Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 24 февраля 2014 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бормотов И.В. ПРИНЦИПЫ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 2(34). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ПРИНЦИПЫ  ОПТИМИЗАЦИИ  СИСТЕМЫ  ЦЕННОСТЕЙ  СОВРЕМЕННОЙ  РОССИЙСКОЙ  МОЛОДЕЖИ

Бормотов  Игорь  Владимирович

канд.  филос.  наук,  доцент  Тульского  филиала  Финансового  университета  при  Правительстве  РФ,  РФ,  г.  Тула

E-mail: 

 

OPTIMIZATION  PRINCIPLES  OF  THE  MODERN  RUSSIAN  YOUTH  VALUES  SYSTEM

Bormotov  Igor  Vladimirovich

candidate  of  philosophical  science,  dotsent  of  the  Tula  branch  of  the  Finance  University  under  the  Government  of  the  Russian  Federation,  Russia,  Tula

 

АННОТАЦИЯ

В  социально-философском  рассмотрении  основных  принципов  оптимизации  системы  ценностей  российской  молодежи,  которые  выступают  методологическими  ориентирами  для  деятельности  и  поведения  молодых  людей  в  современном  обществе.  Уточняется  методологический  статус  понятия  «оптимизация».  Показано  состояние  проблемы  оптимизации  системы  ценностей  современной  российской  молодежи  посредством  выделения  ее  основных  принципов.  Изучение  данной  проблемы  позволяет  соотнести  оптимизацию  системы  и  меру  ее  соответствия  основным  интересам  молодых  людей.

ABSTRACT

Deals  with  socio-philosophic  consideration  of  the  main  optimization  principles  of  the  modern  Russian  youth  values  system,  which  are  the  methodologic  guides  for  the  young  people  activities  and  behavior  in  modern  society.  “Optimization”  concept  methodologic  status  is  being  defined  move  precisely.  By  means  of  picking  out  the  main  principles,  the  standing  of  the  optimization  problem  of  the  modern  Russian  youth  values  system  is  shown.  The  sphere  where  the  results  may  be  used.  The  problem  being  studied  allows  to  match  the  system  optimization  and  the  way  it  meets  the  young  people  main  interests.

 

Ключевые  слова:  оптимизация;  принцип;  молодежь;  ценность;  система.

Keywords:  optimization;  principle;  youth;  values;  system. 

 

Оптимизация  ценностей  молодежи  —  это  всегда  целенаправленная  деятельность  каких-либо  субъектов  общественного  развития.  Она  может  быть  определена  как  сознательная,  специально  организуемая  деятельность  различных  институтов  государства,  гражданского  общества  и  молодежных  организаций  по  созданию  необходимых  условий  и  факторов,  обеспечивающих  образование  устойчивой  системы  ценностей  молодого  поколения.

При  таком  понимании  главной  целью  оптимизации  системы  ценностей  современной  российской  молодежи  является  достижение  меры  ее  соответствия  основным  интересам  различных  групп  молодых  людей.  В  этом  и  состоит  объективное  значение  процесса  оптимизации,  в  котором  предполагается  использование  научных  принципов  как  руководящих  положений,  являющихся  методологическими  ориентирами  деятельности  субъектов  осуществления  этого  процесса.  Рассмотрим  наиболее  важные  из  этих  принципов  под  углом  зрения  современных  требований  к  молодежи.

Принцип  экзистенциальной  ориентированности  системы  ценностей  современной  российской  молодежи.  Он  вытекает  из  общей  аксиологической  направленности  социальной  философии,  исповедующей  отношение  к  человеку  как  высшей  ценности  и  утверждающей  самоценность  молодости  как  наиболее  активного  этапа  человеческого  существования  [2,  с.  15].  Ее  содержание  предполагает  учет  проблематики,  связанной  с  возрастными  особенностями  молодого  человека,  который  вступает  во  взрослую  жизнь,  ориентируясь  на  определенную  систему  ценностей,  на  собственные  ощущения,  суждения  и  существование  в  соответствии  с  важнейшими  проблемами  личностного  бытия,  создания  максимально  благоприятных  условий  для  свободного  развития,  ценностно-нормативного  самоопределения  в  социуме.  Целью  организации  существования  молодежи  является  создание  необходимых  и  достаточных  условий  для  ее  развития,  как  в  современном  российском  обществе,  так  и  в  определенной  системе  ее  ценностных  координат.  Доминирующими  здесь  становятся  те  компоненты,  которые  направлены  на  развитие  групповых  и  индивидуальных  ценностей,  способствующих  созданию  благоприятных  условий  для  актуализации  человеческого  потенциала.

