Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 31 марта 2014 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Катаева Т.Н. РОЛЬ СМИ В ПРОЦЕССЕ ДЕРАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 3(35). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

РОЛЬ  СМИ  В  ПРОЦЕССЕ  ДЕРАЦИОНАЛИЗАЦИИ  ОБЩЕСТВЕННОГО  СОЗНАНИЯ

Катаева  Татьяна  Николаевна

соискатель  Южного  федерального  университета,  РФ,  г.  Ростов-на-Дону

E-mail: 

 

ROLE  OF  MASS  MEDIA  IN  THE  PROCESS  OF  DERATIONALIZATION  OF  PUBLIC  CONSCIENCE

Tatiana  Kataeva

Applicant  of  Southern  Federal  University,  Russia  Rostov-on-Don

 

АННОТАЦИЯ

В  современном  обществе  наблюдается  устойчивая  тенденция  к  уничтожению  у  человека  способности  к  критическому  мышлению.  Ведущую  роль  в  процессе  дерационализации  общественного  сознания  играют  СМИ.  В  результате  этого  формируется  человек,  лишенный  способности  самостоятельного  рационального  мышления,  руководимый  СМИ  и  идущий  не  к  целостному  восприятию  действительности,  а  от  образа  к  образу,  тиражируемому  СМИ. 

ABSTRACT

A  steady  tendency  towards  destruction  of  people’s  capacity  for  critical  thinking  is  observed  in  the  modern  society.  Mass  media  play  a  key  role  in  the  process  of  derationalization  of  public  conscience.  As  a  consequence  there  is  formed  a  person  lacking  the  ability  of  independent  rational  thinking,  led  by  mass  media  and  directing  not  to  the  integral  perception  of  reality  but  from  image  to  image  which  is  replicated  by  mass  media. 

 

Ключевые  слова:  рационализация;  дерационализация;  критическое  мышление;  социокультурные  образцы.

Keywords:  rationalization;  derationalization;  critical  thinking;  sociocultural  patterns.

 

Сознание  современного  человека  определяется  не  только  бытием,  но  и  теми  информационными  потоками,  которые  на  него  обрушивают  СМИ.  В  начале  XX  века  о  давлении  прессы  на  умы  человечества  говорил  О.  Шпенглер  [9;  с.  610—611].  Перед  второй  мировой  войной  Э.  Фромм  указывал  на  опасность  деятельности  СМИ.  Он  писал,  что  СМИ  целенаправленно  разрушают,  фрагментируют  сознание,  препятствуют  целостному  восприятию  мира;  он  становится  «мозаикой»  разрозненных  фактов,  связать  которые  пониманием  человек  оказывается  не  в  состоянии.  Все  это  уничтожает  способность  человека  к  критическому  мышлению  [8;  с.  308—309]. 

Современные  технологии  дерационализации  общественного  сознания  заключаются  в  следующем:  «порча»  языка;  подмена  традиционного  смысла  понятий;  использование  ключевых  слов,  «кодирующих»  человека;  разрушение  исторической  памяти  и  глумление  над  прошлым;  создание  социальных  мифов  и  разжигание  «темных»  инстинктов  человека;  внедрение  «программных  вирусов»  в  логику  рассуждений;  нагнетание  депрессии  и  волны  возмущения  в  обществе;  прямая  дезинформация  и  сокрытие  информации;  пренебрежение  принципами  диалектики  как  логики  при  освещении  каких-либо  событий;  отказ  от  объективности,  всесторонности,  конкретности,  историзма,  от  принципа  разделения  информации  и  комментариев  и  т.  д.  В  результате  этого  формируется  человек,  лишенный  способности  самостоятельного  рационального  мышления,  руководимый  СМИ  и  идущий  не  к  целостному  восприятию  действительности,  а  от  образа  к  образу,  тиражируемому  СМИ. 

