Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 27 декабря 2013 г.)

Наука: Философия

Секция: История философии

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тулаганова М.К. УЧЕНИЕ ФАРАБИ О ДИАЛЕКТИКЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 32. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

УЧЕНИЕ  ФАРАБИ  О  ДИАЛЕКТИКЕ  В  КОНТЕКСТЕ  СОВРЕМЕННОЙ  ТЕОРИИ  АРГУМЕНТАЦИИ

Тулаганова  Мухайё  Кутумбековна

старший  научный  сотрудник  НУУз,  Республика  Узбекистан,  г.  Ташкент

E-mail: 

 

TEACHING  FARABI  ABOUT  DIALECTICS  IN  CONTEXT  OF  THE  MODERN  THEORY  TO  ARGUMENTATIONS

Tulaganova  Muhayyo  Kutumbekovna

senior  scientific  employee  National  University  of  Uzbekistan,  Republic  of  Uzbekistan  Tashkent

 

АННОТАЦИЯ

Фараби  рассматривал  диалектику  как  «тренировочное  искусство»  для  достижения  победы  в  споре,  для  подготовки  человека  к  занятиям  теоретической  наукой,  основанной  на  достоверном  знании  и  в  принятии  правильного  решения  в  повседневной  жизни.  Рассудительность,  ум  и  сообразительность  помогают  человеку  находить  правильные  диалектические  посылки  в  том,  в  чём  обычно  мнения  расходятся.  Благодаря  этим  качествам  и  при  правильном  применении  диалектики,  люди  всегда  могут  достичь  предельной  истины.

ABSTRACT

Farabi  considered  the  dialectics  as  "burn-in  art"  for  achievement  of  the  victory  in  dispute,  for  preparing  the  person  to  occupation  by  theoretical  science,  founded  on  reliable  knowledge  and  in  taking  the  correct  decision  in  everyday  life.  The  Prudence,  wit  and  cleverness  help  the  person  to  find  correct  dialectical  parcel  in  that,  in  than  usually  opinions  are  spent.  Due  to  this  quality  and  under  correct  using  the  dialectics,  people  always  can  reach  the  limiting  truth.

 

Ключевые  слова:  диалектика;  спор;  диспут;  суждение;  искусство;  посылка;  знание;  метод;  способ;  рассуждение;  вопрос;  ответ;  бытиё;  доказательство.

Keywords:  dialectics;  debate;  dispute;  judgements;  art;  parcel;  knowledge;  method;  way;  discourse;  question;  answer  way  of  life;  conclusive.

 

Абу  Наср  Мухаммед  ибн  Тархан  аль-Фараби  —  великий  философ,  учёный-энциклопедист,  один  из  крупнейших  представителей  средневековой  восточной  философии.  Неоценима  его  роль  в  развитии  среднеазиатской  культуры  и  культуры  народов  Ближнего  и  Среднего  Востока.  Тщательно  изучив  труды  греческих  учёных  в  подлиннике,  Фараби  написал  ко  многим  из  них  подробнейшие  комментарии.  При  этом  он  не  просто  комментирует  античные  тексты,  но  и  предлагает  свою  точку  зрения  на  их  содержания  через  призму  собственных  умозаключений.  Кроме  этого,  Фараби  написал  много  произведений  о  греческих  философах:  «Книга  о  совокупности  мнений  двух  философов  —  Платона  и  Аристотеля»,  «Посредничество  между  Аристотелем  и  Галеном»  и  др.  Конечно,  всё  это  имело  большое  значение  для  народов  Востока  в  изучении  древнегреческой  культуры  и  философии.  Фараби  принадлежит  первая  классификация  наук,  известных  в  то  время.  Велика  заслуга  Фараби  в  изучении  медицины  и  в  разработке  теории  музыки.  В  течение  многих  веков  его  произведения  были  незаменимыми  пособиями  для  изучения  этих  наук.  Ему  принадлежат  более  160  произведений,  относящиеся  к  различным  отраслям  науки.  За  глубокое  знание  греческой  мудрости,  за  энциклопедический  ум  и  большой  вклад  в  развитие  науки  Фараби  получил  титул  «второго  учителя»,  «Аристотеля  Востока».  Его  труды  оказали  огромное  влияние  на  ибн  Сину,  ибн  Рушда,  и  других  учёных  того  времени,  а  также  на  философию  и  науку  средневекового  Востока. 

