Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 27 января 2014 г.)
Наука: История
Секция: Этнология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПОМОЩИ В ТРАДИЦИОННОМ ХАКАССКОМ ОБЩЕСТВЕ
Макина Анастасия Ивановна
канд. ист. наук, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
A YOUNG FAMILY AS AN OBJECT OF HELP AND SUPPORT IN THE TRADITIONAL KHAKAS SOCIETY
Anastasia Makina
candidate of historical sciences, associate professor of Khakas State University after N.F. Katanov, Russian Federation, Republic of Khakassia, Abakan
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется аспект архаического периода социальной работы на территории республики Хакасия, бытование форм помощи и поддержки молодой семьи у хакасов в XIX начале XX века. Традиционное хакасское общество в ходе этнической истории выработало охранные механизмы своих членов, семейно-родственные отношения и аальная община представляют основу формирования форм помощи и взаимопомощи социально-уязвимым категориям. В рамках рода и аальной общины оказывалась помощь и содействие своим членам, что послужило условием жизнеспособности этноса.
ABSTRACT
The publication is the analysis of one of the aspects of the archaic period of social work in the territory of the Republic of Khakassia in particular the forms of help and support of a young Khakass family in the 19th c and the early 20th. In its ethnic history the Khakass traditional society worked out the protection mechanisms for its members, family – kindred relations and an aal community were the basis for organizing help and mutual assistance of such categories. Help and support were rendered within the clan and aal community that served a condition of the ethnos vital capacity.
Ключевые слова: Хакасия; помощь; поддержка; взаимопомощь; род; аальная община; социальная работа; хакасский этнос; молодая семья.
Keywords: Khakassia; assistance; mutual assistance; an aal community; social work; the Khakass ethnos; support; a young family.
Под социальным статусом принято понимать общее положение личности или социальной группы в обществе, которое детерминировано теми или иными правами и обязанностями [8, с. 226]. Социально-экономический статус подразумевает положение в обществе, которое определяется не только выполнением какой-либо социальной роли, но и материальным обеспечением. Если определенные характеристики социально-экономического статуса являются предписанными, то есть врожденными и не зависимыми от воли субъекта (пол, возраст, национальная принадлежность), то другие — достигнутыми, приобретенными, то есть полностью подчиняются волеизъявлению субъекта и зависят от его усилий, случая, других прижизненных обстоятельств (должность, социальный класс, материальное положение). Согласно социально-экономическому критерию целесообразно выделить такие категории населения, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в посторонней помощи и поддержке, как бедняки, молодые семьи и калеки.
Шаткое, неустойчивое социальное положение занимает молодая семья. Молодая семья в современной России определяется как семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста [7, п. 2.1.]. В традиционном хакасском обществе возраст супругов не имел значения, факт принадлежности к социальной группе — молодой семье определялся недавним вступлением в брак и наличием малолетних детей. Именно факт становления нового социального института и выполнения семьей репродуктивных функций является главным в выработке системы помощи и поддержки данной социальной группы. Хакасы заботились о сохранении семьи как ячейки общества, где происходит воспроизводство человека, воплощение гарантии сохранения семьи, рода, этноса. Становление семьи как социального института имеет много проблем, главная из которых — материальная. Все обычаи хакасов, связанные с заключением брака и рождением детей, направлены на обеспечение молодой семье материально- экономического благосостояния.