Современный  человек  имеет  не  только  много  прав  и  свобод,  но  и  массу  экзистенциальных  проблем,  которые  ему  приходится  решать.  Во  время  кризиса  и  смуты  человек  хватается  за  соломинку.  И  этой  соломинкой  явились  магия  и  мантика.  Поскольку  большинство  людей  хочет,  чтобы  кто-то  другой  решал  их  проблемы,  то  почва  для  пробуждения  экстрасенсорных  способностей,  появления  всевозможных  сект  и  гадалок  еще  долго  будет  плодородной.  Желание  вверить  свою  судьбу  в  чужие  руки  привело  к  апатии,  пассивности  и  «варваризации»  человека.

Говоря  об  усилении  внерациональных  составляющих  в  современном  мыш­лении  необходимо  вспомнить  актуальное  высказывание  К.  Маркса,  который  точно  подметил,  что  в  условиях  товарного  про­изводства  в  товар  превращается  все.  Мантические  и  магические  практики  —  сейчас  очень  ходовой  товар  и  чрезвычайно  выгодный  бизнес.  Новомодные  маги  и  чародеи,  шаманы  и  целители  стремятся  использовать  напряженную  ситуацию  в  обществе  и  создать  у  человека  потребность  в  своих  услугах.  В  СМИ  идет  целенаправленная  реклама  подобных  услуг,  различные  печатные  издательства  публикуют  антина­учную  литературу  по  этому  вопросу,  кинематографисты  снимают  фильмы  мис­тического  содержания.  Под  натиском  психологической  атаки  миллионы  людей  устремляются  в  мир  вымысла  и  грез  [1].

Преобладание  мифологического  или  рационального  мышления  у  человека  не  вызывает  противоречий  в  случае  благоприятных  обстоятельств,  но  ухудшение  одной  из  составляющих  жизненного  успеха  может  повлечь  за  собой  ряд  непродуманных  иррациональных  действий  индивида,  которые  в  итоге  приведут  его  в  тупик.  Например,  пациенты  с  преобладающим  мифологическим  типом  мышления,  узнав  от  врача  о  неблагоприятном  диагнозе,  зачастую  паникуют  и  в  процессе  принятия  решения  стремятся  переложить  груз  ответственности  за  жизнь  и  состояние  своего  здоровья  на  другого  человека  [5;  с.  75].  Пасуя  перед  неприятностями  и  пытаясь  найти  чудодейственные  пути  исцеления,  они  игнорируют  здравый  смысл  и  проверенные  медициной  методы  лечения.  Не  умея  критически  осмысливать  поступающую  информацию,  поддавшись  на  рассказы  обывателей  о  чудесах  народной  медицины,  человек  откладывает  процесс  лечения,  болезнь  прогрессирует,  приводя  к  печальному  финалу.

Государство  пытается  рационализировать  многие  сферы  жизнедеятельности  человека.  В  контексте  данного  исследования  особый  интерес  представляет  статья  50  «Народная  медицина»  Федерального  Закона  «Об  основах  охраны  здоровья  граждан  в  Российской  Федерации»  (от  21  ноября  2011  г.  №  323-ФЗ),  которая  посвящена  регулированию  деятельности  лиц,  занимающихся  народной  медициной,  их  правам  и  ответственности.  В  соответствии  с  законом  право  на  занятие  народной  медициной  имеет  гражданин,  получивший  медицинское  образование  и  разрешение,  выданное  органом  исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации  в  сфере  охраны  здоровья  [7].  Положительным  является  и  тот  факт,  что  на  данный  момент  в  России  запрещена  реклама  целительства  людьми,  не  имеющими  на  это  официального  разрешения.

Однако,  проблему  дерационализации  общественного  сознания  невозможно  решить  только  путем  принятия  новых  законов,  важна  также  активность  гражданского  общества  и  ответственность  СМИ  в  этом  процессе.  Единственный  способ  избежать  власти  иррациональных  стихий  —  это  продолжать  совершенствовать  нашу  способность  к  рациональному  мышлению  [6;  c.  85].