Научная  деятельность  выдающегося  восточного  мыслителя  Фараби  многогранна.  Прежде  всего  его  интересовали  теоретические  основания  различных  наук,  их  философский  смысл.  Большую  часть  трудов  Фараби  составляют  его  оригинальные  сочинения,  посвященные  проблемам  метафизики,  анализу  законов  и  категорий  бытия,  познавательной  деятельности  человека,  логике,  пониманию  сущности  разума,  свойств  физического  мира,  определению  философского  содержания  практических  наук.

Понятие  «диалектика»  часто  употребляется  в  произведениях  Фараби,  его  понимание  диалектики  в  основном  совпадает  с  пониманием  Аристотеля,  но  немного  отличается  от  него.  Фараби  диалектику  относит  к  искусству,  ремеслам.  Человека  называют  «диалектиком,  —  писал  он,  —  из-за  его  занятия,  способа  рассуждения  и  умения  применять  своё  искусство»  [6,  с.  134].  По-арабски  «Диалектика»  —  «Джадал»,  лексическое  значение  этого  термина  —  спор,  диспут.  Фараби  называет  этот  вид  логического  искусства  методом,  способом,  рассуждением,  знанием.  Под  искусством  диалектики  Фараби  понимал  «искусство,  посредством  которого  человек  приобретает  способность  вырабатывать  силлогизм  из  общепринятых  посылок  для  опровержения  любого  состояния  общего  тезиса»  [5,  с.  361],  которое  мы  получаем  из  ответов  на  вопросы  во  время  диалектической  беседы.  Фараби  определяет  диалектический  метод  не  только  как  способ  вопроса  и  ответа,  но  и  как  стратегию  и  тактику  научных  дискуссий,  спора,  в  результате  которого  обеспечивается  победа  над  противником.

А  в  переводе  с  греческого  диалектика  означает  «искусство  вести  беседу»,  «искусство  спора».  Под  диалектикой  подразумевалось  умение  сталкивать  различные  точки  зрения,  доказывать  свою  правоту  суждений.  Особенно  ярко  проявилось  это  у  древнегреческих  философов.  Они  утверждали,  что  диалог  помогает  выявлению  истины  как  чего-то  нового,  которое  отсутствовало  в  начале  спора,  но  появилось  в  процессе  обсуждения.  «В  философии  Аристотеля  диалектика  фигурирует  уже  не  просто  как  искусство  беседы,  дискуссии,  а  как  метод  научных,  и  в  первую  очередь  философских  исследований,  имеющих  целью  познание  основных  и  общих  определений  бытия  и  мышления»  [1,  с.  134].  Аристотель  при  определении  этого  искусства  указывает  на  то,  что  именно  такой  метод,  применение  которого  удается  вырабатывать  силлогизмы  из  общепринятых  посылок  ко  всем  поставленным  вопросам  и  притом,  что  в  ответе  на  него  не  будет  выдано  ничего  такого,  из  чего  последует  противоречие  общему  состоянию  тезиса,  которое  отвечающий  защищает.  С  помощью  таких  вопросов  можно  исследовать  любую  из  двух  частей  противоречия,  который  получает  спрашивающий  от  отвечающего.

Известно,  что  диалектику  как  метод  познания  Аристотель  раскрывает  в  своём  произведение  «Топика».  Там  он  подходит  к  диалектике  как  к  методу,  с  помощью  которого  можно  получить  истинное  заключение  из  вероятностных  посылок.  Аристотель  обосновывает  тезис  о  том,  что  диалектические  положения  могут  быть  перенесены  и  на  другие  науки,  что  они  должны  соответствовать  принципам  наук.  Диалектика  не  касается  какой-либо  одной  науки,  а  является  общей  для  различных  областей  знания.  Если  Аристотель  считал,  что  основной  целью  диалектики  является  опровержение  высказываний,  то  Фараби  отмечает,  что  не  менее  важной  целью  диалектики  является  доказательство.  На  примерах  он  показывает,  что  целью  диалектического  силлогизма  является  изучение  мыслительной  деятельности  человека,  выявление  противоречий  в  суждениях  и  их  преодоление.  Следовательно,  это  и  есть  единственный  путь,  ведущий  к  истине.

