Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 02 февраля 2022 г.)

Наука: История

Секция: Всемирная история

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Cолиев М.М. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА В 1941-1945 ГГ. // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. № 2(41). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 4-9.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА В 1941-1945 ГГ.

Cолиев Махмуджон Махамадович

преподаватель истории Академического лицея при Университете Мировой Экономики и Дипломатии,

Республика Узбекистан, г. Ташкент

THE PUBLIC EDUCATION SYSTEM OF UZBEKISTAN IN 1941-1945

 

Mahmudzhon Soliev

teacher of history at the Academic Lyceum under the University of World Economy and Diplomacy,

Uzbekistan, Tashkent

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье анализируются достижения и недостатки системы народного образования Узбекистана во время Второй мировой войны. Участие Советского государства во Второй мировой войне оказало влияние на экономическую, социальную и культурную жизнь страны. Основными проблемами системы народного образования в этот период были финансовые трудности, нехватка преподавателей и педагогических кадров, низкий уровень охвата учащихся, использование школьных зданий в военных и оборонных целях.

ABSTRACT

This article analyzes the achievements and shortcomings of the system of public education in Uzbekistan during the Second World War. The participation of the Soviet state in World War II had an impact on the economic, social and cultural life of the country. The main problems of the public education system during this period were financial difficulties, a shortage of teachers and teaching staff, a low enrollment rate, and the use of school buildings for military and defense purposes.

 

Ключевые слова: система народного образования, школы, Узбекистан, Вторая мировая война.

Keywords: public education system, schools, Uzbekistan, World War II.

 

«Культурная революция», начатая с первых дней возникновения Советского Союза, продолжалась и в 1930-х годах. Одним из основных звеньев «культурной революции» стали школы системы народного образования. Именно на этом этапе предусматривалось воспитание «советского человека». Однако в республиках Средней Азии эти процессы осуществлялись в сложных условиях. В республиках дважды был изменен алфавит. В результате в течение больше 10 лет в народном образовании не была создана непрерывная работающая система. Недостаточность материальной, снабженческой системы, нехватка учебников и других учебных принадлежностей, учителей с высшим образованием резко снижали эффективность системы. Участие Советского государства во второй мировой войне в таких условиях привело к еще большему обострению проблемы в этой отрасли.

С первых дней войны как представителям всех отраслей народного хозяйства Узбекистана, так и представителям системы народного образования были возложены новые требования по адаптации к военным условиям, удовлетворению нужд фронта. Народным комиссариатом образования Узбекистана были разработаны требования к работе в условиях войны. В постановлении Комиссариата народного образования от 28 июня 1941 года подчеркивается, что все работы в системе народного образования должны быть направлены на помощь фронту и обороне страны, приспособление к работе в условиях войны, победу над врагом. В приказах и директивах этой организации, управляющей системой народного образования Республики, были определены способы работы народного образования в новых условиях. Среди этих требований на представителей системы образования кроме основных (образование, обучение учащихся) было возложено другие важные работы.

В специальном письме комиссариата народного образования Узбекской ССР от 5 июля 1941 года сельским школам были возложены задачи координирования своей деятельности с сельским хозяйством, создания рабочих групп, помогающих в полевых работах, оказания помощи руководству колхозов и совхозов в сельскохозяйственной работе, активного участия в создании резерва продовольствия для фронта [7, с. 198].

В то же время было отмечено, что не следует ослаблять образовательный процесс, необходимо было продолжить работу по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, привлечению учащихся к образованию, усилить пропаганду борьбы против врага, воспитывать дух мужества. Однако возникло ряд проблем при выполнении этих возложенных государством задач. В частности наблюдались случаи призыва учителей, работающих в учебных заведениях на фронт (в результате призыва  на военную службу учителей, работающих в школах, возникла нехватка учителей), нехватки учебников (средства, выделяемые на сферу образования, резко сократились в результате мобилизации всех материальных и  экономических возможностей на фронт, на победу, в 1940 г. в республиках Средней Азии был введен очередной новый алфавит,из-за отсутствия финансирования издания не хватало книг и пособий на введенной кириллице), нехватки учебных зданий (здания школ использовались в оборонных целях другими организациями). Например, в 1941-1942 учебном году по республике  здания 360 школ [там же, с. 202], только в Ташкенте здания 42 школ, были освобождены для размещения в них предприятий и госпиталей, а также для размещения людей, эвакуированных отделами обороны [6, с. 16].

Хотя в июле 1942 г. Народный комиссариат просвещения запретил сдавать школьные здания другим учреждениям, это не было выполнено. В результате привлечения студентов и преподавателей в сельскохозяйственные работы и производство актуальными стали проблемы снижения качества образования.Также отсутствие оборудования и недостаточность учебных принадлежностей в школах (отсутствие отопления, освещения, недостаточность мебели и парт, невозможность ремонта), сокращение уровня охвата учащихся помогают объяснить масштабы проблем в этой области.

В результате призыва на фронт мужчин - отцов и братьев, являвшихся главными кормильцами в семье, материальное обеспечение семей легло на плечи матерей, женщин и подростков.Тысячи мальчиков и девочек были вынуждены бросить школу и работать в сельском хозяйстве и промышленных предприятиях, чтобы прокормить свои семьи. В результате этого по республике сократилось количество средних школ и учащихся в них. Например, если в 1940-1941 учебном году количество средних школ в стране составляло 5504, то в 1944-1945 учебном году составило 4475, сократившись на 729 [НАУз (Национальный Архив Узбекистана), Фонд Р 94, опись 5, дело 4578, л. 489].

