacturing; design, technology of jewelry; traditional Japanese art; Mokume Gane.
В ювелирных украшениях люди ценят не только красоту, но и уникальность. Сами по себе ювелирные изделия могут являться как декоративными элементами (для обладателя), так и формой самовыражения (для создателя), поэтому некоторые из них считаются произведениями искусства. Украшения, выполненные в японской традиционной технике мокуме гане, можно смело отнести к этой категории, ведь каждое из них является самостоятельным неповторимым миниатюрным шедевром, имеющим как эстетическую, так и материальную ценность.
«В ювелирном деле практикуется множество разнообразных техник. Некоторые из них появились совсем недавно, другие связаны с древними традициями, передающимися из поколения в поколение» [2, c. 37]. Мокуме гане — традиционная, проверенная временем техника с богатой историей, в которую вдохнули новую жизнь современные технологии.
«С японского языка термин «мокуме гане» можно перевести как «металл, похожий на дерево»» [4, с. 27]. Это старинный способ обработки металла, изобретенный в XVII мастером Денбеем Сёами, с помощью которого он украшал рукояти самурайских мечей (рисунок 1). Самураи занимали высокое положение в обществе средневековой Японии, но не каждый из них мог позволить себе такую роскошь. Изысканно украшенная рукоять служила символом высокого статуса и достатка обладателя.
Рисунок 1. Лезвия катаны, изготовленной в технике мокуме гане
Принцип, на котором основывается Мокуме гане — такой же, как и при изготовлении самурайских мечей. Несколько пластин драгоценных металлов, в число которых входят и традиционные японские сплавы (например, Шакудо — сплав на основе меди 96 % и 4 % чистого золота) свариваются между собой в диффузии при высокой температуре. Глубина взаимопроникновения металлов Мокуме около 0,025 мм, и именно рост новых кристаллов в этой зоне скрепляет пластины воедино. Соединив пластины вместе, их обрабатывают и придают текстуру таким образом, чтобы открывались небольшие участки поверхности каждого слоя.
Сложность технологии состоит в том, что разные, порой практически не сочетаемые металлы соединяются между собой в причудливые и очень красивые узоры, которые никогда не повторяются.
В результате обработки техникой мокуме гане металл приобретает слоистый рисунок, по фактуре напоминающий древесные кольца или кору. «Эти уникальные узоры являются своеобразным воспеванием естественной красоты дерева, воплощенной в холодном могучем металле» [3, с. 14]. В современном мире самурайские мечи имеют успех лишь у коллекционеров, а статус самурая не имеет такого большого значения, но, тем не менее, мокуме гане получило такое широкое распространение и обожание, что получило воплощение в предметах искусства и прекрасных ювелирных изделиях.
Традиционная техника мокуме гане сводилась к сращиванию методом плавления нескольких листов различных металлов. Современные мастера и новые технологии привнесли в процесс некоторые изменения, но суть процесса остается неизменной.
На сегодняшний день существует два основных способа изготовления Мокуме ганэ: способом сплавления в печи и изготовление при помощи припоя.
Первый способ заключается в составлении целостной композиции из двух или более разнородных металлов, которые накладывались друг на друга слоями, создавая в условиях термической обработки, однородный сплав. В традиции японской техники такой сплав достигался благодаря диффузионной сварке в угольных кузницах.
В настоящее время известны разнообразные комбинации металлов, пригодных для данной техники: желтое, розовое и белое золото, никель, палладий, платина, титан, цирконий, бронза и латунь.
Суть метода мокуме гане в том, что листы различных ювелирных металлов складываются чередующимися по цвету слоями (рис. 2). Количество слоев достигает нескольких десятков. Затем заготовка нагревается при высокой температуре, чтобы металлы начали спекаться между собой. Происходит диффузия металлов в твердой фазе. Самое важное и сложное — прочно соединить разные металлы и при этом не превысить температуру плавления, чтобы сохранились индивидуальные слои
.
Рисунок 2. Плоские заготовки до скручивания слоев
Далее поученная заготовка прессуется, проковывается, скручивается, чтобы плоские слои стали извилистыми. Нагревается для снятия внутренних напряжений. И так много раз. Иногда в металле прорезают много регулярных углублений сквозь несколько контрастных слоев, чтобы обнажить рисунок. Затем снова подвергают ковке, чтобы сделать заготовку плоской. Процесс долгий и сложный. Характер и интересность узора зависят от опыта мастера (рис. 3).
Рисунок 3. Сплав в технике «Мокуме гане»
Рассмотрим более подробно второй способ изготовления, не требующий сложного и дорогостоящего оборудования.
Изготовление Мокуме при помощи припоя так же можно разделить на два способа: припаиванием проволоки и припаиванием пластин. Если способ изготовления проволокой можно считать простым, поскольку проволока имеет небольшую площадь контакта поверхностей, что не создает особых проблем при пайке, то при пайке плоских поверхностей пластин все обстоит сложнее. Последний способ рассмотрим детальнее:
1. Вначале следует подобрать металлы для пайки согласно их совместимости по параметрам ковкости и способности подвергаться пайке серебряным припоем. Обычно это медь, медные сплавы, серебро и золото.
