Статья опубликована в рамках: LXXXVII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 02 декабря 2024 г.)
Наука: История
Секция: История России
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ, НА ПРИМЕРЕ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ Г. ОРСКА КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ.
THE METHODOLOGY OF STUDYING CULTURAL HERITAGE IN HISTORY LESSONS, USING THE EXAMPLE OF ARCHITECTURAL MONUMENTS OF THE CITY OF ORSK IN THE LATE XIX – EARLY XX CENTURIES
Angelina Eroshkina
Undergraduate student of Orsk Humanitarian and Technological Institute (branch) of Orenburg State University,
Russia, Orsk
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена применениям различных методик в рамках изучения культурных аспектов в курсе истории, особое внимание уделяется изучению архитектуры на примере зодчества города Орска на рубеже XIX-XX веков. Раскрыто содержание наглядных методов и метода проектной деятельности в организации изучения краеведческого материала, не только в учебной, но и во внеурочной деятельности. Определена не только степень важности использования краеведческого материала, но и возможность представления у учащихся целостности исторического процесса, взаимосвязи между региональной и общероссийской историей.
ABSTRACT
The article is devoted to the application of various techniques in the framework of the study of cultural aspects in the course of history, special attention is paid to the study of architecture on the example of the architecture of the city of Orsk at the turn of the XIX-XX centuries. The content of visual methods and the method of project activity in the organization of the study of local history material, not only in educational, but also in extracurricular activities, is disclosed. It is determined not only the degree of importance of using local history material, but also the possibility for students to represent the integrity of the historical process, the relationship between regional and all-Russian history.
Ключевые слова: культура России; архитектурное наследие; методика преподавания.
Keywords: Russian culture; architectural heritage; teaching methods.
Архитектурные памятники Орска конца XIX — начала XX века представляют собой уникальное культурное наследие, важное не только для региона, но и для всего общества, исторические сооружения отражают архитектурные стили своего времени и предоставляют ценную информацию о социализации и культурных трансформациях, происходивших в тот период. Памятники нуждаются в сохранении и привлечению внимания к их состоянию в рамках общественной жизни, что обеспечит их долговечное существование и сохранение уникальной культурной идентичности региона, понимание исторического контекста через изучение архитектурных объектов способствует формированию у учащихся уважения к культурному разнообразию и улучшению образовательного процесса путем активного использования материальных свидетельств прошлого. Использование архитектурного наследия в образовательных целях открывает возможности для обогащения учебного опыта.
Изучение не только архитектуры, но и всей культуры в целом представляет особый интерес как для учителя, так и для учащегося. В рамках изучения культурных аспектов возможно использование наглядных средств личностно-ориентированного образования, которые подразделяются на рационально-исторические и художественно исторические, их подробному изучению и описанию посвящен труд Шогана В.В. «Методика преподавания истории в школе» [6, С. 112]. Особое место при изучении вопросов культуры отдается наглядности, которая, подразделяется на несколько групп:
Образная – с помощью данной группы средств, у учащихся появляется возможность представить историческое явление или событие в качестве наглядного образа, символа, сюжета, в этом ему могут помочь, например использование сюжетных картин. Также материал эффективно может быть усвоен с применением на уроке технических, локальных, логических схем [6, С. 120].
Аналитическая наглядность способствует созданию образа-представления между субъектами, что колоссально важно, особенно в изучении культурных явлений и процессов, аналитические средства наглядности представляют собой совокупность из различных рисунков, например – учительский на доске с помощью мела, аппликации – лучше всего воспринимаются учащимися самодельные, а также иллюстрации, информационные плакаты и карты [6, С. 117].
Наглядно-практическая наглядность – главный помощник в многообразном педагогическом арсенале современного учителя, данная группа отличается от остальных средтсв наглядности своим приближением учащихся к исторической реальности, к этой группе приемов наглядности относятся презентации, видеофильмы, отдельные слайды, отдельные мелодии и даже вырезки из газет, многочисленные интерпретации данных видов наглядности позволяют качественно и с особой атмосферой погружения в материал изучить особенности архитектуры, скульптуры, живописи, музыки и иных форм культуры в определенный исторический период [6, С. 153].
В современных условиях в школьной практике наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности: портреты, картины, схемы, так, при изучении архитектуры города Орска можно внести в исследуемый материал, портреты городских управленцев и соответственно дома, в которых они проживали, данные архитектурные памятники представляют собой важную часть культурного наследия региона, они не только отражают архитектурные стили и тенденции того времени, но и служат ценными историческими свидетельствами, раскрывающими социальные и культурные изменения эпохи, стоит обращать внимание учащихся на то, что сооружения нуждаются в постоянной заботе и внимании, важность их сохранения обусловлена тем, что архитектурные памятники могут утратить свою функцию и подвергнуться разрушению если будут невостребованы обществом: «Наилучшая сохранность памятников может быть достигнута только при условии, что объект востребован обществом, так как памятник архитектуры, утративший функцию, разрушается морально и физически» [2, с. 32].
