Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 02 декабря 2020 г.)

Наука: История

Секция: Всемирная история

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чугунов А.А. ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В «ИСТОРИИ» ГЕРОДОТА // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(30). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 5-9.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В «ИСТОРИИ» ГЕРОДОТА

Чугунов Алексей Алексеевич

студент, Институт Истории и Международных Отношений, Саратовский Государственный Национальный Исследовательский университет им. Н.Г. Чернышевского,

РФ, г. Саратов

IRRATIONAL IN THE "HISTORY" OF HERODOTUS

 

Alexey Chugunov

student, Institute of History and International Relations, Saratov State National Research University,

Russia, Saratov

 

АННОТАЦИЯ

В статье предпринята попытка показать формы общения человека эпохи античности с миром богов, которые являются важной частью труда одного из основоположников историографии – Геродота Галикарнасского. Также в статье представлена краткая биография этого античного автора.

ABSTRACT

The article attempts to show the forms of communication between ancient people and the world of the gods, which are an important part of the work of one of the founders of historiography. Herodotus of Halicarnassus. The article gives also a brief biography of this ancient author.

 

Ключевые слова: Геродот, Крез, Ксеркс, дельфийское святилище, Пифия, Аполлон.

Keywords: Herodotus, Croesus, Xerxes, the Delphic sanctuary, Pythia, Apollo.

 

Представления людей о существовании иного мира, мира мифических существ и богов, которые посылают человеку свои предзнаменования, ведут свое начало с незапамятных времен. Эти предзнаменования могли иметь вид откровений, разнообразных происшествий и многого другого, однако самыми интересными среди прочих являются сновидения ­– ὕπνος (pl. ὕπνοι) и предсказания оракулов ­– (ὁ) χρησμός [3, с. 159–172]. Интересные и важные сведения о них дает один из известнейших историков древности – Геродот из Галикарнаса.

Обсудим один из самых известных оракулов, переданных Геродотом. Речь идет о пророчестве дельфийского оракула Крезу, желавшему начать войну с Киром, могущественным царем Персии [1, с. 20–28]. В последующем рассказе о пророчествах, данных Крезу, «отец истории», возможно, пользовался в основном не лидийским, а дельфийским источником [4, с. 234]. По мысли Геродота, именно растущая мощь Персидской державы вывела Креза из двухлетней скорби по сыну [2, с. 21]. Размышляя над тем, можно ли сломить персов, пока они не стали слишком сильны, Крез отправил послов к разным оракулам в Элладе и Ливии. Однако первым делом царь хотел испытать их проницательность:

«<…> царь послал лидийцев для испытания оракулов с таким приказанием: со дня отправления из Сард они должны отсчитывать время и на сотый день вопросить оракулы: «Что теперь делает царь лидийцев Крез, сын Алиатта?». Ответы каждого оракула на этот вопрос послы должны записать и доставить ему» [2, с. 22].

Как отмечает историк, об ответах других оракулов, кроме Дельфийского, ему ничего неизвестно, поэтому он передает только ответ Пифии:

«Числю морские песчинки и ведаю моря просторы,

Внятен глухого язык и слышны мне речи немого.

В грудь мою запах проник облаченной в доспех черепахи,

В медном варимой котле меж кусками бараньего мяса.

Медь распростерта под ней и медною ризой покрыта» [2, с. 22].

Удивительно, но столь странный ответ произвел на Креза неподдельное впечатление, ведь он оказался верным:

«Отправив послов к оракулам, царь выждал назначенный день и замыслил вот что (его выдумку никак нельзя было открыть или о ней догадаться). Он разрубил черепаху и ягненка и сам сварил их вместе в медном котле, а котел накрыл медной крышкой» [2, с. 22].

Кроме Дельф, правдивое прорицание Крезу дал и оракул Амфиарай. Именно поэтому Крез стал доверять прорицаниям этих оракулов и даже стал посылать жертвы в оба святилища. Спустя некоторое время Крез поручил лидийцам, отвозившим дары в святилища, вопросить оракулов о главном замысле царя – стоит ли ему начинать войну с персами? Как сообщает Геродот, оба оракула объявили Крезу следующее:

«<…> если царь пойдет войной на персов, то сокрушит великое царство» [2, с. 24].

