Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXI-XXII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 01 июля 2019 г.)

Наука: История

Секция: Всемирная история

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Таги-Заде Г.С. БОРЬБА ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КУРДИСТАНА ЗА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И ЗАЩИТУ ЗАВОЕВАНИЙ ИЮЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1958 Г. В ИРАКЕ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XXI-XXII междунар. науч.-практ. конф. № 6-7(15). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 5-11.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

БОРЬБА ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КУРДИСТАНА ЗА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И ЗАЩИТУ ЗАВОЕВАНИЙ ИЮЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1958 Г. В ИРАКЕ

Таги-Заде Гусен Сейфуллаевич

канд. ист. наук, доц. Факультет Востоковедения, Кафедра истории стран Азии и Африки, Дагестанский Государственный Университет

РФ, с. Манаскент

АННОТАЦИЯ

Победа революции открыла новую страницу в истории отношений арабского и курдского народов в Ираке, отношений нового типа, основанных на принципах дружбы и сотрудничества. Цель данной статьи раскрыть роль ДПК укрепление единства между арабским и курдскими народами.

 

Ключевые слова: ДПК, иракский Курдистан, Ирак, «Свободные офицеры».

 

С первых дней победы июльской революции в Ираке ДПК вела активную борьбу за признание национальных прав курдского народа в рамках Иракской республики, считая, что признание курдов равноправными партнерами все больше укрепит единство и усилит мощь республики. Орган ДПК «Хабат» в номере от 27 августа 1959 года подчеркивал, что полное признание национальных прав курдского народа способствует дальнейшему усилению республики[1]. В номере от 16 августа 1960 года говорилось: «Борьба нашей партии за обеспечение национальных прав курдской нации постоянная защита его целей и интересов, продолжение усилий, направленных на осуществление всех прав курдского народа, - это борьба сама по себе является большим вкладом в дело победы, укрепления и упрочения иракского единства.[2]

Одними из основных факторов признания национальных прав курдского народа и уважения его национальных интересов, зафиксированных в 3 статье Временной Конституции, ДПК считала введение в Иракском Курдистане, наравне с арабским, курдского языка как официального. «Необходимо признать курдский язык, - подчеркивает «Хабат» в первой статье, - официальным языком в Курдистане»[3]. Большое внимание уделяла ДПК развитию в Курдистане курдской литературы и науки. Она требовала создания специального общества курдских литераторов, которые предполагалось разработать необходимые планы развития курдской литературы.  Для плодотворного развития научных знаний и координации их ДПК требовала организации также Курдской Академии. ДПК активно защищала и отстаивала политику укрепления республиканского строя и дальнейшей демократизации общественной жизни Ирана, как единственного условия для достижения национальных прав курдского народа.

На страницах «Хабат» в номере от 5 сентября 1960 года отмечалось: «Защита нашей демократической республики гарантирует обеспечение нашего народа национальными правами»[4]. В другом номере «Хабат» говорилось, что курдский народ связывает свою судьбу с победой демократии в Ираке и что «народные массы Курдистана готовы на любые жертвы ради сохранения и развития демократического режима»[5]. В связи с этим большое значение приобретала борьба ДПК по разоблачению реакционных элементов, оставшихся в государственном аппарате. Она неоднократно требовала проведения чистки государственного аппарата, боролась против попыток правых сил подорвать демократические основы Временной Конституции. «Нет места для агентов империализма», писала «Хабат», в рядах нашего национального освободительного движения»[6]. Следует отметить, что под влиянием правых сил демократические основы Временной Конституции (особенно статья 3) где говорилось о равноправии курдов в рамках Иракской республики постепенно подрывались. Правительство Касема стало проводить явно шовинистическую и дискриминационную политику по отношению курдского народа. ДПК решительно выступила против этой политики правительства Касема в отношении Курдов Ирака и проводила настойчивую и последовательную борьбу в защиту прав курдского народа. «Хабат» неоднократно требовала выполнения 3 статьи Временной Конституции, подчеркивая, что до сих пор эта статья практически не была выполнена, и призывала правительство отказаться от дискриминационной политики и принять необходимые меры для обеспечения национальных прав курдов. «Хабат» справедливо подчеркивала, что «главное – выполнение закона, а не издание его»[7].

Победа революции открыла новую страницу в истории отношений арабского и курдского народов в Ираке, отношений нового типа, основанных на принципах дружбы и сотрудничества. Демократическая партия Курдистана не только уделяла особое внимание вопросам единства между арабским и курдским народами, но и активно содействовала развитию и укреплению тесных, дружественных отношений между двумя основными народами, населявшими Ирак. Председатель ДПК М. Барзани, вернувшийся после июльской революции в Ирак, неоднократно призывал к укреплению арабско-курдского братства, и устранению всякого сепаратизма, как основным условием сохранения завоевания июльской революции и завоеваний национальных прав курдского народа: «единство арабского и курдского народов, - указывал М. Барзани является главной опорой в защите Республики…». Временная Конституция, гарантирующая равноправие арабам и курдам открыла широкие перспективы для сплочения народов Ирака, предусматривала необходимые условия для создания демократического общества, исполненного духом взаимного сотрудничества, доверия и дружбы»[8, с.74].