Анализ обычаев хакасов, связанных с заключением брачного союза показал, что существовали различные формы заключения брака, но общим являлось то, что родители и родственники брачующихся помогали молодоженам в обустройстве их домохозяйства. Прежде всего, родители невесты выделяли ей приданое, которое являлось ее личной собственностью и в случае развода или смерти мужа эта часть семейного имущества оставалась ей. Имущество, выделенное для молодой, как отмечает Бутанаев В.Я., включало в себя до девяти сундуков с утварью, одеждами и постельными принадлежностями, все это снаряжение для новой семьи готовила мать невесты [3, с. 182]. Отец жениха заботился о жилище для молодой семьи, юрта ставилась рядом с родительской, но хозяйство, пока молодая семья не обрастала детьми, велось совместное [1, с. 136]. Еще более полному укреплению материального положения молодой семьи служили обычаи, связанные с рождением ребенка. Так, по истечению трех месяцев после рождения ребенка устраивался праздник — пала тойы, к нему готовились с такой же тщательностью, как к свадьбе, так как считалась, что в жизни человека три главных праздника: по случаю рождения, заключения брака и кончины. Во время этого праздника давали имя ребенку, а также одаривали различными подарками, чаще всего родственники дарили крупный скот — лошадей или коров. Когда в молодой семье появлялся ребенок, то родители со стороны невесты выделяли ей инджi — приданое, состоявшее из скота. Как пишет вышеуказанный автор, инджi было пропорционально калыму или немного меньше, домохозяйство среднего достатка выделяло для этих целей ездовую лошадь, 5—15 коров, быка, 40—50 овец и барана [3, с. 160]. В наделении невесты инджi также принимали участие родственники девушки по отцовской линии, которые дарили ей скот. Кроме того, в качестве одной из форм помощи молодой хакасской семье выделяют обычай торгiн — поездка в гости к родственникам жены для получения скота. Обычное право обязывало родственников молодой матери оказать ей помощь. Молодая пара с младенцем, взяв вино и гостинцы, отправлялась в гости к братьям жены, то есть к дядям (тайы) новорожденного, и там новый родственник одаривался скотом [2, с. 89]. После того, как молодая семья обзаводилась детьми, материально утверждалась, и родители молодого отца убеждались в крепости союза, происходило выделение сына из общего хозяйства. Отец выделял скот и имущество. Количество и вид скота было таким же, как и в обычае инджi, состоятельные же родители наделяли молодых еще и косяком лошадей [5, с. 135]. В наделении молодого хозяина скотом и имуществом принимали участие также и родственники со стороны отца. Аальная община при появлении нового домохозяйства выделяла из общинно-родовых владений покос и пашню. На этом материальная поддержка молодой семьи еще не заканчивалась. У хакасов существовал еще один обычай, который также имел целью поддержать молодую семью — обряд примирения. После того, как произошло отделение сыновнего хозяйства от отцовского, собирались родственники, и между свекром и невесткой происходило «примирение». В честь этого события молодая хозяйка одаривалась каким либо подарком (платьем, платком или скотом), что также приносило пользу молодой семье. Подаренное имущество принадлежало невестке и было ее неотъемлемой собственностью [4, с. 161].
Выявленные формы помощи молодой семье являются взаимными, то есть каждая оказанная помощь, по степным обычаям хакасов, подразумевает и взаимопомощь, только не в настоящий момент, а немного пролонгированную, растянутую во времени. Молодая семья, благодаря оказанной поддержке, уверенно, «стоит на ногах» и переходит в разряд зрелой семейной пары, в ней подрастают дети и когда-то молодая семья становится полноценной социальной ячейкой. Тогда эта семья должна возвратить оказанную помощь, принимая участие в выделении имущества или скота родственникам, осуществившим когда-то им поддержку.
Таким образом, в хакасском обществе сохраняется преемственность, солидарность с родственниками и уверенность в завтрашнем дне, так как, оказывая поддержку молодой семье, можно быть спокойным за материальное благополучие своих детей в будущем.
Список литературы:
1.Бутанаев В.Я. Социально-экономическая история Хонгорая (Хакасии) в XIX — начале XX в./ Изд. второе, доп. и исправ. Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им.Н.Ф. Катанова, 2002. — 166 с.
2.Бутанаев В.Я. Степные законы Хонгорая / Авт. Бутанаев В.Я. Абакан: Издательство Хакасского Государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2004. — 279 с.
3.Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020700 «История». Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1998. — 352 с.
4.Несар-Несарцев Н.Н. Материалы к изучению обычного права инородцев Минусинского уезда // Сибирский наблюдатель. Кн. 3. 1905. — С. 32—46.
5.Островских П. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края // Живая старина. Т. 5. Вып. 3. СПб. 1895. — С. 297—348.
6.Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. «Основные направления Государственной молодежной политики в Российской Федерации»//Ведомости СНД и ВС РФ, — 1993, — № 25, — ст. 903.
7.Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. М.: Знание, 1996. — 272 с.
дипломов
Оставить комментарий