Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 26 мая 2014 г.)

Наука: Социология

Секция: Социология международных отношений

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Самсонкина Е.А., Муха В.Н. РИСКИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 5(37). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

РИСКИ  ЭТНИЧЕСКОЙ  ИДЕНТИЧНОСТИ  В  СОВРЕМЕННОМ  МИРЕ

Самсонкина  Елена  Александровна

лаборант-исследователь  Кубанского  государственного  технологического  университета,  РФ,  г.  Краснодар

E-mailelenagevaro@yahoo.com

Муха  Виктория  Николаевна

канд.  соц.  наук,  доцент  Кубанского  государственного  технологического  университета,  РФ,  г.  Краснодар

E-mail:  v.muha@bk.ru

 

RISKS  OF  ETHNIC  IDENTITY

Samsonkina  Elena

assistant  of  Kuban  State  University  of  Technology,  Russia,  Krasnodar

Mukha  Viktoria

candidate  of  sociological  sciences,  associate  professor  of  Kuban  State  University  of  Technology,  Russia,  Krasnodar

 

Работа  выполнена  в  рамках  проекта  «Идентификационные  риски  в  полиэтническом  пространстве  региона»,  поддержанного  грантом  Президента  РФ  (МК-4165.2013.6)

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассмотрена  структура  этнической  идентичности.  Выделены  факторы,  влияющие  на  выраженность  идентичности,  определены  риски  этнической  идентичности.  В  качестве  рискообразующих  факторов  были  рассмотрены:  глобализация,  массовая  миграция. 

ABSTRACT

The  article  describes  the  structure  of  ethnic  identity.  The  factors  influencing  the  severity  of  identity,  ethnic  identity  defined  risks.  As  forming  factors  were  considered:  globalization,  mass  migration.

 

Ключевые  словаэтническая  идентичность;  риски;  компоненты.

Keywords:  ethnic  identity;  risks;  components.

 

Являясь  составной  частью  социальной  идентичности  —  этническая  идентичность  выступает  как  социально-психологическая  категория,  которая  относится  к  осознанию  своей  принадлежности  к  определенной  этнической  общности  [1,  с.  93].  В  основе  этнической  идентичности  лежит,  в  первую  очередь,  результат  познавательно-эмоционального  осознания  себя  представителем  конкретного  этноса,  также,  степень  отождествления  себя  с  ним  и  отделения  от  других  этнических  групп. 

Этническая  идентичность  имеет  различную  степень  выраженности,  которая  зависит  от  влияния  следующих  факторов:  моно-полиэтничность  среды  проживания,  социокультурная  дистанция  между  взаимодействующими  этносами,  принадлежность  к  этническому  большинству  или  меньшинству,  степень  дискриминации  меньшинства  и  др. 

Можно  сказать,  что  этническая  идентичность  обладает  рядом  эмоционально-психологических  характеристик.  Пожалуй,  одной  из  самых  значимых  характеристик  является  потребность  в  принадлежности  к  своему  этносу

Важно  отметить,  что  настоящее  время  процессы,  которые  связанны  с  этничностью  (а  также,  идентификацией)  характеризуются  рядом  проблем.  Можно  выделить  следующие  —  этнические  конфликты,  войны,  процесс  глобализации.  Указанные  факторы  обостряют  проблемы  межэтнического  взаимодействия,  являются  факторами,  которые  влияют  на  этно-идентичность  [7,  с.  64].  Соответственно,  можно  говорить  о  рисках,  связанных  с  этнической  идентичностью.

Риск  можно  определить  как  угрозу.  В  рамках  социокультурного  подхода  можно  выделить  концепцию  Ф.  Фуреди.  Автор  в  своей  работе  «Культура  страха.  Принятие  риска  и  мораль  низких  ожиданий»  отмечает,  что  культура,  одним  из  главных  элементом  которой  является  система  ценностей,  выступает  одним  из  определяющих  факторов,  который  оказывает  прямое  воздействие  на  процесс  формирования  идентичности  [8,  с.  61]. 