Искусство  диалектики  Фараби  относит  к  философии,  призванной  выработать  способности  ума  к  нахождению  сомнительных  мест  и  поиску  истины.  Фараби  подчеркивает  значимость  диалектики,  которая,  по  мысли  ученого,  является  тренировкой  и  дает  человеку  способность  вырабатывать  диалектические  силлогизмы  и  выставлять  их  в  любое  время  по  его  желанию.  Диалектика  не  только  подготавливает  к  усвоению  других  наук,  но  и  делает  достоверными  и  доказательными  исследуемые  в  них  положения.  Исследуя  особенности  познания  естественных,  теологических  и  гражданских  наук,  Фараби  убедительно  доказывает,  что  установить  истину  в  них  можно  только  с  помощью  диалектики,  потому  что  человек  становится  подготовленным  к  наукам,  основанным  на  достоверном  знании. 

С  помощью  искусства  спора,  опровержения  и  доказательства  Фараби  смог  во  всей  полноте  понять  соревновательную  природу  искусства  опровержений  и  доказательств,  основанного  на  познавательном  искусстве,  в  котором  видел  способ  приобретения  знания  и  его  испытания  на  достоверность  в  процессе  интеллектуального  состязания,  в  котором  каждый  из  участвующих  должен  осмыслить  позицию  противоречащей  стороны,  обнаружить  ее  уязвимые  места,  опровергнуть  её,  но  при  этом  упрочивать  такие  же  основные  параметры  собственной  позиции  «с  тем,  чтобы  соперничать  и  держать  верх»  [2,  с.  183].

Человек  стремящийся  к  победе  в  споре,  порой  даже  применяющий  хитрость  и  нечестные  способы  для  одержания  победы  в  споре,  конечно  же,  соответствует  вполне  конкретному  человеку,  приобретающему  и  использующему  знание  в  реальной  жизни.  В  наши  дни  мы  пользуемся  новыми  педагогическими  технологиями,  которые  кажутся  нам  современным  изобретением  психологов,  так  называемая  «мозговая  атака»  как  способ  мобилизации  и  стимулирования  интеллектуальной  энергии,  но  в  действительности  она  является  лишь  попыткой  возрождения  древнейшей  традиции  соревнований  и  одну  из  разновидностей  искусства  опровержений  и  доказательств.

Для  достижения  истины,  по  убеждению  Фараби,  человек  должен  обладать  способностями  к  диалектическому  диалогу,  обе  стороны  должны  обладать  необходимыми  знаниями,  иметь  одинаковые  способности  и  одинаковые  познания  в  искусстве  диалектики.  Это  обстоятельство  вынуждает  его  проявлять  предельную  напряжённость  усилий,  и  постоянное  стремление  выискивать  всё  новые  и  новые  аргументы.  Следовательно,  обе  стороны  получают  одинаковую  пользу  от  диалектической  беседы,  независимо  от  победы  или  поражения  в  споре.  «Споры,  диалоги,  изыскания  могут  быть  диалектическими  и  софистически-эвристическими.  В  первом  случае  победа  достигается  посредством  общепринятых  (научных)  посылок,  во  втором  —  путём  поверхностных,  весьма  запутанных,  сомнительных,  ложных  посылок»  [3,  с.  126]. 

В  трактате  «Диалектика»,  Фараби  отожествляет  понятия  «диалектические  методы»  и  «научные  методы»,  которые  используются  не  дифференцированно,  или  дополняют  друг  друга  при  поисках  истины.  «Смешанный  метод  —  это  такой  метод,  который  используется  философами  в  древности  до  той  поры,  пока  три  метода  не  дифференцировались  друг  от  друга  и  не  разделились  на:  1)  научный,  2)  диалектический,  3)  софистический»  [7,  с.  396].  Они  отличаются  друг  от  друга  по  своим  конечным  целям  и  началам.  Итак,  конечной  целью  философии  или  научного  метода,  является  достижение  предельной  (приближающей  к  абсолютному  счастью)  истины,  а  диалектика  тренирует  и  подготавливает  ум  человека  к  восприятию  философии,  она  ещё  является  орудием  научного  искусства.  И  «поэтому  цель  искусства  диалектики  заключается  в  поддержке  искусства  философии  и  служении  ей»  [8,  с.  397].  Софистика  подражает  диалектике,  становится  даже  похожей  на  неё,  и  создаёт  ложное  мнение  о  том,  что  именно  она  является  диалектикой.  Это  ложное  мнение  внушает  человеку  кажущиеся  знания,  ложную  мудрость  и  мнимое  стремление  к  конечному  счастью.  Согласно  Фараби,  достигнуть  истины  можно,  только  путём  диалектических  способностей  и  только  обладая  диалектическим  искусством,  можно  разобраться  в  софистических  рассуждениях  и  опровергнуть  их.  Особое  значение  диалектики,  в  том,  что  она  приносит  пользу  философии,  так  как  охраняет  и  защищает  её  от  софистов.  И  то,  что  в  действительности  имеется  в  диалектике,  имеется  и  в  софистике,  то  это  утверждение  является  ложным. 

Таким  образом,  Фараби  рассматривал  диалектику  как  «тренировочное  искусство»  для  достижения  победы  в  споре,  для  подготовки  человека  к  занятиям  теоретической  наукой,  основанной  на  достоверном  знании  и  в  принятии  правильного  решения  в  повседневной  жизни.  Но  для  этого  человеку  необходимы  такие  способности  (силы)  как  рассудительность,  ум  и  сообразительность.  Эти  способности  помогают  человеку  находить  правильные  диалектические  посылки  в  том,  в  чём  обычно  мнения  расходятся.  Разум  человека  во  многих  случаях  попадает  в  заблуждение  не  умышленно,  а  «сам  того  не  сознавая»  [4,  с.  130],  и  поэтому  нужно  ставить  человека  в  такое  положение,  в  котором  бы  он  сталкивался  с  противоречием  в  суждениях,  и  смог  бы  правильно  разрешить  их.  Из  этого  следует,  что  нужно  воспитывать  в  человеке  те  качества  и  способности,  с  помощью  которых  он  мог  бы  отличить  добро  от  зла,  прекрасное  от  безобразного  и  т.  д.  Следовательно,  мы  приходим  к  такому  выводу,  что  люди  в  состоянии  принимать  правильные  решения  только  благодаря  рассудительности,  уму  и  сообразительности  и  конечно,  при  правильном  применении  диалектического  искусства. 

 

Список  литературы:

1.Джохадзе  Д.В.  Диалектика  Аристотеля.  М.:  Мысль,  1971.  —  112  с.

2.История  диалектики  (Книга  1).  Алматы:  Институт  философии  и  политологии  МОН  РК,  2000.  —  225  с.

3.О  логическом  учении  аль-Фараби/  Бурабаев  М.С.,  Иванов  А.С.,  Харенко  Е.Д.  и  др.  Алма-ата:  Наука,  1982.  —  200  с.

4.О  логическом  учении  аль-Фараби/  Бурабаев  М.С.,  Иванов  А.С.,  Харенко  Е.Д.  и  др.  Алма-ата:  Наука,  1982.  —  200  с.

5.Фараби.  Историко-философские  трактаты  //  Диалектика.  Алма-ата:  Наука,  1985.  —  592  с.

6.Фараби.  Философские  трактаты.  Алма-ата:  Наука,  1970.  —  134  с.

7.Фараби.  Историко-философские  трактаты  //  Диалектика.  Алма-ата:  Наука,  1985.  —  592  с.

8.Фараби.  Историко-философские  трактаты  //  Диалектика.  Алма-ата:  Наука,  1985.  —  592  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.