Кроме того, оракулы советовали царю заключить союз с самым богатым эллинским городом. Ответ оракулов осчастливил Креза, за что он одарил дельфийцев золотом. Затем царь снова вопросил оракул, желая знать, сколько просуществует его царство, на что получил такой ответ:

«Коль над мидянами мул царем когда-либо станет,

Ты, нежноногий лидиец, к обильному галькой Герму

Тут-то бежать торопись, не стыдясь малодушным казаться» [2, с. 24].

И снова царь чрезвычайно обрадовался, так как был уверен в невозможности правления осла над мидянами. Это же вздор! Поэтому царь принялся по совету оракулов искать могущественное эллинское племя для союза. Посчитав, что речь шла о Спарте, он отправил в нее посольство и союз был заключен. Затем Крез выступил в поход на Каппадокию, желая сокрушить Кира, которого порицал за свержение мидийского царя Астиага. Итак, перейдя реку Галис, Крез вторгся в Каппадокию и стал ее разорять, за что Кир и выступил к нему на встречу. Подойдя к противнику, Кир расположился напротив лидийского царя, и началась битва при Птерии, закончившаяся безрезультатно. После битвы Крез, понимая малочисленность своего войска, отступил к Сардам и послал к союзникам за помощью.

В это же время Лидию наводнили змеи, которых стали поедать кони, бросившие пастбища. Геродот описывает это явление как божественное знамение [2, с. 36]. Также думал и Крез, поэтому отправил послов к тельмесским толкователям, которые дали такой ответ:

«Крезу следует ожидать нападения чужеземного войска на свою страну. Войско это придет и истребит туземных жителей. Ведь змея, говорили они, – дитя родной земли, конь же – нечто враждебное и чуждое ей» [2, с. 36].

К сожалению, полученный ответ послы не успели доставить Крезу, поскольку Сарды пали, а царь уже был в плену. А случилось это вот как.

После первой битвы и отступления лидийцев Кир решил незамедлительно идти на Сарды, пытаясь опередить создание нового лидийского войска. Такой ход удался и, встав во главе большой армии, Кир сумел выманить Креза из Сард и втянуть того в битву. Благодаря хитрому ходу персов с верблюдами, которые сильно напугали фригийских лошадей, планы Креза рухнули и ему пришлось отступить в город. Находясь в осаде, Крез снова послал за союзниками, прося оказать немедленную помощь, однако они не успели и Сарды пали. После взятия города Креза схватили, и Кир пожелал принести его в жертву, возведя на огромный костер. Однако Крезу было не суждено умереть в огне, ведь после того, как он рассказал Киру о мудрости, переданной Солоном, персидский царь раскаялся и приказал потушить пламя. Однако это никак не удавалось, поэтому Крез призвал на помощь Аполлона, после чего пошел дождь и костер был потушен. Отныне Кир считал Креза любимцем богов и даже сделал его членом своей свиты. Крез же, как нам сообщает Геродот, послал в Дельфы снятые с себя оковы, желая узнать, почему боги проявили к нему неблагодарность:

«Прибыв в Дельфы, лидийцы выполнили поручение. А Пифия, как передают, дала им вот какой ответ: «Предопределенного Роком не может избежать даже бог» [2, с. 43].

Ответ Пифии отсылает нас к преступлению Гигеса, предка Креза, который убил своего господина и завладел его царством [5, с. 259]. Это преступление искупил именно Крез. Кроме того, благодаря ответу из Дельф, Крез понял, как сильно ошибался в толковании двух последних пророчеств. Эта ошибка, как мы видим, стоила ему «великого царства». В этом известии Геродот полностью подтверждает божественный замысел произошедшего. Он критикует Креза за его высокомерное отношение к пророчествам и некоторую необдуманность действий, но в целом историк понимает, что Крез простой, смертный человек, не лишенный слабостей, а потому заостряет внимание на том, что это была воля богов, которые и предвозвестили конец Лидийского царства через столь любопытные оракулы.

 

Список литературы

  1. Kindt J. Revisiting Delphi: Religion and Storytelling in Ancient Greece. Cambridge; NewYork, 2016.
  2. Геродот. История / Пер. с др.-греч. и примеч. Г.А. Стратановского. М.: «АСТ», 2007.
  3. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное / пер. с англ., коммент. и указат. С.В. Пахомова. СПб., 2000.
  4. Кулишова О.В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII–V вв. до н. э.). СПб., 2001.
  5. Суриков И.Е. Геродот. М., 2009.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.