Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 03 декабря 2018 г.)
Наука: Философия
Секция: История философии
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФИЛОСОФИЯ ТЕЙХМЮЛЛЕРА И БЕРДЯЕВА: ОБЩНОСТЬ ПОДХОДОВ В ОНТОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ
PHILOSOPHY OF TEICHMULLER AND BERDYAEV: SIMILARITY OF APPROACHES IN ONTOLOGY AND ANTHROPOLOGY
Grigoriy Ezri
Far East Federal University aspirant
Russia, Vladivostok
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена экспликации общности подходов в решении проблем онтологии и антропологии в философии немецкого постгегелевского теиста Тейхмюллера и русского экзистенциального персоналиста Бердяева. Для этого было произведено компаративное (сравнительное) исследование двух философских систем по проблемам соотношения всеобщего и единичного, субстанции и монады, свободы (исследование персоналистической интенции в их философии), а также рассмотрены причины наличия различий в методиках их философствования.
ABSTRACT
The article is devoted to explication of a similarity approach in solving the problems of ontology and anthropology in the philosophy of the German post-Hegelian theist Teichmüller and the Russian existential personalist Berdyaev. For this purpose, a comparative (comparative) study of two philosophical directions was made on the problems of the relation between the universal and the individual, substance and monad, freedom (the study of personalistic intention in their philosophy) was made, and the reasons for the presence of differences in the methods of their philosophizing were considered.
Ключевые слова: русская религиозная философия, европейский теизм XIX века, персонализм, субстанция, монада, экзистенциализм.
Keywords: Russian religious philosophy, European theism of the XIX century, personalism, substance, monad, existentialism.
Г. Тейхмюллер – немецкий постгегелевский теист. Он являлся представителем европейской теистической философии XIX века. Экзистенциальный персоналист Н.А. Бердяев был представителем русской религиозной философии.
Целью настоящего исследования является экспликация общности подходов в решении проблем онтологии и антропологии в философских системах немецкого постгегелевского теиста Тейхмюллера и русского экзистенциального персоналиста Н.А. Бердяева. Для реализации цели был проведен компаративный (сравнительный) анализ двух философских систем.
Общим элементом в философских системах Тейхмюллера и Бердяева являлся персонализм. Персонализм – один из главнейших элементов их онтологии и антропологии.
Для Тейхмюллера существовало столько же одинаковых по своей природе субстанций, сколько существует монад. Соответственно, индивидуально-личностное начало абсолютно, а всеобщее – относительно. Поэтому Тейхмюллер, по оценке русского философа В.С. Шилкарского, являлся создателем персоналистической философии [9, с. 216-342]. Бердяев, фактически, только в иных терминах (как приоритет индивидуального, персонального над всеобщим, универсальным), также утверждал приоритет монады над субстанцией, существование такого же по количеству идентичных по природе субстанций как и монад.
Однако различался способ введения персонализма. Как подчеркивал русский философ Н.О. Лосский, персонализм Тейхмюллер строил на основе исследования онтологической проблемы (бытия) [8, с. 75]. Вводя персонализм, немецкий философ выявил в бытии три аспекта: содержание, деятельность, «я». Также он разделил сознание и знание, дух и идею, и, тем самым, преодолел идеалистический проективизм [9, с. 216-342]. В отличие от Тейхмюллера, Бердяев исследовал не только вопросы онтологии (бытия), хотя и считал данное занятие главным для философа. В этой связи русский философ отметил: «Кто отдал свои силы гносеологии, тот редко доходит до онтологии. Он пошел не тем путем, который приводит к бытию. Наиболее творческие философы современности, как Бергсон, М. Шелер, Гейдеггер, очень мало заняты гносеологией. Человек потерял силу познавать бытие, потерял доступ к бытию и с горя начал познавать познание» [3, с. 3]. Он также рассматривал вопросы бытия человека самого по себе и ценность бытия-с-другим через призму социальной философии, поэтому персоналистические интенции его философии раскрывают не только онтологическую, но и социальную сущность человека. Так, например, в работе «Новое религиозное сознание и общественность» философ рассмотрел свой проект идеального общества и государства, где показал принципы взаимодействия свободных личностей при теократии [2], выступая как социальный и политический философ. Тейхмюллер же в отличие от Бердяева был знатоком онтологии и истории философии (если рассмотреть список его работ, то многие его сочинения посвящены философии Платона и Аристотеля, см. список работ [1, с. 768-769]).