Реализовать не только практически-полезный, но и интересный урок, направленный на изучение культуры возможно с помощью различных игр, например, с помощью игры-монолога можно представить себе, как И.И. Кириллов, его роль может взять на себя учитель, вместе с участниками Оренбургской экспедиции – учащиеся класса, ведут заметки по ходу своего путешествия, например:
Декабрь 1734 год, башкиры: «…всеми силами противиться и город Оренбург строить не давать, толкуя, что из-за того им никакой воли не будет» [4].
Январь 1735 год, И.И. Кириллов: «…послать пушечек малых, с ядрами и с картечами, хотя б десяток. Ежели есть готовые, а буде нет готовых, то вылить да поскорее десятка три на суды и плоты. Как вам, Государь, самим известно, что в здешнем ветреном народе пушки очень страшны…» [4].
Необходимо четко представлять, что игра не есть «обыденная» жизнь как таковая, она - выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности для опробования модели «обыденной» жизни.
Также, один из самых эффективных методов усвоения, позволяющий не тратить время урока на фиксацию терминологии и характеристик – «метод опорных конспектов» - названное дидактическое средство может рассматриваться как сжатое словесно-графическое изображение необходимой информации, служащее достаточной опорой, ориентиром для приобретения и усвоения учащимися и студентами определенных знаний [3, С. 183]. Делятся конспекты на опорные и тематические.
Практическое изучение архитектурных памятников в образовательном процессе может включать разработку проектов, которые способствуют развитию исследовательских навыков учащихся, учитель может использовать на своей практике проектный метод в сочетании с уже названными выше методиками и средствами. Проектная деятельность в современной школе, одна из самых эффективных и часто встречающихся методик, она основана на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве педагога и учащихся в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей, особенности проектной деятельности детально рассматриваются в трудах В.В. Вяземского, автор выделяет поисковые, информационные, практико-ориентированные, исследовательские, творческие, ролевые, ретроспективные и прогностические проекты [1, С. 22-23]. В совокупности видовое разнообразие учебных проектов по ведущей деятельности учащихся обеспечивает системный подход к их использованию на уроках истории в основной и старшей школе, а также во внеклассной работе по предмету в рамках отдельных курсов и направлений. Также, можно выделить индивидуальные, групповые, локальные, межрегиональные , национальные, международные, монопредметные проекты, на наш взгляд, особо эффективным при работе с краеведческим материалом может быть любой из представленных видов, в рамках нашего исследования особо импонирует сочетание группового и локального проекта, в данном варианте, можно детально изложить всю необходимую для представления об историческом процессе в рамках родного края информацию учащихся, работающих над проектом сообща, делегируя при этом задачи в рамках своего коллектива. Например, изучение дореволюционных орских построек можно поделить на несколько периодов, на различные интерпретации стилей и назначений самих построек, каждый участник группы, внося свой вклад в общее дело, наиболее детально раскрывает сущность, поставленной перед ним задачи. В конечном итоге учебные проекты способствуют восхождению исторического мышления школьников к метапредметному уровню мышления, востребованному для адаптации и самореализации личности в условиях информационно насыщенного мира.
Так, включение рассказа об архитектурном наследии в образовательный процесс может значительно обогатить опыт обучающихся, предоставляя им возможность соприкоснуться с материальными свидетельствами прошлого, проектная методика, основанная на реальном изучении архитектурных памятников, способствует формированию критического мышления и навыков исследований, приглашая учеников погрузиться в исследовательскую практику, исследуя исторические изменения и культурное разнообразие региона. «Изучение культурного наследия помогает студентам лучше понять социокультурный контекст изучаемой страны, что способствует формированию уважения к культурному многообразию и различиям» [5, С. 33]. Это утверждение подчеркивает значимость такого подхода, который не ограничивается лишь учебными целями, но затрагивает и личностное развитие учеников, благоприятствуя развитию у них терпимости и уважения ко всем формам культурного выражения.
Использование различных подходов помогает перенести образовательные практики за пределы традиционных классов и использовать различные ресурсы как интегрированную часть образовательного процесса, что позволяет сформировать у студентов комплексное представление о роли культурного наследия в сохранении и распространении исторических знаний.
Список литературы:
- Вяземский Е.Е. Проектная деятельность школьников на уроках истории: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций. / Е.Е. Вяземский. М.: Просвещение, 2017. 160 с.
- Рубинштейн А.Т. Актуальные проблемы экономики культурного наследия / под ред. А.Я. Рубинштейна. — М.: Государственный институт искусствознания, 2016. — 108 с.
- Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории / А.Т. Степанищев. – М.: Владос, 2002. – 304 с. ISBN: 5-691-00948-6
- Тимофеев А.Е. 1735-1747 гг. Оренбургская экспедиция / Тимофеев А.Е. [Электронный ресурс] // От первого на Урале до единственного в Империи:— URL: https://history-kamensk.ru/history/263-5-1735-1747gg-orenburgskaja-ekspedicija.html (дата обращения: 21.11.2024).
- Ха Л. Ч. Формирование лингвокраеведческой компетенции в процессе обучения русскому языку как иностранному: магистерская диссертация: дис. – 2024.
- Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе : новая технология личностно-ориентированного исторического образования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. В. Шоган. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 475 с. : ил., табл.; 21 см. - (Серия "Высшее образование").; ISBN 978-5-222-11911-2
дипломов
Оставить комментарий