2. Нарежьте подобранные металлы на две одинаковых полосы шириной не более 25 мм. Длина полосы не представляет проблемы, но для небольших предметов подойдут заготовки длиной 50—100 мм. Толщина заготовки должна быть не меньше 1,5 мм, иначе при пайке пластины будут легко деформироваться, что сильно повлияет на качество спаиваемых поверхностей. Старайтесь использовать металл максимально возможной толщины, чтобы уменьшить площадь поверхности для пайки. Но при этом не забывайте про ограничение расстояния между валами на вальцах, которыми еще предстоит пользоваться. В большинстве случаев оно варьируется от 3 до 6 мм. Таким образом, заготовка должна представлять собой ровную узкую полосу.
3. Идеально выровняйте поверхности пластин, чтоб зазор между ними был минимальным. Ошлифуйте так, чтобы на их поверхности не было пятен окиси. Затем снимите фаску по длинной стороне, которая будет служить канавкой между пластинами для точного втекания припоя. Немаловажным является полировка соединяемых поверхностей, так как припой намного лучше растекается по полированной поверхности.
4. Соедините пластины так, чтоб скошенные стороны фасок совпадали. Свяжите обе заготовки относительно толстой проволокой (биндрой) так, чтобы между витками проволоки было равное расстояние. Сверху важно оставить 6-миллиметровые петельки. Они помогут удерживать при пайке заготовку под углом. Проволока должна быть хорошо натянута, чтобы надежно удерживать металл.
5. Окуните в густой раствор буры либо используйте буру кремообразной консистенции. В течение всего процесса используйте тугоплавкий серебряный припой. Это позволит понижать температуру припоя, используемого в дальнейшем. Припой желательно использовать в проволочном виде.
6. Предварительно прогрейте блок большим кустистым пламенем на вращающейся подставке до тускло-красного свечения. В этот момент уменьшите пламя и сконцентрируйте его в центре соединяемого металла. Когда будет достигнута необходимая температура, начинайте подавать припой между пластинами, используя V-образную выемку. Не жалейте припоя. Далее, поверните подставку, нагрейте с обратной стороны и протяните по всей ширине пластин. Помните правило: припой течет туда, где выше температура. Следовательно, подавая припой с одной стороны, с противоположной стороны необходимо прогревать, пока припой не проявится между пластинами. Убедитесь, что пластины полностью спаялись непрерывным швом припоя, выступающим по всему периметру.
7. Медленно остудите, снимите проволоку и отбелите. В случае, если пластины спаялись не полностью, после отбеливания промойте в ультразвуковой ванне, промойте в воде и просушите. Слегка прокатайте в вальцах, чтобы пластины плотно сошлись. Затем заново покройте флюсом и прогрейте пластины до необходимой температуры, пока припой не прольется полностью.
8. Выровняйте заготовку, ошлифуйте. По желанию можно добавить третий металл, повторив предыдущий процесс. Полученную пластину прокатайте в длину, пока она не удвоится. Разрежьте пополам и снова спаяйте две половинки между собой, увеличив количество слоев вдвое.
Этот процесс можно продолжать сколько угодно раз. Но с увеличением числа слоев, теряются физические свойства металла: металл становится твердым и ломким, а чрезмерное число слоев может привести к потере необходимого декоративного вида. После того, как было набрано необходимое количество слоев, к спаянным пластинам желательно припаять толстую металлическую основу. Чтобы получить желаемую форму и толщину, полученную заготовку следует прокатать в необходимых направлениях, вырезать и спаять из нее требуемые детали. После чего отжечь и отчеканить металл с внутренней стороны, получив рельефную поверхность. Полученный рельеф с внешней стороны затачивается напильником и наждачной бумагой. После шлифовки металл полируют и производят его отделку, «а правильно подобранная отделка выявит рисунок и текстуру металла, равно как и настоящий цвет использованных сплавов» [1]. Современные ювелирные изделия, выполненные в технике мокуме гане представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Ювелирные изделия, выполненные в технике мокуме гане
Ювелирные изделия, созданные с применением техники мокуме гане, сочетают дух средневековой Японии, естественную красоту узоров дерева, холодную силу металла и являются современными произведениями искусства.
Список литературы:
1.Мокуме-гане // Интернет-журнал «Dekorata.ru». — 2010 г. — № 1 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dekorata.ru/NN/01/mokume-gane.html (дата обращения 17.02.2014).
2.Пономарева К.С., Жукова Л.Т., Использование фактуры при создании объектов из декоративно-поделочного камня, Дизайн. Материалы. Технология. — 2014. — № 4(34) СПб.: СПГУТД — 220 стр.
3.Ричард Фуллер, Рон Грегори, Японские мечи. Энциклопедия холодного оружия, АСТ, Астрель, Харвест, 2010 г. — 288 стр.
4.Роберт Куган, Джеймс Биньон, Стив Миджетт, Мокуме гане. Полный обзор, Дедал-Пресс, 2005 г. — 160 стр.
дипломов
Оставить комментарий