Социальная  среда  в  самом  широком  понимании  есть  поле  подготовки  чело­века  к  самостоятельному  поиску  своего  смысла  жизни  (воспитание,  обучение,  лечение,  контроль  за  девиантным  поведением  и  т.  п.).  Именно  поэтому,  в  этом  процессе  науке  и  социальным  институтам  общества  отводится  позитивная  роль,  заключающаяся  в  осмыслении  и  анализе  факторов,  влияющих  на  динамику  об­щества,  а  также  в  выработке  планов  и  программ,  способствующих  активизации  человеческого  фактора  в  преобразовании  общества  [2;  с.  83].

В  процессе  создания  социокультурных  образцов  особую  роль  играют  не  только  образовательные  учреждения  страны,  но  и  СМИ.  Социокультурные  образцы  обычно  рождаются  в  повседневной  жизни.  Сначала  они  появляются  у  отдельных  индивидов  или  какой-либо  группы  людей,  используются  в  практике,  затем  сфера  их  применения  расширяется,  и,  наконец,  они  могут  стать  общепризнанными  ценностями  и  нормами.  Иными  словами,  «…общество  может  и  должно  создавать  такие  социокультурные  образцы,  которые,  помимо  привлекательности,  будут  нести  в  массы  высокий  смысл  и  нравственные  ценности»  [4;  с.  63].

В  условиях  духовного  кризиса  современное  общество  характеризуется  как  общество  всеобщего  потребления.  Именно  поэтому  нельзя  недооценивать  меру  воздействия  СМИ  на  формирование  мировоззрения  и  стиль  жизни  молодого  поколения  россиян.  Массовое  воздействие  коммуникации  необходимо  направить  в  нужное  русло:  на  формирование  духовно-нравственных  основ  личности;  сохранение  здоровья  человека,  его  уникальности  и  индивидуальности;  развитие  критического  мышления  и  познавательных  способностей  молодежи.

 

Список  литературы:

  1. Агеева  Н.А.  Идея  судьбы  в  противостоянии  мифологического  и  рационального  мышления:  дис.  канд.  филос.  наук:  Ростов-н/Д.,  2004.  —  112  с.
  2. Агеева  Н.А.  Предвидение  судьбы  в  контексте  перехода  от  мифа  к  логосу.  Ростов-н/Д.:  Изд-во  АПСН  СКНЦ  ВШ,  2006.  —  104  с.
  3. Агеева  Н.А.  Проблема  невежества  в  биоэтическом  аспекте  медицинской  деятельности  //  Гуманитарные  и  социально-экономические  науки.  —  2014.  —  №  1.  —  с.  28—31.
  4. Агеева  Н.А.  Социокультурные  образцы  как  эффективное  средство  духовного  возрождения  семьи  и  общества  //  Гуманитарные  и  социальные  науки.  —  2012.  —  №  3.  —  с.  58—64.
  5. Агеева  Н.А.  Эффективность  терапевтического  сотрудничества  врача  и  пациента  в  контексте  рационального  и  мифологического  мышления  //  Гуманитарные  и  социальные  науки.  —  2013.  —  №  5.  —  с.  69—77.
  6. Куртц  П.  Искушение  потусторонним.  М.:  Академический  Проект,  1999.  —  601  с.
  7. Федеральный  закон  от  21  ноября  2011  г.  №  323-ФЗ  «Об  основах  охраны  здоровья  граждан  в  Российской  Федерации»  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://base.garant.ru/12191967/  (дата  обращения  18.02.2014).
  8. Фромм  Э.  Бегство  от  свободы.  Минск:  Попурри.  Т.  1.,  1998.  —  672  с.
  9. Шпенглер  О.  Закат  Европы.  Минск:  Попурри.  Т.  2.,  1999.  —  720  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.