Ценности,  которые  присутствуют  в  обществе,  оказывают  непосредственное  влияние  на  оценку  самой  идеи  риска  в  обществе,  а  также  на  то,  каким  образом  эта  идея  находит  отражение  на  представлениях  людей  об  их  будущем.  Разрушение  системы  традиционных  норм  и  ценностей  углубляет  ощущение  раздробленности  жизни,  что,  в  свою  очередь,  приводит  к  распространению  чувства  пессимизма,  возрастанию  ощущения  риска.  Если  говорить  о  рисках  этнической  идентичности,  то  их  можно  связать  с  факторами,  которые  влияют  на  идентичность.  Среди  самых  значимых  факторов  выделяются  такие  как: 

Глобализация.  Глобализация  может  восприниматься  взаимодействие  двух  тенденций  противоположных  друг  другу  по  своей  сути.  С  одной  стороны,  усиливается  культурное  единство  и  многообразие  культур,  с  другой.  Возникает  проблема  утраты  национальной,  этнической  идентичности  [5,  с.  64].  Многие  ученые  поднимают  проблему  изменения  идентичности.  Глобализация  связана  с  культурой  масс,  которая  распространяется  через  средства  массовой  информации.  Поэтому  глобализация  может  оказывать  и  оказывает  прямое  воздействие  на  все  процессы.

Возникает  противоречивая  ситуация:  появляется  возможность  обогащения  культурных  элементов,  образцов,  но  в  то  же  время  люди  утрачивают  свою  уникальность,  индивидуальность.  Происходит  избавление  от  ценностей,  которые  не  вписываются  в  массовую  культуру  (к  подобным  ценностям  как  раз  и  относят  этнические  ценности),  они  могут  вытесняться  из  массового  сознания.

Массовая  миграция.  Миграция,  может  быть  рассмотрена  как  один  из  факторов  риска  этнической  идентичности.  Неконтролируемые  миграционные  потоки  изменяют  состав  этнических  сообществ,  происходит  размывание  их  социокультурного  поля.  В  результате  массовой  миграции  группы  этнических  мигрантов  не  усваивают  образцы  новой  культурной  среды,  а,  скорее  наоборот,  сохраняют  свою  [6,  с.  214].  При  рассмотрении  данного  явления  со  стороны,  которая  «принимает»  мигрантов,  оно  наносит  вред  гражданской  идентичности.  Целенаправленное  поддержание  идентичности,  не  соответствующей  ценностям  и  традициям  принимающего  общества,  подрывает  его  социальную  взаимосвязь  [4,  с.  122].

Этничность,  как  форма  групповой  идентичности,  в  эпоху  глобализации  подвержена  серьезным  трансформациям.  Современное  состояние  этнической  идентичности  можно  выразить  в  двух  направлениях.  Первое  направление  характеризуется  тем,  что  этническая  идентичность  может  быть  направлена  в  сторону  собственного  преувеличения,  второе  направление,  наоборот,  обращается  в  сторону  преуменьшения  [9,  с.  24].  В  силу  этого  этническая  идентичность  приобретает  разные  формы  в  зависимости  от  полюса  своей  направленности.  Позитивная  этническая  идентичность  принимает  такие  виды,  как:

·     Этноцентризм  —  форма  проявления  —  преувеличение.  В  крайне  выраженной  форме  этноцентрические  установки  могут  привести  к  этноизоляционизму.

·     Этнодоминирование  —  количественное  превосходство  общности,  ее  политическое  организационное  совершенство,  религиозное  содержание.  Обеспечивают  превосходство  собственной  групповой  культуры  по  отношению  к  другим.

·     Этпнофанатизм  —  форма  проявления  —  фанатическая,  вплоть  до  патологической  приверженности  к  групповой  догме,  отсутствие  толерантности  по  отношению  к  иноэтничным  группам;

·     Национализм  —  форма  проявления  —  дискриминация.  Восприятие  членами  одной  из  этнических  общностей  угрозы  со  стороны  другой  обусловливает  повышенную  враждебность  в  отношении  последней  при  высокой  внутриэтнической  солидарности.

Таким  образом,  этническая  идентичность  в  гиперболизированной  форме  характеризуется  сверхпозитивным  отношением  к  собственной  группе  и  негативным  отношением  —  к  другим  этническим  группам.

Другая  форма  —  негативная  этническая  идентичность  проявляется  как:

·     Этнонегативизм  —  ориентация  на  свой  этнос  при  отрицательном  его  представлении,  обусловленном  различным  уровнем  экономического,  культурного  прогресса. 

·     Этноэлиминация  –  ориентация  на  другой  значимый  этнос. 

Этническая  идентичность  в  литотизированной  форме  предполагает  негативное  эмоционально-оценочное  отношение  к  собственному  этносу  при  позитивном  отношении  к  другому  значимому  этносу.  Избыточная  степень  противопоставления  «Мы-Они»,  которая  трансформируется  в  дихотомии  «лучший-худший»,  «свой-чужой»,  обусловлена  неправильной  ориентацией  этнических  групп  [2,  с.  153]. 

