Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 02 марта 2020 г.)
Наука: Политология
Секция: Политический менеджмент
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
TYPES OF POLITICAL MANAGEMENT
Svetlana Sivova
doctor of Sociology, assistant professor, professor, Saratov State Law Academy,
Russia, Saratov
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена изучению многообразия феномена политического управления. Автором предложены четырнадцать классификаций политического управления, что позволило систематизировать материал и выделить ряд важных аспектов для понимания специфики политического управления, в частности, таких как многообразие субъектов, объектов, уровней, масштабов, отношений управляющих и управляемых в политическом управлении.
ABSTRACT
The article is devoted to the study of the diversity of the phenomenon of political management. The author proposed fourteen classifications of political management, which allowed to systematize the material and highlight a number of important aspects for understanding the specifics of political management, in particular, such as the variety of subjects, objects, levels, scales, relations of managers and managed in political management.
Ключевые слова: политическое управление, политика, управление, легитимное управление, манипулятивное управление, мировое управление.
Keywords: political management, politics, management, legitimate management, manipulative management, world management.
Одной из актуальных задач всех наук, изучающих общество, было и остается объяснение механизмов его функционирования. Благодаря кибернетике, для систем разной природы существует универсальное обозначение этих механизмов – управление. Но, безусловно, в разных системах этот процесс обретает свою конкретную форму и содержание. В обществе одной из важнейших ипостасей управления является власть. Вопрос о соотношении власти и управления представляет отдельный интерес, но не входит в предмет данной статьи. Отражением этой властной составляющей является понятие политическое управление, объединяющее родовую характеристику – управление, и его специфическую, властную, форму выражения в обществе.
Конструкт «политическое управление» возникает при соединении таких понятий как политика и управление. Каждое из них многогранно и, соответственно, имеет множество толкований. Так, например, А.И. Соловьев выделил пять уровней в толковании этих явлений и показал возможности и ограничения в сочетании смысловых уровней [4]. Если углубиться в эти вопросы, то можно увидеть новые, расширяющие горизонты традиционного понимания политического управления. В своем исследовании мы будем исходить из распространенных, можно сказать, классических, трактовок этих понятий. Под управлением в общем виде понимается целенаправленное воздействие управляющей подсистемы на управляемую. При этом целенаправленность означает не только постановку цели, но и наличие механизма, обеспечивающего ее достижение. Под политическим мы будем, следуя М. Веберу, понимать то, что относится к борьбе за власть [1, с. 646] и реализации такой власти, которая носит верховный, непререкаемый характер по отношению к любым субъектам и подсистемам, входящим в управляемую систему. Таким характером власти в современных обществах обладает государство. Поэтому нередко политическое связывают напрямую со сферой государственной власти. Соединив изложенные выше трактовки, можно определить политическое управление как процесс и результат реализации систематической, специально организованной деятельности по достижению политических целей, то есть целей, связанных с борьбой за власть, верховную, непререкаемую в масштабах больших социальных систем.
Политическое управление – явление многоликое. Конкретизация понятия, проявление его содержания может быть достигнуто с помощью метода классификации. Проведем классификации по разным основаниям. По уровню оказываемого воздействия можно выделить микроуровень и макроуровень. Микроуровень – это конкретные, частные процессы взаимодействия на уровне отдельных политических акторов. Его иногда называют реляционистским, поскольку он представлен в виде отношений между конкретными субъектами [3, с. 1]. К такому уровню относится, например, целенаправленная деятельность кандидата в депутаты представительного органа, агитирующего избирателей отдать за него голоса. Макроуровень фиксирует управление как общесистемный процесс, реализующийся в форме неких механизмов, обеспечивающих стабильное воспроизводство значимых параметров системы. В обществе таким комплексным политико-управленческим механизмом является политическая институционализация. Политическая институционализация – это процесс и результат закрепления политических практик в виде систем норм, ценностей, статусов и ролей. Стабильность воспроизведения политических практик обеспечивает поддержание определенных политических параметров социальной системы. Политическая институционализация тесно сопряжена с такими механизмами как политическая социализация и политическая легитимация. Политическая социализация обеспечивает обучение людей нужным политическим практикам, а политическая легитимация – признание ими законности, обоснованности этих практик. Макроуровень весьма интересен для понимания феномена политического управления. В литературе этот уровень иногда трактуют как «объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, структуры, функциональные связи», различая его тем самым с реляционистским уровнем [2, с.6]. Для политического управления это принципиально неверно. Создание и поддержание социальных ролей, норм, статусов и практик зачастую является политическим проектом. Разница между макро- и микроуровнями политического управления состоит не в объективной и субъективной природе, а в том уровне преобразований, которые осуществляют политические акторы, стремясь реализовать свою волю.