Ту же мысль высказывала и орган ДПК – газета «Хабат», которая писала, что усиление братского союза между курдами, арабами и туркменами – священная национальная задача и такой союз является решающим фактором сохранения и развития нашей республики»[9, с.76]. Важное значение для развития республики имело объединение усилий всех демократических партий. После победы революции ДПК принимала активное участие в объединении национальных сил страны, она стремилась укрепить свои связи с демократическими партиями, и в первую очередь – СИКП. 10 ноября 1958 г. представители ДПК и ИКП подписали «Пакт сотрудничества». В этом документе выработаны конкретные меры в целях дальнейшего развития сотрудничества между двумя партиями. Подписание этого документа явилось важной победой демократических сил Ирака. Это дало возможность еще более объединить усилия обеих партий в целях дальнейшего закрепления и защиты завоеваний июльской революции и признания за курдским народов прав на автономию. Однако укрепление дружбы и братского союза между арабскими, курдскими и другими народами, населяющими Ирак, признание курдов «равноправными партнерами» - все это пугало реакционные круги Ирака и националистические круги Арабского Востока, которые пытались подорвать дружбу между арабским и курдским народами и запугивали простых арабов курдским «сепаратизмом». Так, ливанский журнал «Аль-Ахад» в номере от 25 декабря 1958г. с возмущением писал «во времена Нури Саида никто не разу не сказал, что иракский народ состоит из арабов и курдов. Тогда Ирак считался арабским и все»[10, с.663].

В ответ на этот реакционный вымысел на страницах «Хабат» был опубликован ряд статей, которые разоблачали истинные цели реакции и неоднократно утверждали, что национальные силы Иракского Курдистана без всякого колебания и искренно поддерживает единство Ирака. А в сентябре 1958 года ЦК ДПК объявил, что «отделение Курдистана от молодой Иракской Республики не соответствует интересам курдского и арабского народов и способствует усилению позиций империализма не только в Ираке, но и во всех странах Ближнего и Среднего Востока»[11]. Прогрессивные силы Ирака высоко оценивали борьбу, проводимую ДПК за укрепление единства и дружбы между арабским и курдским народами. «Никто не может отрицать  роли коммунистической партии и Демократической партии Курдистана, - писал орган ИКП – газета «Иттихад аш-шааб», - в усилении братских связей между курском народом и его старшим братом – арабским народом»[12, с.533]. ДПК вела последовательную борьбу за обеспечение демократических свобод в стране. В передовой статье от 9 ноября 1960 года газета «Хабат» призывала «все национальные партии и организации уделять должное внимание вопросам обеспечения демократических свобод иракскому народу». Это требует, - писала газета, упорной борьбы за гарантию демократических свобод и создания необходимых условий для окончания переходного периода»[13].

ДПК добивалась легализации деятельности политических партий, считая это необходимыми условием дальнейшей демократизации общественной жизни страны, и проявляло крайнюю озабоченность позиции правительства Касема по отношению к партиям, действующим в Ираке. Газета «Хабат» в номере от 30 октября 1960 года требовала, чтобы правительство прекратило вмешиваться в жизнь партии. В этой статье подробно говорится необходимости обеспечить свободу партийной жизни, тем более что национальные партии Ирака вели упорную борьбу против монархического режима и империалистического засилья. ДПК выступила против вмешательства правительства в ход выборов в профсоюзные организации. В передовой статье от 13 июня 1960 года «Хабат» писала: «Несомненно любые мероприятия, направленные против рабочего движения и активных деятелей профсоюзов, попытка вмешательства в выборы профсоюзов ни в коем случае не отвечает ни интересам рабочих, ни интересам республики»[14].

В первой статье «Свободные выборы необходимы для развития профсоюзного движения», опубликованной в газете «Хабат» 8 сентября 1960 года критикуется вмешательство официальных кругов и отдельных заинтересованных лиц в выборы в рабочие профсоюзы. В частности, подчеркивается, что ДПК призывает ответственных властей обеспечить рабочим полную свободу во время выборов в их профессиональные организации. В условиях растущего недовольства народных масс Ирака обстановкой, создавшейся в стране в результате усиления личной власти Касема ДПК требовала решительных демократических преобразований: восстановления демократических свобод, проведение свободных выборов в Национальное собрание. В передовой статье в номере от 12 октября 1960 года «Хабат» потребовала созыва избранного на основе свободных выборов Национального собрания, которое взяло бы на себя управление страной. В номере от 14 октября 1960 года «Хабат» вновь подчеркивает необходимость создания «демократической парламентской жизни в Ираке».

