Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 01 апреля 2020 г.)

Наука: Политология

Секция: История социально-политических учений зарубежных стран

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Макушин А.Ю. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ТОМАСА ПЕЙНА // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 4(23). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 13-18.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ТОМАСА ПЕЙНА

Макушин Алексей Юрьевич

студент, факультет политологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

РФ, г. Москва

XVIII век стал совершенно революционным в общественном сознании — это было время Эпохи Просвещения, подъёма революционных настроений в Европе и мире, время больших надежд на установление царства разума, такого устройства, которое бы закрепило за широкими массами граждан права, освободило бы человечество от феодальных предрассудков и оков феодального устройства. В Европе двигателями прогрессивной, просвещенной мысли стали такие выдающиеся философы, как Жан-Жак Руссо, Вольтер, Иммануил Кант и многие другие.

В Новом свете, на Американском континенте, также закрепились идеи Просвещения. Наиболее видными представителями этого течения в Америке стали Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин, а также Томас Пейн. Во-многом именно социально-политические идеи последнего имели решительное влияние на идеологию Американской революции 1776-1783.

Томас Пейн родился в 1737 году, в английском городе Тетфорде, в небогатой квакерской семье. Он учился в местной школе, затем работал в мастерской и в таможенной конторе, после увольнения из которой, в 1774 году, он попал в Америку с помощью Б. Франклина, с которым познакомился ранее[1].

В Америке он занимался предпринимательством, а в 1775 году был отправлен Конгрессом в Англию для того, чтобы отвезти прошение американских колонистов королю Георгу III. Прошение осталось без ответа, и по возвращении из Англии Пейн издал, в 1776 году, свою наиболее влиятельную брошюру «Здравый смысл»[1], в которой поддерживал борьбу за независимость Америки от британской метрополии и изложил свои взгляды. К этому времени в колониях уже шли первые вооруженные конфликты между американцами и британскими войсками.

В своих трудах Томас Пейн разделяет общество и государство, считая существование последнего необходимым злом[3]. Он сторонник теории общественного договора, говоря о том, что в человеке имеется естественная склонность ко злу, которую нужно ограничивать законами, гражданскими обязанностями и структурами власти, чтобы обеспечивать безопасность всего общества. Ради этой безопасности человек жертвует частью своей собственности[3].

Поскольку для создания законов, все люди не могут постоянно встречаться, общество организовывает представительное правление и институт выборов, необходимый для того, чтобы все имели голос в решении общественных проблем.

Пейн приводит Англию и английское устройство власти, как отрицательный пример, говоря о том, что в английской конституции существует две тирании — монархическая и аристократическая[3]. И монарх, и аристократы правят по наследству, независимо от народа, и не принося этому народу никакой пользы.

В «Здравом смысле» Томас Пейн развивает эти мысли и последовательно выступает как противник монархической формы власти. Он критикует монархию и опровергает её божественное происхождение с помощью Священного писания. Монархия, по мнению Пейна, есть зло, как и тот факт, что власть монарха наследственная. Он считает власть монарха неестественной, и есть тому природное доказательство — то, что сильные короли часто сменяются королями ничтожными[3]. Конституционная монархия тоже не может являться идеалом политического устройства из-за того, что, даже при широких полномочиях парламента, власть всё равно окажется в руках монарха, как это происходит в Англии, которая хоть и имеет элементы республики, всё равно является такой же монархией, как Франция или Испания.

Также им представлен проект по устройству будущего независимого государства. Основой должен был стать американский аналог Великой хартии вольностей — Континентальный чартер, который бы закрепил собственность и свободу всех граждан, и указал бы систему создания национального правительства — Конгресса. Конгресс же избирал бы президента ежегодно из делегатов колонии, выбранных по жребию[3].

Работа Пейна «Здравый смысл» имела огромнейшее влияние и популярность в Американских колониях.

По окончании войны за независимость в Америке в 1783, Пейн поселился в Нью-Джерси, периодически посещал Францию, в которую ездил ещё во время войны. Несмотря на огромное влияние его работ на американцев, его не допустили к власти в годы становление США в связи, по мнению журналиста Джона Николса, с его резко аболиционистскими взглядами[2].

В 1787 году он уехал в Лондон, где встретил в 1789 году Французскую революцию, после начала которой, в 1790 году, он отправился в Париж[1]. В этом же году английский консерватор Эдмунд Бёрк написал «Размышления о революции во Франции», в которой резко её раскритиковал. В ответ на это Томас Пейн в 1791-92 годах написал трактат «Права человека».

В этой работе Томас Пейн выражает свою поддержку идеалам Французской революции, стремлению низвергнуть деспотизм. Главным символом падения деспотизма для него становится взятие Бастилии[4]. Он не считает революцию бунтом против короля, а скорее борьбой за права человека.

По соображениям Пейна, права человека исходят от природы. Следовательно, их нельзя дать или отобрать. Равенство людей между собой — самая старая доктрина в истории[4]. Также он считает естественными правами равенство и справедливость. Любые гражданские права, следовательно, должны основываться на естественных, а правительство должно работать, соблюдая их. Крайне важным является также создание конституции, основанной на правах человека.

В «Правах человека» Пейн развивает и свою более раннюю идею о зле наследственной власти. Он говорит о том, что монархия — это «старая» форма правления, которая опирается на неизменность власть имущих и на игнорирование массами того, согласны они с данной формой власти или нет. По мнению Пейна, каждое поколение заслуживает свою форму правления. Им также оспаривается наследование королями таких качеств, как мудрость и способность к управлению. Наследственные правительства выгодны наиболее всего аристократии, они способны превратить войну в заработок, чем ставят под угрозу безопасность своих граждан.