Реализация  принципа  экзистенциальной  ориентированности  системы  ценностей  современной  российской  молодежи  выстраивается  на  антропологической  методологии,  которая,  с  одной  стороны,  исключает  «культ  индивида»,  предполагающий  безоговорочное  признание  его  «самоуправства»,  с  другой  —  не  допускает  безличного  растворения  человека  в  окружающем  его  социальном  и  групповом  пространстве.

Следует  отметить,  что  антропологическое  измерение  было  изначально  присуще  философии  как  области  гуманитарного  знания  и  социальной  практики,  изначально  обращенной  к  человеку,  целям,  путям,  способам  и  условиям  организации  его  развития.  В  настоящее  время  философская  антропология  ориентирована  на  выявление  сущности,  которая  состоит  в  соотнесении  любого  знания  об  аксиологических  явлениях  со  знаниями  о  природе  человека,  обеспечении  органической  интеграции  человека  в  общество;  слиянии  антропологического  и  аксиологического  в  человеке.  Философская  антропология  позволяет  не  только  скорректировать  индивидуальное  в  социальное,  но  понять  логику  развития  системы  ценностей  современной  российской  молодежи  в  виде  отношения  социального,  группового  и  личностного.

Осмысление  данного  принципа  дает  возможность  ответить  на  вопрос  о  сущности  личности  молодого  человека  и  его  ценностном  мире,  что  позволяет  ему  обрести  бесконечные  возможности  развертывания  в  пространстве  и  во  времени  своих  сущностных  сил.

Таким  образом,  взаимодействие  социально-объективных  требований  социума  с  личными  мотивами,  установками,  интересами  и  желаниями  молодежи  может  осуществляться  по  различным  сценариям:

1.  молодые  люди  осознают  необходимость  выполнения  социальных  норм,  связанных  с  требованиями  общества,  и  реально  их  выполняют;

2.  молодые  люди  осознают  необходимость  выполнения  норм  и  требований  общества,  но  объективные  социальные  условия  не  позволяют  им  это  осуществить;

3.  молодые  люди  осознают  необходимость  выполнении  норм  и  требований,  предъявляемых  со  стороны  государства,  но  не  желают  это  осуществлять  ни  в  практической  деятельности  и  ни  в  своих  ценностных  устремлениях;

4.  молодые  люди  не  в  состоянии  (или  не  желают)  осознать  систему  ценностей  российского  общества,  не  говоря  уже  об  ориентации  на  нее.  У  современной  молодежи  складываются  свои  только  ей  присущие  ценностные  предпочтения,  причем  они  могут  быть  как  диаметрально  противоположные,  так  и  иметь  определенное  сходство.

Среди  названных  вариантов  наибольший  удельный  вес  приходится  на  последний.  Это  связанно  с  тем,  что  молодые  люди  еще  не  до  конца  интегрировались  в  различные  социальные  структуры  и  имеют  отличные  от  культуры  российского  общества  субкультурные  образования,  отличающиеся  друг  от  друга  не  только  по  форме,  но  и  по  содержанию.

Объективные  условия  жизни  современной  молодежи  позволяют  не  только  воспринимать  сигналы,  идущие  от  руководства  государства  (в  виде  указов  Президента  РФ,  законов,  постановлений  и  других  нормативных  актов),  которые  регулируют  ее  деятельность  в  различных  сферах  общества,  но  и  оценивать  их  с  точки  зрения  личностного,  субъективного  восприятия,  на  сколько  они  соответствуют  их  ценностному  выбору,  идеалам,  на  которые  они  должны  ориентироваться  в  своих  действиях  и  поступках.

Принцип  содержательной  целостности  системы  ценностей  современной  российской  молодежи,  ее  проблемное  соответствие  реальной  жизни.  Дело  в  том,  что  реальная  жизнь  молодых  людей  намного  богаче  и  разнообразнее  в  своем  проявлении  применительно  к  тому,  как  ее  пытаются  моделировать  при  помощи  различных  заменителей  или  аналогов.  Это  вызвано  тем,  что  любая  система  лишь  частично,  фрагментарно  воспроизводит  исследуемый  образ,  содержание  которого  формируется  в  научно-познавательном  процессе  посредством  конкретизации  и  абстрагирования  социальной  реальности.

Это  позволяет  рассматривать  принцип  содержательной  целостности  системы  ценностей  молодежи  как  обеспечение  противоречивого  единства  абстрактного  и  конкретного.  Заложенные  в  нем  нормы  и  правила  могли  бы  отражать  содержательную  сторону  стратегии  поведения  молодых  людей  в  современном  российском  обществе.