Немецкий и русский мыслитель были бы согласны и в проблеме свободы человека. Только личность, персона может быть свободной, для этого необходимо рассматривать личность как индивидуальную субстанцию (разумной природы, «substantia individua rationalis naturae», такое определение личности давал Боэций [7]), а также признавать приоритет индивидуального над всеобщим. Данную интенцию раскрыл русский философ Бердяев следующим образом. Он начал построение своей философии с проблемы свободы. Свобода, меоническая свобода, бездна Urgűnt прежде всего остального, и даже Бог появляется из свободы. Свободу и творчество являлись, по мнению русского мыслителя, сущностью человека. Философия Бердяева мистична и насыщена психологическим содержанием. Наиболее ярко, как представляется, русский философ выразил данные мысли в следующих работах [2; 3; 4; 5].
Тейхмюллер и Бердяев были представителями различных философских школ.
Как спиритуалист немецкий философ считал, что все вещи в мире состоят из субстанции одной природы (влияние Спинозы), свойствами которой являются протяженность и мышление (влияние Спинозы и Декарта). Каждая вещь является монадой, в силу чего все сущее имеет сознание разной степени интенсивности, а потому духовно (влияние Лейбница). Индивидуальными, единичными вещи делает их материальный характер, хотя материя дана лишь сознанию в восприятии. Более того, русский философ В.С. Шилкарских в своих трудах представлял развитие философской мысли как становление спиритуализма и персонализма, а своего наивысшего предела и завершения философия, по его мнению, достигла в трудах Тейхмюллера. Он особо подчеркивал, что, в отличие от Транделенбурга, Тейхмюллер к числу наиболее простых философских систем причислял не спинозизм, а платонизм. Соответственно, в персонализме духовное и материальное начала едины, хотя это и не единство в их полном отождествлении [9, с. 7-85, 215-340]. То есть в философии Тейхмюллера индивидуализация достигается как за счет материальности вещей, так и за счет множественности субстанций. Поэтому в философии Тейхмюллера субстанциальность вещи, сущего фактически и означает ее (вещи, или его, сущего) единичный, индивидуальный характер.
Русский философ Бердяев был экзистенциалистом. В связи с этим его философия начиналась не с проблем онтологии и бытия, а с антропологии и человека. Как отметила исследователь О. Волкогонова, «Постепенно создавался особый «бердяевский» стиль философии, который Розанов метко назвал стилем «высказывания», а не «доказывания». Это действительно так, но истина не всегда «доказуется», иногда она и «показуется». Такая манера изложения вообще присуща экзистенциальному типу философствования, Бердяев тут не был исключением. Все произведения философа были его личным духовным опытом, переложенным на бумагу» [6]. Бердяев рассматривал человека как личность и исследовал ее особенности и сущность, в отличие от Тейхмюллера, который через исследование онтологической проблемы (бытия) фактически доказывал, что человек – это личность.
Таким образом, русский и немецкий философ – оба последовательные персоналисты, которые, пользуясь различной терминологией, рассматривали личность как индивидуальную субстанцию, считая, что существует столько субстанций, сколько и монад. Также оба мыслители имели сходные взгляды и по проблеме свободы человека: личность a priori свободна. Но, однако же, различалась методика их философствования, так как они были представителями различных философских направлений и специалистами в различных разделах философии: Тейхмюллер был историком философии и спиритуалистом, а Бердяев социальным и политическим философом и экзистенциалистом.
Список литературы:
- Алексеев С. Тейхмюллер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XXXIIa. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikisource.org /wiki/ЭСБЕ/Тейхмюллер, Густав-Август (Дата обращения: 18.11.2018).
- Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. [Электронный ресурс]. URL: http://odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/berdyaev_novoe_rel_sozn/ (Дата обращения: 18.11.2018).
- Бердяев Н.А. О назначении человека. [Электронный ресурс]. URL: http://odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/o_naznachenii_cheloveka/ (Дата обращения: 18.11.2018).
- Бердяев Н.А. Философия свободного духа. [Электронный ресурс]. URL: http://www.odinblago.ru/filosofia_sv_duha/ (Дата обращения: 18.11.2018).
- Бердяев Н.А. Философия свободы. [Электронный ресурс]. URL: http://odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/filosofia_svobodi (Дата обращения: 18.11.2018).
- Волкогонова О.Д. Бердяев. [Электронный ресурс]. URL: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0 %92/volkogonova-oljga-dmitrievna/berdyaev (Дата обращения: 18.11.2018).
- Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/bogoslovskoe-ponyatie-chelovecheskoj-lichnosti (Дата обращения: 18.11.2018).
- Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. Париж: YMCA-PRESS, 1931. 135 c.
- Шилкарский В.С. Проблема сущего. Юрьев: Типография К. Маттисена, 1917. 342 с.
дипломов
Оставить комментарий