Другим возможным основанием классификации является сфера общественных отношений, которой управляют. По этому признаку можно выделить немало разновидностей политического управления: политическое управление в сфере экономики, в культурной сфере, в сфере международных отношений и т.д. Составить исчерпывающий список здесь невозможно.
По темпоральным характеристикам можно, следуя градации, принятой в управленческой практике, выделить стратегическое, тактическое и оперативное политическое управление. Стратегическое политическое управление реализует долгосрочные цели (пять и более лет). Тактическое – среднесрочные (от одного года до пяти лет). Оперативное – краткосрочные (менее одного года).
По специфике объекта воздействия можно выделить политическое управление, нацеленное на изменение поведения массовых аудиторий (например, работа с электоратом в ходе избирательной кампании); нацеленное на изменение поведения отдельных структур (например, управленческое воздействие лидера на свою политическую партию); нацеленное на изменение поведения конкретных, отдельных людей (например, лоббирование – то есть воздействие на конкретное должностное лицо с целью склонить его к принятию нужного решения).
По субъекту управления можно выделить политическое управление, осуществляемое лицом, олицетворяющим публичную власть (государственные и муниципальные служащие, лица, занимающие выборные должности в органах государственной и муниципальной власти); осуществляющееся лицом, не олицетворяющим публичную власть (кандидат в депутаты представительного органа, лидер политической партии).
По характеру реализуемых интересов политическое управление можно разделить на публичное и частное. Публичное политическое управление работает на цели, отражающие общественные интересы. Частное политическое управление работает на цели, отражающие не совпадающие с общественными интересы отдельных лиц или групп. Данная классификация интересна как аналитический инструмент, поскольку в большинстве случаев политики провозглашают цели публичного характера, но подлинные цели носят частный характер.
По характеру используемой силы можно выделить политическое управление, построенное на легитимном насилии и построенное без его использования. В первом случае речь идет о деятельности органов государственной и муниципальной власти, которые имеют право принимать общеобязательные для граждан решения, выражающееся в форме законов и подзаконных актов. Во втором случае речь идет о достижении политических целей без использования такой силы. Отметим, что данная классификация не дублирует предыдущую. Лица, олицетворяющие государственную и муниципальную власть, могут действовать не только через использование легитимного насилия. Например, Президент РФ проводит немало PR-мероприятий для того, чтобы воздействовать на массовые аудитории, СМИ и политических акторов без использования методов административного воздействия.
По используемым методам можно выделить политическое управление, основанное на методах принуждения, основанное на методах убеждения, основанное на сочетании этих методов. Если политическая цель достигается за счет использования административных ресурсов, то это будет политическое управление, основанное на принуждении. К этой же разновидности можно отнести достижение политических целей за счет физического воздействия (например, устранения политического противника путем применения физической силы). Политическое управление, основанное на убеждении, можно увидеть в деятельности по агитации или в разъяснительной работе. Нередко, в политическом управлении сочетаются обе группы методов. Так, например, если рассматривать работу над принятием поправок в Конституцию РФ с политико-управленческой точки зрения, то здесь применяются и властные, нормативно оформленные решения и разъяснительная работа, которая ведется со стороны Президента РФ, депутатов Государственной Думы как политических акторов.
По авторитетности принимаемых управленческих решений и используемых методов можно выделить легитимное и нелегитимное политическое управление. Разграничение проходит по отношению граждан к обоснованности, допустимости принимаемых политико-управленческих решений и осуществляющихся действий. Близкой, но тем не мене отличающейся, будет классификация по юридической оценке политического управления – законное и незаконное. В большинстве случаев градация по этим классификациям совпадает: законное будет считаться легитимным, незаконное будет расценено как нелегитимное. Но не всегда, и именно с политической точки зрения это имеет огромное значение. Например, если оппозиция организует акцию протеста, не получив разрешение в установленном законом порядке, то такие действия будут незаконными. Но если политическая ситуация напряжена, а вопрос, по поводу которого проводится акция, жизненно важен для граждан, и эта акция может стать реальным противовесом действиям властей, противоречащим интересам граждан, то большинство людей оценит незаконную акцию протеста как легитимную и поддержит ее. Может быть и противоположная ситуация: когда законные действия будут считаться нелегитимными. Например, принятое решение о повышении пенсионного возраста в России было законным, но воспринято большинством населения как недопустимое, поскольку нарушало представления о социальной справедливости и политической этике (Президент РФ отступил от своих публичных обещаний не повышать пенсионный возраст), что привело к катастрофическому падению рейтинга В.В. Путина.
По характеру предполагаемых изменений политическое управление может быть конструктивным и деструктивным. Граница здесь проходит не по тому, создается что-то или разрушается, а по соответствию интересам общества. Цели деструктивного управления противоречат интересам общества (это может выражаться как в разрушении важных для общества устоев, так и во внедрении не соответствующих его интересам норм, ценностей и практик). Цели конструктивного управления соответствуют интересам общества (это может выражаться как в демонтаже отживших, не устраивающих общество практик, так и в создании новых).
Классификация по степени добротности воздействия будет носить двухуровневый характер. Во-первых, политическое управление можно разделить на управление с открытым и скрытым характером воздействия. Здесь разграничение проходит по признаку: известно ли управляемым о том, что ими управляют. В свою очередь, политическое управление с открытым характером воздействия можно подразделить на прямое и манипулятивное. При прямом характере воздействия управляющие доводят до объекта управления информацию о подлинных целях и методах воздействия. При манипулятивном управлении доводится искаженная информация о целях и/или методах воздействия. Приведенная в этой классификации градация непроста в применении, поскольку в политическом управлении открытое и скрытое, прямое и манипулятивное настолько тесно связаны и плавно перетекают друг в друга, что разграничить их можно, скорее в познавательных, чем в практических целях. Рассмотрим в качестве примера деятельность в ходе избирательной кампании, этап сбора подписей за регистрацию кандидата в депутаты. С одной стороны, до избирателей доводится подлинная цель – подписи нужны, чтобы быть зарегистрированным и затем вести борьбу за депутатский мандат (прямое управление); но с другой стороны, в качестве аргументации чаще всего не приводятся подлинные цели, зачем человек хочет быть депутатом (манипулятивное воздействие).
По масштабу воздействий можно выделить политическое управление, реализация целей которого имеет локальный, региональный, общенациональный и международных характер.
Выделим еще одну весьма интересную и актуальную классификацию – по соотношению с государственной организацией общества. На этом основании политическое управление можно разделить на субгосударственное, государственное, надгосударственное, мировое. Градация здесь происходит не по масштабу воздействия, а по соотношению субъекта и реализуемых им интересов с национальным государством как базовой легитимной макроструктурой организации современного общества. Субгосударственое политическое управление осуществляется теми политическими акторами, масштабы деятельности которых не выходят за пределы одного конкретного национального государства и которые действуют на том политическом пространстве и по тем правилам, которые это государство сформировало. Государственное политическое управление - это деятельность таких политических акторов, которые, во-первых, на законных основаниях действуют от имени государства и, во-вторых, могут легитимно конструировать политическое пространство самого государства (например, глава государства). Надгосударственное политическое управление – это деятельность по реализации политических целей международных, надгосударственных организаций. Характерной чертой такого политического управления будет то, что с одной стороны, эти организации построены на членстве конкретных государств, которые стараются проводить свои интересы, но, с другой стороны, решения таких организаций обязательны для государств-участников, хотя и не всегда совпадают с их интересами. Эти решения могут фрагментарно менять политическое пространства внутри государств-участников. И субъектом такого управления будет надгосударственная организация, а не государства, являющиеся ее членами. Тенденция преодоления национально-государственной субъектности получает свое логическое завершение в мировом управлении. Характеристика «мировое» взята в данном случае по аналогии с такими терминами как «мировое государство» и «мировое правительство» [5, с. 647-650].
Таким образом, нами предложено четырнадцать классификаций политического управления. Они позволяют упорядочить научные представления по данному вопросу, конкретизировать само изучаемое понятие, акцентировать внимание на некоторых закономерностях и тенденциях, в частности на таких как: роль субъективного, волевого начала в политическом управлении, неоднозначность соотношения публичных и частных интересов; диалектика манипулятивного и открытого воздействия на общество; актуальность изучения глобальных форматов политического управления.
Список литературы:
- Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. – 808 с.
- Головин Ю.А. Политический менеджмент: учеб. пособие. – Ярославль: Изд-во Ярослав. гос. ун-та, 2004. – 106 с.
- Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Изд-во Юрайт, 2015. – 365 с.
- Соловьев А.И. Политика и управление: когнитивные основания взаимосвязи // Вестник Московского ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). – 2005. - № 36-49.
- Сорокин В.В. Юридическая глобалистика: учебник. – 2-е изд. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. - 916 с.
дипломов
Оставить комментарий