Реализация  данного  принципа  могла  бы  стать  важным  средством  в  решении  следующих  проблем  молодежи:

·несоответствие  жизненных  установок,  ценностей  и  моделей  поведения  молодых  людей  потребностям  страны;

·отсутствие  комплексной  системы  выявления  и  продвижения  инициативной  и  талантливой  молодежи; 

·отсутствие  у  молодежи  интереса  к  участию  в  общественно-политической  жизни  общества; 

·социальная  изолированность  молодых  людей,  находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации,  отсутствие  возможностей  для  полноценной  социализации  и  вовлечения  в  трудовую  деятельность;

·отсутствие  национальной  и  социокультурной  самоидентификации  молодежи;

·несоответствие  кадрового  состава  и  материально-технической  базы  работающих  с  молодежью  организаций  современным  технологиям  и  ожиданиям  молодых  людей  и  др.

Перечисленные  проблемы  требуют  системного  решения,  так  как  проявляются  во  всех  сферах  жизнедеятельности  молодежи  на  фоне  ухудшения  здоровья  молодого  поколения,  роста  социальной  апатии  у  молодых  людей,  снижения  экономической  активности,  криминализации  молодежной  среды,  роста  в  ее  среде  нетерпимости,  этнического  и  религиозно-политического  экстремизма.

Принцип  телеологической  ориентации  системы  ценностей  современной  российской  молодежи.  Его  реализация  предполагает  стимулирование  нормативной  (т.  е.  идеальной,  требуемой)  реализации  системы  ценностей  молодежи  на  различных  этапах  ее  становления  и  деятельности.  Выстраивание  содержания  целевой  ориентации  мотивирует  нормативное  поведение  молодежи  за  счет  максимального  соответствия  «встречных»  векторов  активности,  с  одной  стороны,  стремления  молодого  человека  разрешить  свои  проблемы  путем  участия  в  различных  формах  социальной  деятельности;  с  другой  стороны,  внешне  различаемой  направленности  ценностных  усилий  на  создание  условий,  способствующих  разрешению  или  минимизации  молодежных  проблем.

Такая  разнонаправленная  ориентация  на  внешние  и  внутренние  стороны  своей  жизни  может  привести  молодых  людей  к  единству  своих  ценностных  устремлений  или  раздвоению  ценностей.  Для  того,  чтобы  избежать  этих  двух  крайностей,  необходимо  руководствоваться,  прежде  всего,  потребностями  и  интересами  молодых  людей.  Они  должны  в  полной  мере  учитываться  со  стороны  государства,  этому  в  определенной  мере  могут  помочь  следующие  меры:

·развитие  молодежной  инициативы  и  самостоятельности  в  решении  насущных  проблем  общества;

·стимулирование  целевой  направленности  деятельности  молодежи  на  государственные  и  общественные  нужды;

·функционирование  системы  ценностей  молодежи  на  различных  этапах  ее  становления  и  деятельности;

·реализация  телеологической  ориентации  молодых  людей  должна  исходить  из  соотношения  личных  и  социальных  ценностей;

·использование  целей  и  средств  деятельности  молодежи  для  достижения  значимых  результатов  в  экономической,  социальной  и  профессиональной  сферах  общества;

·     построение  телеологической  системы  ценностей  современной  российской  молодежи,  в  которой  сочетание  общественных,  групповых  и  личностных  ценностей  молодых  людей  подчиняется  общегосударственной  идеологии.

Таким  образом,  рассмотрение  принципов  оптимизации  системы  ценностей  современной  российской  молодежи  обеспечивает  стимулирование  и  всестороннее  раскрытие  творческого  потенциала  молодых  людей,  укрепление  гарантий  их  социальных  и  личностных  прав  и  свобод,  формирование  позитивного  отношения  к  происходящим  в  стране  переменам.

 

Список  литературы:

1.Вотинцева  Н.Н.  Специфика  ценностей  и  ценностного  сознания  в  трансформирующемся  обществе  //  Автореф.  дис.  …  канд.  филос.  наук.  Пермь,  2009.  —  19  с.

2.Гатальский  В.Д.  Принципы  оптимизации  культурно-образовательного  пространства  //  Известия  Российского  государственного  педагогического  университета  им.  А.И.  Герцена,  2009.  —  С.  14—20.

3.Гилинский  Я.И.  Социальный  контроль  в  современном  обществе:  проблемы  и  перспективы  //  Актуальные  проблемы  социологии  девиантного  поведения  и  социального  контроля.  Институт  социологии  РАН.  М.,  1992.  —  С.  39—59.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.