Естественно, что количество учащихся в этот период также резко сократилось. В 1940-1941 учебном году количество учащихся в школах составляло 1241500, а в 1944-1945 учебном году - 946,7 тысяч[6, с. 16]. Сократилось количество учащихся, особенно в выпускных классах. Например, в Узбекистане в 1942/1943 учебном году 23% детей не было вовлечено в школьное образование [5, с. 1044]. Трудности с охватом учащихся в школы также привели к сокращению количества начальных классов. Особенно в городских школах  наблюдалось значительное уменьшение количества начальных классов.

Одним из важных вопросов в военные годы был вопрос обеспечения народного хозяйства кадрами, подготовки специалистов для сельского хозяйства и промышленности. Решение этой задачи тоже было возложено на сферу образования. Хотя и в постановлении было указано, что подготовка специалистов должна осуществляться параллельно с учебным процессом, но на практике большая часть учащихся, занятых в поле и на производстве, школу не посещала. По решению СНК Узбекской ССР от 21 июля 1941 года были образованы трудовые бригады из учеников 7–10 классов Ферганской и Наманганской областей Узбекистана. Ученики школ Ташкента тоже активно привлекались на сельхоз работы. Ими было собрано свыше 3 тысяч тонн хлопка-сырца [1, с. 633].

Основные трудности в сфере образования в основном были связаны с перебоями в материальном снабжении и финансированием. Так, если в 1940 году из бюджета СССР в систему образования было выделено 22,5 млрд. рублей, то в 1942 году объём направленных средств составил всего 10,4 млрд. рублей [2, с. 381]. Эта ситуация повлияла и на обеспечении школ учебниками и учебными пособиями.

В этот период перед народом Узбекистана, в том числе и перед представителями системы образования, была поставлена еще одна важная задача. Известно, что в годы Великой Отечественной войны население фронтовых и прифронтовых районов было эвакуировано. Число эвакуированных по архивным источникам составило около 1 млн человек, из них около 200 000 детей. А также, 308 крупных заводов в Среднюю Азию и Казахстан [3, с. 41]. На плечи узбекского народа легла обязанность обеспечить их пищей, жильем, одеждой и лекарствами.В этом процессе наш народ, не дожидаясь каких-либо указаний от правительства и сверху, проявил высокие человеческие качества ищедро протянул руку помощи тем, кто был добровольно переселен:принял их в свои семьи, а при необходимости делился с ними куском хлеба.В 1942 году населением Ташкента было собрано 36 210 одежды, 54 400 сумов наличных, из Бухарской области -  86 658 сумов, 170 центнеров продовольственных продуктов было передано эвакуированным детям[4, с. 44].В целом такая гуманитарная помощь наблюдалась в масштабах всей республике.

Организованно проводились также мероприятия по оказанию помощи и уходу за эвакуированными детьми. Активное участие в этом процессе приняли многие школьные коллективы и организации народного образования. В первую очередь для эвакуированных детей школьного возраста необходимо было организовать школы, обеспечить их помещениями и необходимыми учебными пособиями, учебниками, учителями. Им также были поручены сложные задачи по лечению психологических ран, полученных ими от ужасов войны.

Еще одной основной проблемой была невозможность получения детьми - переселенцами образования на родном языке, недостаточность специалистов и педагогов для открытия таких школ. Несмотря на это в первые месяцы в некоторых школах были организованы занятия на украинском, белорусском и молдавском языках. Практически отсутствовала возможность открывать школы на национальном языке для эвакуированных польских и испаноязычных детей [7, с. 203]. Еще одним важным вопросом было обеспечение переселенных детей учебниками и пособиями. Большую роль в решении этой проблемы сыграли организация методических семинаров, распространение и подготовка Наркомпросом наглядных пособий. Однако не было возможности полноценного решения проблемы  обучения детей разного возраста в одном классе, проблемы нехватки  педагогов.

В годы Второй Мировой войны народ республики испытал на себе все тяготы войны.Как и представители всех отраслей, представители сферы образования, патриоты системы народного образования упорно старались и мужественно трудились, чтобы преодолеть тяжелое испытание, внести свой вклад в победу над фашистами, выполнить возложенные на них задачи в дополнение к своим обязанностям. Несмотря на ряд недостатков и на спад в образовании в этот период, благодаря работе учителей и воспитателей, патриотов системы образования Узбекистанаучебный процесс полностью не прекратился.

 

Список литературы:

  1. Бабаджанов Х.Б. Проблема кадров и пути её решения в сельском хозяйстве Узбекистана в годы второй мировой войны // Молодой учёный (Ежемесячный научный журнал). № 2 (61). Часть 4/ 2014. –С. 631-633.
  2. Бабаджанов Х.Б. Перестройка финансовой и бюджетной системы СССР в годы Второй мировой войны (на некоторых примерах Узбекистана) // Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. № 5 (64). Часть4 / 2014. –С. 380-383.
  3. Бабаджанов Х.Б. Процесс эвакуации промышленных предприятий из западных территорий бывшего Советского союза в республики Средней Азии в годы Второй мировой войны // Приволжский научный вестник. 2014, №3, Часть 1. – С. 39-43.
  4. Зияев Х. Узбекистан в годы Первой и Второй Мировой войны. – Ташкент: Мухаррир, 2011. – 54 с.
  5. Makhkamova R. Nadira. Schooland Higher Education in Uzbekistan During the Second World War // International Journal of Early Childhood Special Education. 2021. 13(2). – P. 1043-1050.
  6. Сафарова З.С. Культура Узбекистана в годы Второй Мировой войны. Автореф. дис. канд. ист. наук. – Самарканд, 2020. –53 с.
  7. Узбекская ССР в годы Великой Отечественной войны. Т.1. – Ташкент: Фан, 1981. – 328 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.