Можно  сказать,  что  глобализация  может  привести  к  полному  стиранию  этнических  различий,  границ,  а  вместе  с  ними  и  этнических  идентичностей.  Этнос  является  сложной  саморегулирующейся  и  самоорганизующейся  системой.  Вектор  подобной  организации  определяется  внутренней  логикой  этноса,  тесно  связанной  с  системой  его  базовых  основ,  ценностей  [4,  с.  64].

Исчезновение  этноса  возможно,  когда  его  система  базовых  ценностей  перестает  быть  значимой,  отвечать  новым  внешним  факторам  воздействия  [3,  с.  215].  Тогда  на  смену  прежнему  этносу  приходит  другой  со  своей  новой  системой  этнических  ценностей,  которые  оказались  более  приспособленными  к  новым  условиям  жизни  и  взаимодействия.  В  самой  сущности  наличия  большого  числа  разных  этносов  заложена  возможность  развития  человечества  [6,  с.  234].

Таким  образом,  современное  общество  считается  обществом  риска.  Риски  могут  затрагивать  различные  сферы  жизни  людей.  Область  этнической  идентификации,  столь  важная  для  человека,  также  подвержена  рискам.  Возникли  новые,  пока  непрямые,  риски:  терроризм,  насилие,  ксенофобия,  нетерпимость.  В  таких  условиях  индивиду  все  труднее  определять  локализацию  общественного,  индивидуального  существования,  взаимодействия  с  другими  людьми.  Общество,  которое  может  изменять  важные,  основополагающие  жизненные  ориентиры  (одним  из  которых  и  является  этническая  идентичность),  может  привести  к  утрате  этих  самых  ориентиров.  ставит  перед  человеком  Современное  общество  формирует  особые  условия  своего  существования.

 

Список  литературы:

  1. Асланова  Д.Т.  Личностная  и  этническая  идентичность  как  предмет  исследования  в  современной  психологии  //  Вестник  Ставропольского  университета.  —  2007.  —  №  6.  —  С.  92—97.
  2. Алферов  О.Л.  Анализ  рисков  и  стратегия  обеспечения  безопасности  //  Социальные  и  гуманитарные  науки.  Серия  4:  государство  и  право.  Реферативный  журнал.  —  2007.  —  №  3.  —  С.  152—156. 
  3. Зазаева  Н.Б.  Идентичность  современного  человека  в  политическом  пространстве  глобализирующегося  общества  //  Вестник  Поволжской  академии  государственной  службы.  —  2012.  —  №  4.  —  С.  214—219. 
  4. Кузнецова  Е.В.  Этническая  идентичность  личности  как  объект  исследования  современного  гуманитарного  знания  //  Вестник  Нижегородского  университета  им.  Н.И.  Лобачевского.  Серия:  Социальные  науки.  —  2008.  —  №  4.  —  С.  121—126.
  5. Мусина  Р.Н.  Этническая  идентичность  в  эпоху  глобализации:  этносоциологическое  измерение  (по  материалам  исследований  в  республике  Татарстан)  //  Вестник  Казанского  государственного  университета  культуры  искусств.  —  2005.  —  №  1.  —  С.  62—63. 
  6. Мухлынкина  Ю.В.  Этническая  идентичность  в  эпоху  глобализации  //  Научные  ведомости  Белгородского  государственного  университета.  Серия:  Философия,  Социология.  Право.  —  2008.  —  Т.  8.  —  №  4.  —  С.  233—244. 
  7. Моисеева  Н.А.,  Уварова  Т.Б.  Этническая  идентичность:  Современные  российский  исследования  (Реферативный  обзор)  //  Этнокультурные  процессы  в  России  на  рубеже  ХХ—ХХI  веков  Сборник  обзоров.  Сер.  «Россия:  Экономика,  политика,  общество».  2008.  —  С.  63—81.
  8. Солдатова  Г.У.,  Нестик  Т.А.,  Шайгерова  Л.А.  Принципы  формирования  толерантности  и  управления  рисками  ксенофобии  //  Национальный  психологический  журнал.  —  2011.  —  №  2.  —  С.  60—79.
  9. Яницкий  О.Н.  Социология  риска:  ключевые  идеи  //  Мир  России.  —  2003.  —  №  1.  —  С.  3—35.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий