Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXVI Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 04 ноября 2024 г.)

Наука: Философия

Секция: Философия и ее роль в современном обществе

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Овчаренко Т.И. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. LXXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 11(67). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 52-55.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Овчаренко Татьяна Ивановна

студент, Сибирский Юридический Университет,

РФ, г. Омск

PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE

 

Tatyana Ovcharenko

Student, Judicial and prosecutorial activities, Siberian Law University,

Russia, Omsk

 

АННОТАЦИЯ

Искусственный интеллект (ИИ) – это быстро развивающаяся область, которая открывает перспективы и возможности, ранее считавшиеся фантастическими. Однако с ростом мощностей и возможностей ИИ возникают важные философские вопросы, которые требуют обсуждения и внимательного анализа.

ABSTRACT

Artificial intelligence (AI) is a rapidly developing field that opens up prospects and opportunities previously considered fantastic. However, with the growth of AI's capacities and capabilities, important philosophical questions arise that require discussion and careful analysis.

 

Ключевые слова: искусственный интеллект, сознание, философия, анализ.

Keywords: artificial intelligence, consciousness, philosophy, analysis.

 

В процессе анализа множества литературы удалось прийти к выводу о том, что проблема философии искусственного интеллекта поднимается достаточно давно.

 Например, в конце XX и начале XXI веков, данная проблемы была поднята в трудах многих именитых публицистов, инженеров, математиков, философов.

Среди наиболее ярких ученых можно выделить Алана Тьюринга, который выработал метод для определения способности машины (компьютера) проявлять интеллектуальное поведение, неотличимое от человеческого.

Основная идея теста заключается в том, чтобы выяснить, может ли машина вести диалог с человеком таким образом, что человек не сможет отличить её от другого человека.

Но даже если машина пройдет этот тест, остается открытым вопрос, обладает ли она настоящим сознанием или просто имитирует поведение человека.

Для решения проблемы обнаружения сознания необходима инновационная базовая теория, которая не только игнорировала бы существующие знания, но и создавала бы новый вектор для исследований в данной области.

На текущем этапе развития с данной проблемой сталкиваются, прежде всего, ученые в области искусственного интеллекта. Однако, как ожидается, в ближайшем будущем разработка этой теории будет проводиться более активно.

Исследования свидетельствуют о том, что проблема противостояния людей и машин уже не раз освещалась в литературе.

Например, в фильме «Сингулярность» Роберта Коуба, в котором искусственный интеллект обнаруживает, что единственный корень всех войн — это человек, и принимает решение истребить всех людей, фильме «Я, робот» Алекса Пройаса и др.

Необходимо подчеркнуть, что одной из наиболее значительных проблем является неуклонный контроль человека и его разума над искусственным интеллектом.

Появление машин, не поддающихся человеческому управлению, может существенно изменить этические нормы, далеко не в положительную сторону.

Каждый человек должен осознавать, что наличие сознания у машины может привести к неожиданным и, чаще всего, неблагоприятным последствиям.

Это также затронет такой уникально человеческий феномен, как рефлексия. Оценка природы искусственного интеллекта с точки зрения права стало актуальной задачей для правотворчества.

На сегодняшний день правовой статус искусственного интеллекта регулируется Указом Президента РФ от 10.10.2019 г. №490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (с изменениями на основании Указа Президента Российской Федерации от 15.02.2024 №124). Документ утвердил «Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года». Вопрос о юридическом статусе работ, сделанных ИИ в соавторстве с человеком, пока остаётся открытым.

В данной статье анализируются мнения о понятии искусственного интеллекта как быстро развивающейся современной области, определяются сферы применения искусственного интеллекта, выявляется и анализируется нормативная правовая база в области искусственного интеллекта и предлагается проект закона «Об искусственном интеллекте» как отправная точка для построения правовой базы в этой области.

История проблемы искусственного интеллекта (ИИ) во многом отражает этапы технического прогресса и изменения в научных парадигмах:

  • Подражание внешнему поведению человека, его жестам и моторике;
  • Попытки воспроизвести мозг человека;
  • Воспроизведение внутреннего мира человека, его мышления и языка, эмоций.

В начале XX века философы и математики, такие как Алан Тьюринг, к которому мы обращались выше начали формулировать концепции, которые легли в основу вычислительных машин. В 1950-х годах появились первые программы, способные играть в шахматы и решать математические задачи, что способствовало оптимизму в развитии ИИ.

Однако в 1970-х и 1980-х годах наступил "зимний период" ИИ, когда ожидания не оправдали себя, и финансирование сократилось.

В последующие годы, благодаря развитию вычислительных мощностей и алгоритмов машинного обучения, интерес к ИИ возобновился.

В 2010-х годах резкий скачок в обработке больших данных и достижениям в нейронных сетях, таких как глубокое обучение, привел к значительным прорывам в области распознавания образов, обработки естественного языка и автономных систем.

Кроме того, не стоит забывать, что человек находится на самой ранней стадии самопознания и саморазвития.

Более того, сам процесс творчества- это явление, которым может овладеть только человек и это то, что значительно отличает его от животного.

Подводя итог статьи хочется выразить собственное мнение о том, что эволюция становления и развития человека уникальна и вряд ли повторима. С точки зрения философии, познания и чувств искусственный интеллект никогда не сможет заменить человека.

Искусственный интеллект не обладает мудростью, универсальными жизненными взглядами и не имеет собственного духовного мира, идеологических убеждений, ценностных ориентиров или идеалов.

Его функционирование определяется человеком и осуществляется на основе простых принципов «да или нет», «или-или», что делает его действия односторонними и примитивными.

Система искусственного интеллекта, основанная на машинах и компьютерах, не в состоянии размышлять, создавать реальность или предсказывать будущие события. У нее отсутствуют такие качества, как творческое и рефлексивное мышление, критический анализ и самосознание.

 

Список литературы:

  1. Руссель, С., Норвиг, П. (2020). Искусственный интеллект: современный подход. – М.: “Вильямс”, 2020. – 1152 с.
  2. Боттин, Д., Куликов, А. В. (2021). “Философские и этические аспекты искусственного интеллекта”. Философская мысль, 2021, 4, 98-112.
  3. Морозов, Е. (2013). Крах интернета: В поисках нового доступа к правде. – М.: “Издательство Альпина Паблишер”, 2015. – 384 с.
  4. Тьюринг, А. (1950). “Computing Machinery and Intelligence”. *Mind*, 59(236), 433-460.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.