В отличие от этого, представительное правление основано на конституции, которая гарантирует свободу и равенство граждан[4]. Представительное правление способно меняться со временем, в соответствии с нуждами и желаниями следующего поколения. Оно же создаёт законы в соответствии с правами человека.

Томас Пейн также считает правом народа устроить революцию против правительства, которое его угнетает, не сообразуясь с естественными правами человека. На место свергнутых правительств должны быть установлены новые, отражающие поколение.

Также, Пейн является сторонником концепции социального государства. По его концепции, каждый гражданин должен иметь право на социальную защиту. Помощь должна идти на помощь бедным, детям и людям преклонного возраста. Финансировать его проект должны были бы средства, освободившиеся после сокращения вооруженных сил после победы революции и начала эпохи мирной жизни, связанной с тем, что монархии, бывшие главным источником войн, были свергнуты[4]. Пейн также является сторонником всеобщего образования, и, согласно его концепции социального государства, должны финансироваться семьи тех, кто не способен отправить детей в школу. Также он считает необходимым выплату пособий старикам и построение для бедных «работных домов».

Свои взгляды относительно религии Томас Пейн изложил в трактате «Век разума», выпущенном в трёх частях с 1794 по 1807 годы. Он был направлен на  поддержку философии деизма, критику христианства и церкви.

Сам Пейн говорит о том, что он верит в единого Бога, что верит в счастье после смерти, в равенство, и в то, что религиозность заключается в справедливых делах, милосердии и стремлении осчастливить ближнего. Он не верит ни в Иудейскую, ни в Христианскую, ни в какую-либо ещё церковь, известную человечеству, так как он считает их не более, чем человеческим изобретением, созданным для того, что поработить и держать в страхе народы[5]. Пейн считает свой разум своей церковью. При этом, он не относится с осуждением к тем, чьи взгляды отличны от его. В этом проявляется и вера Пейна в том, что у человека должна быть свобода вероисповедания.

Пейн скептически относится к различным сверхъестественным проявлениям божественного. Он считает божественное откровение слабым доказательством существования Бога из-за того, что его подтвердить могут только те, кто его испытал. Следуя из этого, он отвергает и чудо. Пейн подчеркивает то, что смысл откровений часто менялся в зависимости от политической ситуации[5].

По мнению Пейна, доказывать существование Бога нужно путём применения разума, и единственным подлинным доказательством его существования является мир.  

В значительной части «Века разума» Пейн, анализируя различные отрывки из Ветхого и Нового Заветов с применением тех же методов анализа, что и к секулярным текстам, указывает на их противоречивость, приводит доказательства того, что Библия не происходит от Бога, как это считается в традиционных церквях, а является таким же человеческим изобретением, как и сама церковь.

История христианства рассматривается Томасом Пейном как история коррупции и угнетения[5]. И государство, и церковь, по разумению Пейна, являются единым коррумпированным институтом, который не действует в интересах народов, и поэтому они должны подвергнуться радикальным изменениям. Революция в государстве должны была привести к революции в религии[5].

Последний трактат, рассмотренный в данной статье, это - «Аграрная справедливость» 1797 года, написанный в ответ на слова епископа Лландафского о мудрости создании Богом бедных и богатых[6]. Томас Пейн в нём излагает свой план по борьбе с нищетой и рассуждает на тему собственности.

Собственность, по его мнению, разделяется на естественную собственность и искусственную, или приобретенную, собственность. Первая предоставляется природой, вторую же создают люди. Каждый человек имеет право на свою долю естественной собственности, или на её эквивалент[6]. Нищета создана цивилизованной жизнью, говорит Пейн, ведь у индейцев, людей в более-менее естественном состоянии, её нет, следовательно, нищета — неестественна для человека.

Для борьбы с нищетой Томас Пейн предлагает создание национального фонда, из средств которого выплачивалась бы ежегодная компенсация лицам, достигшим 21 года, за потерю или неимение естественной собственности, и лицам старше 50 лет. Деньги в этот фонд вносились бы 10%  налога на наследование, раз в поколение[6]. Томас Пейн верит, что это необходимо, а также, в трактате он приводит математические вычисления как доказательство того, что эту систему возможно создать.

Томас Пейн несомненно был одним из наиболее ярких представителей Американского и европейского просвещения. Многие его идеи предвосхитили своё время. Язык, которым он писал — яркий, но в то же время простой — позволил просвещению в Америке стать массовым явлением, и его труды стали по-настоящему влиятельными.

 

Список литературы:

  1. Стороженко Н. И. Пэн, Томас // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Nichols, John (January 20, 2009). "Obama's Vindication of Thomas Paine". The Nation. URL: https://www.thenation.com/article/archive/obamas-vindication-thomas-paine/#axzz2edDwnJ4g
  3. Paine, Thomas  (1986) [1776], Kramnick, Isaac (ed.), Common Sense, New York: Penguin Classics, ISBN 0-14-039016-2
  4. Paine, Thomas, and Mark Philp. Rights of Man, Common Sense, and Other Political Writings. Oxford University Press, 2008. Google Books. Online edn, November 2018.
  5. Paine, Thomas. The Age of Reason. Ed. Kerry Walters. Peterborough: Broadview Press, 2011. ISBN 978-1-55481-045-1.
  6. Paine, Thomas (2004). Common sense [with] Agrarian justice. Penguin. ISBN 0-14-101890-9.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.