Однако правительство Касема осталось глухо к требованиям и предупреждениям патриотических сил страны, в том числе и к требованиям ДПК восстановить в стране демократические свободы, легализировать деятельность политических партий, разработать постоянную демократическую конституцию и создать правительство, ответственное перед народом. Оно, напротив, продолжало вести пагубную политику укрепления личной власти Касема и усилило репрессии против демократических сил страны. Пользуясь создавшейся обстановкой, реакционные силы организовывали ряд заговоров, направленных против республики. Следует отметить, что курды сыграли заключительную роль в подавлении мятежа в Мосуле. «После обстрела штаба, во время которого был тяжело ранен руководитель восстания полковник Шавваф, курды прошли в центральные кварталы и захватчики главный полицейский участок. С этого момента некоторые подразделения 5-й бригады отказались подчиняться полковнику Шаввафу»[15], - пишет багдадский корреспондент агентства «Франс Пресс». Газета «Арарат», издающаяся в Бейруте в статье «Курды остались верны правительству Касема», опубликованной 17 марта 1959 года, также подтверждает важную роль курдов в подавлении мятежа: «Мосульское восстание было подавлено при помощи курдских групп, которые спустились с гор 7 марта вечером и окружили Мосул. После обстрела центра города курды сумели прорваться и захватить политическое управление, а затем при поддержке народных дружин и верных республике полицейских, и военных сил начали очищать Мосул от мятежников».

Разгром контрреволюционных заговоров в 1958-1959гг. привел к укреплению и усилению левых сил, облегчил дальнейшую борьбу за демократизацию внутренней жизни страны, за проведение социальных реформ. В стране создалась благоприятная обстановка для создания правительства, в которое вошли бы представители левых партий. В компанию за создание правительства с представителями левых сил включились ИКП, ДПК, НДП, профессиональные и крестьянские союзы. Требование патриотических сил поддержали и народные массы. Ход развития, наметившийся в стране после разгрома мосульского мятежа, не мог, конечно, устроить буржуазию и представляющее её правительство Касема. В связи с этим оно стало отходить от сотрудничества с левыми партиями и начала проводить политику дальнейшего укрепления личной власти Касема: взяло курс на сотрудничество с реакционными силами страны. Касем отверг требование патриотов создать правительство национального единства с левыми партиями, сформировал новый кабинет, в который вошли представители крупной буржуазии и военных. Начались преследования левых партий, государственный аппарат и армия были очищены от прогрессивных элементов. Касем потребовал прекращения политической деятельности существующих в стране партий на время «переходного периода». ДПК вначале выступила против линии правительства Касема – решать основные задачи июльской революции без поддержки демократических партий и организаций. Когда НДП во главе с Камилем Чидырчи «заморозила» свою деятельность, ДПК резко выступила против такого шага партий. Однако, позднее политбюро ДПК также принимает решение о временном прекращении деятельности партии, надеясь, что после окончания «переходного периода» Касем предоставит курдам обещанную в начале революции автономию в рамках Иракской республики.

Согласие руководства НДП и ДПК временно прекратить деятельность своих партий вызвало серьезную озабоченность ИКП, которая в июне 1959 года предприняла меры для восстановления Фронта национального единства. Однако, эти попытки ИКП встретили отпор со стороны НДП и ДПК. Между партиями начались разногласия, и компартия оказалась изолированной от НДП и ДПК. Этим воспользовались реакционные элементы внутри страны, попытавшиеся вновь свергнуть республиканское правительство. 14 июля 1959 года в Киркуке был совершен провокационный налет на мирную демонстрацию, организованную левыми силами в честь первой годовщины революции. Результатом провокационного налета были жертвы среди демонстрантов. Выступление реакционных элементов подавили части киркукского гарнизона. Следует отметить, что в подавлении провокационного выступления реакционных сил в Киркуке немалую роль сыграли и члены ДПК.

После подавления реакционного выступления в Киркуке правительство Касема обрушилось с репрессиями против ИКП и демократических сил, хотя ему хорошо были известны виновники провокаций. В сложившейся обстановке ДПК принимает решение о создании Единого национального фронта демократических сил.

 

Список литературы:

  1. «هبات» [Хабат], 27.VIII.1959
  2. «هبات» [Хабат], 16.VIII.1960
  3. «هبات» [Хабат], 1.VI. 1960
  4. «هبات» [Хабат], 15.IX. 1960
  5. «هبات» [Хабат], 29. V. 1960
  6. «هبات» [Хабат], 23. VIII. 1959
  7. «هبات» [Хабат], 20. XI. 1960
  8. Данциг Б.М. «Ирак в прошлом и настоящем». М., 1960г. стр. 74
  9. Данциг Б.М. «Ирак в прошлом и настоящем». М., 1960г. Стр. 76
  10. Камаль М.А.: Национально-освободительное движение в Иракском Курдистане 1918-1958г. // докторская диссертация. М, 1969г. Стр. 663
  11. «هبات» [Хабат], 27. X. 1960
  12. Камаль М.А.: Национально-освободительное движение в Иракском Курдистане 1918-1958г. // докторская диссертация. М, 1969г. Стр. 533
  13. «هبات» [Хабат], 9.IX.1960
  14. «هبات» [Хабат], 13.VI.1960
  15. «أرارت» Арарат, 17 марта 1959. Бейрут
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий